Ясперс (Jaspers) Карл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Ясперс (Jaspers) Карл

1883-1969

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ясперс (Jaspers) Карл

 

Ясперс (Jaspers) Карл Теодор (1883-1969) - немецкий философ, ведущий представитель философии экзистенциализма. С 1916 - проф. философии в Гейдельберге, с 1948 - проф. философии в Базеле. С 1967 гражданин Швейцарии. Родился в состоятельной протестантской либеральной семье банкира. С детства страдал бронхиальной астмы, сильно ограничивавшей его работоспособность и на протяжении всей жизни принуждавшей к строгой дисциплине. Следуя желанию отца, с 1901 начинает изучать юриспруденцию во Фрейбурге, а с 1902 приступает к изучению медицины вначале в Мюнхене, затем в Берлине и в Геттингене и, наконец, в 1903-1908 - в Гейдельберге. В 1909 в Гейдельберге под научным руководством Франца Ниссля Я. защищает докторскую диссертацию на тему «Ностальгия и преступление». С 1909 по 1914 работает ассистентом-добровольцем в университетской психиатрической клинике. В 1907, через своего близкого друга Эрнста Майера, Я. знакомится с его сестрой Гертрудой Майер, на которой женится в 1910. Поскольку Гертруда была еврейкой по происхождению, этот брак превратится при национал-социалистах в серьезную проблему для Я. и станет одним из важнейших моментов жизни.

Гейдельберг, где Я. жил с 1908 по 1948 и где также работали В. Виндельбанд, Г. Дриш, Г. Риккерт, М. Вебер, Э. Трельч и другие выдающиеся ученые, безусловно, являлся одним из духовных центров того времени. 

Здесь в 1909 Я, знакомится с М. Вебером, ставшим для него другом и образцом для подражания в научной деятельности, В 1910-1911 он принимает эпизодическое участие в работе группы по изучению «психологической теории г3. Фрейда и близких ему воззрений», которую организовал Эрнст Кронфельд и к которой принадлежали также Отто Майерхофер и Владимир Элиасберг. В 1913 при поддержке Ф, Ниссля, М. Вебера и В. Виндельбанда Я. получает доцентуру по психологии на философском факультете. Конкурсная работа «Общая психопатология», в которой автор применил к психопатологии методы "герменевтики В. Дильтея и феноменологии ТЭ. Гуссерля, была направлена против двух распространенных психологических предрассудков: против утверждения Вильгельма Гризинга о том, что в основе душевных расстройств лежат нарушения мозговых функций (редуцирование такого рода Я. называл «мифологией мозга»), с одной стороны, и против фрейдистского психоанализа - с другой. Этот труд Я. и по сей день сохраняет научную значимость.

В 1916, после двух лет преподавания в Гейдельберге, его назначают на должность экстраординарного проф. В 1921 переговоры относительно его пребывания в университете завершаются созданием специально для него должности ординарного проф., и с 1922 Я. - вместе с Г. Риккертом - содиректор Института философии. Отношения с Г. Риккертом не сложились. Я. с самого начала относился к нему скептически как в силу своего психологического образования, так и в силу своей растущей тяги к Экзистенциализму. В дискуссии о творчестве и личности М. Вебера их противостояние дошло до прямого разрыва. Косвенным образом именно размежевание с неокантианским Позитивизмом риккертианского толка послужило для Я. толчком к написанию двух его бестселлеров: «Психология мировоззрений» (1919) и «Духовная ситуация нашего времени» (1931). В первой работе Я. пытается переосмыслить задачи философии в их отличии от задач науки, а во второй - развести истину и науку. В1932 выходит в свет его главное трехтомное сочинение «Философия» (т. I. Философская ориентация; т. II. Высвечивание экзистенции; т. III. Метафизика), в котором он выдвигает основные принципы своей экзистенциальной философии. Теоретическое обоснование экзистенциальная философия получает в двух следующих произведениях: «Разум и экзистенция» (1935) и «Экзистенциальная философия. Три лекции» (1938).

В 1930-1940-е гг. Я. попадает в водоворот политических событий. С 1926 он ведет постоянную переписку с Х. Арендт - своей ученицей и собеседницей до конца жизни, а также, еще с 1920-х гг., - с М. Хайдеггером. Когда М. Хайдеггер демонстративно вступил в НСДАП и в своей ректорской речи присягнул «военной службе, рабочей службе и службе мысли», Я. порвал с ним отношения. В то время как М. Хайдеггер претендовал на статус «главного философа Рейха», Я. столкнулся с проблемами, связанными с его браком. После прихода нацистов к власти в 1933 он был сразу же отстранен от университетского руководства, в 1937 - временно отстранен от должности, а в 1943 Я. запретили публиковаться. Назначенную на 14 апреля 1945 транспортировку супругов Ясперс в концентрационный лагерь предотвратило освобождение Гейдельберга американскими войсками 30 марта. После окончания войны на Я., как одного из немногих немецких интеллектуалов, не запятнавших себя сотрудничеством с нацистами, возлагается задача восстановления немецких ун-тов. Занимая высокий пост в послевоенной системе образования, Я. добивается от властей временного (до 1950) запрета на преподавание для М. Хайдеггера, но не выступает сторонником запрета на его публикации.

Опыт нацистской дискриминации и опыт войны побуждают Я. обратиться к новым темам, а именно к проблемам внешней действительности (прежде всего к проблемам политики, религии), а также к философии мира. Он работает над монументальной историей идей, призванной заново переписать историю мышления, с одной стороны, и философию истории - с другой, в свете лучшего будущего. Сам Я. публикует только отдельные фрагменты этого проекта (среди прочих: «Великие философы» и «Философия и мир», обе датированы 1958); некоторые части входят в его архивное наследие («Великие философы», тт. I, II, 1981; «Всемирная история философии. Введение», 1982). В этих работах Я. выдвигает концепцию «осевого времени», или «осевых эпох» (Achsenzeiten): Конфуций, Будда, Сократ и Иисус, согласно Я., принадлежат одному «осевому времени». Эта концепция представляет интерес не только потому, что позволяет выйти за пределы евроцентристской эсхатологии и соответствующей ей гегельянской ступенчатой модели, но и потому, что она вооружает нас теоретическим инструментарием для осмысления плюральности культур, религий, способов мышления и вытекающих из этой плюральности проблем современного глобализированного мира.

Как интеллектуал и экзистенциальный философ Я. живо откликается на политические события европейского и общемирового масштаба (см., напр., «Проблема вины», 1946; «Истина, свобода, радость» (совм. Х. Арендт); «Свобода и воссоединение», 1960; «Атомная бомба и будущее человека», 1957). Аналогичным образом, т.е. исходя из перспективы своей теории будущего свободного и миролюбивого мирового соообщества, он подходит и к проблемам религии («Ницше и христианство», 1946; «Философская вера в свете Откровения», 1962).

Тем временем Я, все более и более разочаровывается в характере послевоенного развития Германии. Ему кажется, что изменилась лишь внешняя оболочка страны, но не сам дух немцев. Уже в 1948, приняв приглашение приехать в Базель, он обращается оттуда с предостерегающими словами к Федеративной Республике («Надежда и озабоченность. Заметки по вопросам немецкой политики 1945-1956», 1956), которые были восприняты в Германии отнюдь не только как благие пожелания. Когда бундесканцлером был избран бывший член НСДАП Курт Георг Кизингер и в 1967 были приняты законы о чрезвычайном положении, Я. из чувства протеста отказывается от немецкого гражданства и принимает гражданство Швейцарии. В это же время он рисует уничтожающе критический образ Федеративной Республики («Куда идет Федеративная Республика? Факты, опасности, шансы», 1966), вызвавший в Германии волну негодования («К критике моей работы «Куда идет Федеративная Республика?»», 1967). После этого он больше ничего не публикует, за исключением автобиографии («Судьба и воля. Автобиографические сочинения», 1967). Я. умер в 1969 г. в Базеле, оставив после себя 30 книг общим объемом в 12 тыс. печатных страниц, а также огромное архивное наследие.

Я. удостоен многочисленных наград, среди которых четыре почетных докторских звания (ун-тов Гейдельберга, Парижа, Женевы и Базеля), Премия мира немецких библиотек (1958), Международная премия мира Люттиха (1965), Орден «Pour le Merite» (1964), а также звание почетного гражданина его родного города Ольденбурга. Общества К. Ясперса действуют в Австрии, Японии и США. В Швейцарии существует Фонд К. Ясперса; город Гейдельберг каждые три года проводит награждения премией К. Ясперса.

В глазах представителей традиционной академической философии фигура Я. выглядела достаточно сомнительной. С самого начала он не примыкал ни к одному из существующих философских течений, не изучал философию в ун-те, не сдавал соответствующих экзаменов. У него не было философского наставника, и когда в возрасте 40 лет он сменил свой научный профиль, обратившись от психологии к философии, то имел смутное представление о многих философах и философских школах. Всю свою жизнь он отвергал философию как ремесло, предполагающее кропотливую работу с понятиями, строгую аргументацию и систематизацию. Таким образом, философия Я. в самом деле не отвечает многим формальным требованиям, выдвигаемым немецкой университетской средой. Однако в этом, возможно, кроется не только ее слабость, но и ее сила: Я., не будучи скован формальными требованиями, мог философствовать за пределами академических споров наивно, непосредственно и непредвзято. Образцами для подражания ему служили такие мыслители, как С. Кьеркегор (позитивный пример), Ф. Ницше (негативный пример), И. Кант (с оговорками).

Экзистенциальная философия Я. исходит прежде всего из опыта человека в совр. обществе с характерными для последнего Отчуждением, господством техники, властью масс (Vermassung), десубъективацией, индивидуализацией и одиночеством. Этому опыту Я. противопоставляет высвечивание бытия (Seinserhellung). Для Я. бытие, как всеобъемлющее Единое, присутствуя в бесконечном многообразии сущего повсюду, само себя никогда не проявляет; именно поэтому бытие как таковое - в отличие от причины или сущности - не может стать предметом познания или анализа. На него указывают только signa, знаки бытия в сущем. Бытие не есть, бытие становится, бытие изливается и развертывается. Эту трансценденцию бытия Я. именует «безусловное бытие» (das Umgreifende), а учение о нем Perienchotologie. Однако коль скоро познание всегда находится в зависимости от субъект-объектного расщепления, а бытие как «безусловное бытие» трансцендирует это расщепление, постижению доступны лишь способы бытия «безусловного бытия». Последние обнаруживаются повсеместно: в «здесь-бытии», в мире, в сознании, в разуме и духе, в экзистенции и, наконец, в самой трансценденции. В «здесь-бытии», напр., «безусловное бытие» возникает, когда субъект (жизнь) и объект (прожитое) коррелятивно совпадают. С миром как «безусловным бытием» я сталкиваюсь тогда, когда «бытие-в мире» вырывает меня из «бытия-для меня». Сознание вообще как «безусловное бытие» возникает там, где я как познающий становлюсь частью всеобщего разума. Дух как «безусловное бытие» возникает в творческой фантазии, превращающей субъективное в объективное, Трансценденция «безусловного бытия» становится зримой в вере в трансценденцию. Экзистенция как «безусловное бытие» проявляется в «бытии-собой» («само-бытии») через свободу, как если бы я дарил себя себе. Таким образом, свобода становится просто «безусловным бытием», что Я. также называет Umgreifende der Umgreifenden. Тем самым, «безусловное бытие» покоится в том, что постоянно ускользает от самого себя.

Экзистенция означает «самим-собой-бытие». Хотя опорой «самим-собой-бытия» служит мое «здесь-бытие» (Dasein), оно не ограничивается моим фактическим «есть-бытием» (Ist-Sein), а ведет к «безусловному бытию», в котором я себя трансцендирую, В той мере, в какой я есть, я не обладаю собой, но только прихожу к себе как возможная экзистенция. Вернуть мою самоотчужденную экзистенцию к себе - задача экзистенциального высвечивания, которое отсылает, прежде всего, к пограничным ситуациям, коммуникации и свободе. В основе пограничных ситуаций лежит конечность «здесь-бытия», осознание положения между конечным и бесконечным. Рождение, происхождение, борьба «здесь-бытия», вина, историческая случайность и смерть - все эти ситуации выпадают из калькулируемого течения жизни и поэтому находятся на границе с «безусловным бытием». Именно здесь у субъекта есть возможность либо прийти к «самим-собой-бытию» как к свободе, либо проигнорировать пограничную ситуацию и остаться в косном, вегетативном объектном бытии. Переживать пограничные ситуации и существовать, по Я., - одно и то же. 

Такую же возможность постичь для себя «безусловное бытие» дает коммуникация, а также - выбор свободы, в большинстве случаев очень болезненный.

От «экзистенциализма» М. Хайдеггера «экзистенциальная философия» Я. отличается в трех основных пунктах, (1) В противовес хайдеггеровским «неторным тропам» (Holzwege), она обращена не вспять, а вперед. Экзистенциальная философия не отрицает современность, но вместе с ней и в ней самой ищет пути выхода. (2) Эта философия не является де-субъективированной, в ней нет безличных форм - ничего аналогичного хайдеггеровскому «man». Напротив, она стремится дать совр. индивиду новую субъективность, (3) Ей чужда тяга к ремифологизации мира. В противовес хайдеггеровской «фундаментальной онтологии» она открыта свободе. От экзистенциализма Ж.-П. Сартра Я. также дистанцируется, ибо ему чужды такие сартровские понятия, как «отвращение к себе», отвержение других, а также свойственный Сартру слепой акционизм. И наконец, к чести Я. можно констатировать, что он никогда не считал свою онтологию заменой религии. Его философская вера покоилась не на установлении новых догм и жизненных предписаний, а на уверенности в освободительной силе философской мысли.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 370-373.

Сочинения: Куда движется ФРГ? М., 1969; Истоки истории и ее цель. М., 1994; Ницше и христианство. М., 1994; Общая психопатология. М., 1997; Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии. М., 1999; Введение в философию. Минск, 2000; Всемирная история философии: Введение. СПб., 2000; М. Хайдеггер, К. Ясперс. Переписка 1920-1963. М., 2001; Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб., 2004; Psychologie der Weltanschauungen. В., 1919; Philosophie. Bd. 1-3. В., 1932; Vernunft und Existenz. W., 1935; Existenz - philosophie. Drei Vorlesungen. В., Leipzig, 1938; Von der Wahrheit. Miinchen, 1947; Vernunft und Wiedervernunft in unserer Zeit. W., 1952; Die Grossen Philosophen. Miinchen, 1957; Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. Miin-chen, 1958; Philosophische Autobiographie. Munchen, 1977.

Литература: Rabanus Ch. (Hg). Primarbibliographie der Schriften Karl Jaspers. Tubingen, 2000; Salamun K. Karl Jaspers. Munchen, 1985; Salamun K. Zur Aktualitaet Karl Jaspers. Munchen etc., 1991; Saner H. Karl Jaspers in Selb- stzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1970; SchilppA.P. The Philosophy of Karl Jaspers. N. Y., 1957; Weidmann B. Existenz in Kommunikation. Zur philosophi- she Ethik von Karl Jaspers. Heidelberg, 2005; Wisser R. Karl Jaspers, Philosopher among Philosophers. Wiirzburg, 1993.


Вернуться на главную страницу Ясперса

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС