Юм Дейвид
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ю >

ссылка на XPOHOC

Юм Дейвид

1711–1776

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Дэвид Юм

THE GRANGER COLLECTION, New York

Философ, историк, экономист...

Юм Дейвид (7.5.1711, Эдинбург, Шотландия, - 25.8.1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма. Родился в семье небогатого шотландского дворянина. Получил юрид. образование в Эдинбургском ун-те. В 1739 опубликовал гл. соч. "Трактат о человеческой природе". В 1753-1762 работал над восьмитомной "Историей Англии", в к-рой выразил претензии"новых" тори на роль лидеров блока двух партий англ, буржуазии. В 1763-66 на дипломатич. службе в Париже. В последние годы жизни участвовал в работе Науч. об-ва в Шотландии. Славу на родине Ю. принесли "Эссе" (1741) на обществ.-политич., морально-эстетич. и экономич. темы.

Теория познания Ю. сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Первичными восприятиями Ю. считал впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - впечатления внутр. опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретич. неразрешимой, Ю. заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувств, образов) от внеш. впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей бытия, Ю. толковал образование сложных идей как психологич. ассоциации простых идей друг с другом.

С убеждением Ю. в причинном характере процессов ассоциирования связан центр, пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему объективного существования каузальных (причинных) связей, Ю. решал её агностически: он полагал, что эта проблема недоказуема, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, и не похоже на неё. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Ю., на восприятии следования во времени события Б после

А, а также регулярности появления Б после А; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения следствия причиной; эта ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку, и, наконец, в "веру", что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление Б. Если, по Ю., в науках о природе убеждение в существовании причинности основано на внетеоретич. вере, то в области наук о психич. явлениях каузальность бесспорна, ибо она действует как механизм ассоциирования. Согласно Ю., каузальность надо превратить в ветвь психологии, что он и стремился осуществить.

Отвергая свободу воли с позиций психич. детерминизма, Ю. использовал этот вывод для критики понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть "...связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом..." (Соч., т. 1, М., 1965, с. 367). Критика духовной субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую "естеств. религию".

В основе этики Ю.- концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Ю.,- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Вслед за А. Шефтсбери и Ф. Хатчесоном Ю. считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич. принципа Ю. перешёл к утилитаризму. Но в поисках мотивов, к-рые заставили бы людей следовать требованиям "обществ, блага", он обращался к альтруистич. чувству общечеловеческой "симпатии", к-рое противопоставлял индивидуализму.

Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств, восприятия; прекрасное он толковал как наиболее пригодное к достижению практич. целей.

В социологии Ю. был противником как феодально-аристократич., так и бурж. договорных концепций происхождения гос-ва. Общество, по Ю., возникло в результате разрастания семей, а политич. власть - из института воен. вождей, к-рым народ "привык" подчиняться. Согласно Ю., степень законности власти зависит от продолжительности правления и соблюдения принципа частной собственности. В политич. экономии Ю. отвергал меркантилизм и близко подошёл к трудовой теории А. Смита. Наряду с ТТТ. Монтескье Ю. был представителем т. н. количеств, теории металлистических денег.

Под влиянием идей Ю. развивалось большинство позитивистских учений 19- 20 вв., вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистич. философии.

И. С. Нарский.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978.


Вернуться на главную страницу Юма

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС