Жигулин Анатолий Владимирович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ж >

ссылка на XPOHOC

Жигулин Анатолий Владимирович

1930-2000

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Анатолий Владимирович Жигулин

 

Жигулин Анатолий Владимирович (1.01.1930—6.08.2000), поэт. Родился в Воронеже в крестьянской семье. В 1949 году Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического института — был арестован за участие в подпольной организации (в к. 80-х Жигулин расскажет об этом в автобиографической повести «Черные камни»); до 1954 включительно находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу Тайшет — Братск, работал на золотых и урановых рудниках.

Образ России — один из главных в поэзии Жигулина: знакомые с детства «маковки церквей за пиками елок» («Дорога на плес», 1964), «И ржавый крест над колокольней…» («О, Родина! В неярком блеске…», 1967). Жигулин вместе с такими поэтами, как В. Н. Соколов, Н. М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик Святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. Но Жигулину дорог «И низкий холмик со звездой…», ибо она над могилой товарища по лагерю или солдата, защищавшего страну от фашистского нашествия.

В 70-е «церковь белая» с «серебряным крестом» перестает быть только приметой национального пейзажа или принадлежностью русской культурной истории. Герой Жигулина задумывается о Боге («Воронеж, детство, половодье», 1972); его все сильнее волновал вопрос смерти и бессмертия души вне «этой жизни на земле» («Скоро, скоро холода…», 1973), о «связи небес и человека» («Суздаль», 1973; «Крещенье. Солнце играет», 1976). Образ света озаряющего становится сквозным в поэзии Жигулина в к. 70-х и в 80-е («кресты не померкли», «кресты блестят», «светится лик золотой»).

Христианская идея любви определяет теперь этику Жигулина: «церковь» — «для меня — любовь» («Коломенское», 1975). Он убежден, что только «Бог — задумчив и суров» и еще «Любовь, что так кротка и терпелива» могут вдохновить на создание подлинных произведений искусства («Архангельское», 1973). Духовность, заботу о душе Жигулин полемически противопоставлял «радостям быта» («Пишу о душе. А душа…», 1974).

В те же годы Жигулин активно разрабатывал историческую тему (фрагменты поэмы «За други своя»). Особое внимание Жигулин уделял фактам уничтожения духовных ценностей в н. 30-х («Из российской истории», 1976; «Сто лет горит лампада…», 1980). «Огонь лампады» у могилы героя русско-турецкой войны 1878 Жигулин ставил в один ряд с Вечным огнем у могил солдат Великой Отечественной войны. В 1984 он написал об исторической связи между Георгиевским крестом и орденом «Знак Почета» («Георгиевский крест — награда небольшая…»). Идея единства русской истории и преемственности поколений защитников чести и достоинства Отечества — характерная черта исторического сознания Жигулина 80-х.

В 80-е усилилось трагическое начало в поэзии Жигулина: жизнь «боли полна»; «ветер боли и тревоги / Над бедной родиной моей…» («Покинутая деревня», «На родине»). В 1982 Жигулин написал о своей вещей тревоге, о предчувствии новых бед и страданий: «С кроткой молитвой / За камни святые берусь, / Вижу, как ворон кружится / Далече-далече…» («На псковской земле»).

В н. 90-х Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России» (Литературная газета. 1992. 23 дек.), где нашли отражение основные темы жигулинского творчества (ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о «колымском конвое»; любовь, неподвластная времени; защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта, видящего укрепление власти дьявола и разгул зла, терзающих «горемычную страну». Жигулин рисовал картину разрушения родины.

В. П.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далее читайте:

Константин ШАКАРЯН. «Дорогой трепетной и вечной...» К 90-летию со дня рождения Анатолия Жигулина. 2020.12.2

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избр. М., 1981; Из разных лет, из разных далей: Стихотворения и эссе. М., 1986;

Летящие дни. М., 1989;

Черные камни. М., 1989; 2-е изд. М., 1990.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС