Уставная грамота
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ > ДОКУМЕНТЫ XIV ВЕКА >

ссылка на XPOHOC

Уставная грамота

1391 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

УСТАВНАЯ ГРАМОТА

МИТРОПОЛИТА КИПРИАНА ВЛАДИМИРСКОМУ

ЦАРЕВОКОНСТАНТИНОВСКОМУ МОНАСТЫРЮ,

1391 г., ОКТЯБРЯ 21

Се яз Киприан митрополит всеа Руси дал семь ею грамоту монастырю своему святому Костянтину и игумену, что ми били челом сироты монастырские на игумена на Ефрема, так ркучи: наряжает нам, господине, дело не по пошлине*, чего, господине, при первых игуменах не бывало, пошлины, господине, у нас емлет, чего иные игумены не имали.

А игумен митрополиту так рек: яз, господине, хожу по старой пошлине, как было при первых игуменех, а здесь, господине, на Москве игумен Царко, тот игуменил у святого Костянтина наперед мене, того, господине, и вопросы. И митрополит послал Окинфа к Царку игумену, занеж товды Царко неиздоровел, велел вспросити, какова пошлина в святом Констянтине и как людем монастырским дело делати.

И Царко игумен так отвечал Окинфу: при моем игуменстве так было в святом Констянтине; большим людем из монастырских сел церковь наряжати, монастырь и двор тынити, хоромы ставить, игумнов жеребий весь рольи орать взгоном, и сеяти, и пожати, и свести, сено косить десятинами и в двор ввести, ез бити и вешней и зимней, сады оплетать, на невод ходити", пруды прудить, на бобры им в осенине поити, а истоки им забивати, а на велик день и на Петров день приходят к игумену что у кого в руках".

А пешеходцем из сел к празднику рожь молоти, и хлебы печи, солод молоть, пива варить, на семя рожь молотить, а лен дасть игумен в села, и они прядут сежи и дели" неводные наряжают, а дают из сел все люди на праздник яловицу", но одинова ми, господине, добили челом, а не в пошлину, тремя бараны, и яз их пожаловал за яловицу, занеж ми была не надобе яловица, а по пошлине по старой всевды ходит яловица на празник. А в которое село приедет игумен в братшину и сыпци дают по зобне овса конем игуменовым. (...)

И Киприан митрополит всеа Руси так рек игумену и христианом монастырском: ходите же вей по моей грамоте, игумен сироты держи, а сироты игумена слушайте, а дело монастырское делайте. (...)

Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XV веков. М., 1951. Ч. 1. № 201. С. 179-180.

Печатается по кн.: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., 1989. С. 90-92.

Словарь:

Сироты - крестьяне.

Ркучи - говоря, жалуясь.

Не по пошлине - не по старине, болыпе обычного, чем и вызвана жалоба крестьян.

Окинф - боярин митрополита, управлявший его хозяйством.

Большие люди - зажиточные крестьяне, имевшие лошадей.

Церковь наряжатя - строить и убирать церковь.

Тынити - строить изгородь, тын.

Жеребий... вагоном - пахать принадлежащий шумену участок пашни всем вместе, сообща, в одно время.

Ез - устройство для ловли рыбы в виде частокола или плетня, поставленных поперек реки или ее притока, roe шла рыба.

На невод ходиги - ловить рыбу неводом (сетью).

На бобры... поит - осенью ловить бобров.

Велик день - праздник Пасхи.

Петров день - церковный праздник (29 июня).

Что у кого в руках - с подношениями игумену.

Пешеходцы -крестьяне малоимущие, безлошадные.

Сежи и дели - неводы с приспособлениями для ловли рыбы.

Яловица - нетелившаяся корова, телушка.

Браттина (братчина) - праздничный пир в складчину.

Сыпци - участники складчины, называемой также "ссыпчиной".

Зобна - плетеный кошель, кузовок для дачи лошадям овса.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС