О международном статуте Иерусалима
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ > ДОКУМЕНТЫ 40-Х ГОДОВ XX ВЕКА >

ссылка на XPOHOC

О международном статуте Иерусалима

1949 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Тезисы к выступлению делегации СССР на Четвертой Сессии Генеральной Ассамблеи ООН

по вопросу о международном статуте Иерусалима и защите святых мест

15.07.1949

Сов. секретно

1. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции относительно будущего правительства Палестины, принятой 29 ноября 1947 г. на 128-ом пленарном заседании, постановила, что город Иерусалим, границы которого установлены в соответствии с положениями этой резолюции, должен быть учрежден в качестве отдельной единицы, пользующейся специальным международным режимом, и находиться под управлением Организации Объединенных Наций. Исходя из этого, Генеральная Ассамблея возложила на Совет по Опеке обязанности по управлению городом от имени Организации Объединенных Наций.

2. При решении вопроса об установлении международного режима в Иерусалиме, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций исходила из того, что с городом Иерусалимом связаны духовные и религиозные интересы трех великих религий в мире: христианской, иудейской и мусульманской и что эти интересы так же, как спокойствие и порядок в Иерусалиме, лучшим образом могут быть обеспечены Организацией Объединенных Наций.

3. Исходя из вышеуказанных принципов, Генеральная Ассамблея поручила Совету по Опеке, как наиболее подходящему для этой цели Органу Объединенных Наций, выработать и утвердить в течение пяти месяцев подробный Статут города Иерусалима. В соответствии с этим решением Совет по Опеке провел известную работу по выработке Международного Статута Иерусалима, однако неожиданно прекратил ее, хотя не имел на то никаких законных оснований, т.к. Генеральная Ассамблея не освободила его от этого поручения.

4. В результате самоустранения Совета по Опеке от порученного ему дела Генеральная Ассамблея вновь вынуждена заниматься этим вопросом, а Иерусалим до сих пор остается без утвержденного международного статута.

Что заставило Совет по Опеке не выполнить решение от 29 ноября 1947 г., а Генеральной Ассамблее вновь возвратиться к этому вопросу. Ответ на этот вопрос можно найти, если проследить события в Палестине и проанализировать политику Англии и США в палестинском вопросе. Политика этих держав направлена к тому, чтобы ревизовать решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года и решить палестинский вопрос в своих интересах.

5. Генеральная Ассамблея уже имела случай обсуждать предложения США об опеке над Палестиной, план посредника, горячо поддержанный Великобританией, резолюцию Великобритании по докладу посредника и ряд других проектов. Все эти проекты не имеют ничего общего с задачами укрепления мира и обеспечения еврейского и арабского народов в деле осуществления их прав на самоопределение и создание двух независимых государств в Палестине. Эта политика исходит из корыстных интересов империалистических групп, стремящихся упрочить свои позиции в Палестине, и она объективно ведет к затяжке решения палестинского вопроса, к сохранению напряженного положения в Палестине, что противоречит основным принципам ООН.

6. В этом следует искать причины невыполнения Советом по Опеке поручения Генеральной Ассамблеи в части выработки международного статуса для Иерусалима. Этими же причинами объясняется тот факт, почему посредник ООН превысил свои полномочия и вместо выполнения решения Ассамблеи от 29 ноября 1947 г. стал на путь ревизии этих решений. Эти причины лежат также в основе того, почему выработка международного статута Иерусалима поручена непредставительной Согласительной комиссии, тогда как поручения с Совета по Опеке никто не снимал.

7. Советская делегация выступила на третьей сессии Генеральной Ассамблеи против пунктов 6 и 7 британского проекта о поручении Согласительной комиссии представить предложения относительно постоянного международного режима для Иерусалима и назначения представителя Объединенных Наций в Иерусалиме, т.к. эти пункты противоречат решению Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г., по которому выработка международного режима для Иерусалима и осуществление административной власти в Иерусалиме возлагается на Совет по Опеке. Резолюция от 11 декабря 1948 г. в обход основному решению о Палестине поручает выработку статута Иерусалима Согласительной Комиссии. Таким образом, вместо компетентного и представительного органа, которым является Совет по Опеке, решение столь важного для всего мира вопроса отдается в руки отнюдь не беспристрастной комиссии из представителей трех государств.

8. Исходя из решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г. и того, что Совет по Опеке является для этой цели наиболее подходящим и представительным органом, Советская делегация предлагает разработку международного статута Иерусалима так же, как и осуществление административной власти в Иерусалиме передать Совету по Опеке, который уже проделал значительную работу в этой области. Что касается предложений Согласительной Комиссии по международному режиму Иерусалима, то их без обсуждения следует передать Совету по Опеке, который может использовать их при окончательной выработке статута Иерусалима.

9. Советская делегация считает, что международный статут Иерусалима должен сохранить цельность города, как самостоятельную единицу. Это вытекает из решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года, исторической справедливости, интересов трех великих религий, желаний всего цивилизованного мира, экономических интересов и нормальных условий жизни населения города. Раздел Иерусалима на две части и предоставление международного статута только для «святых мест» отрицательно отразится на нормальной функции религиозных общин и экономической жизни города. Однако при сохранении единства международного статута Иерусалима и в рамках этого статута Советская делегация считает возможным предоставить местную автономию для еврейской и арабской части населения Иерусалима.

10. Советская делегация считает также, что международный статут Иерусалима должен базироваться на широких демократических принципах и административная власть в этом городе должна осуществляться Советом по Опеке. При этом всему населению Иерусалима должны быть обеспечены основные свободы, в том числе свобода вероисповедания и отправления богослужений, свобода совести, языка, образования, слова и печати, собраний и организаций, право петиций и т.д. В городе должны быть запрещены всякого рода дискриминации лиц по признаку расы, вероисповедания, языка и пола. Все лица должны иметь право на равную защиту и т.д.

11. Законодательный Совет города должен быть избран на демократических началах, который должен состоять из граждан и жителей города в составе 40 человек, из коих 18 избираются евреями и 18 арабами, а остальные 4 человека свободно избираются от других национальных групп населения. Избирательный закон должен базироваться на широких демократических свободах и утверждаться Советом по Опеке. Губернатор Иерусалима, действующий по поручению Совета по Опеке, несет ответственность за соблюдение избирательного закона, но не должен влиять на состав Законодательного Совета. Местные автономные органы самоуправления должны также базироваться на демократических принципах выборности с подчинением законам общего Законодательного Совета города и распоряжениям губернатора, вытекающим из присвоенных ему прав по международному статуту Иерусалима.

12. Губернатор Иерусалима не должен иметь неограниченное право «вето» в отношении любого решения Законодательного Совета. Это «вето» может распространяться только на такого рода решения, которые противоречат международному статуту Иерусалима. Необходимо предусмотреть также, что в случае конфликта между губернатором и Законодательным Советом, решение должно выноситься Советом по Опеке, на который возложено резолюцией Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года осуществление административной власти в Иерусалиме. Отсутствие в статуте такого положения и предоставление губернатору неограниченного права «вето» противоречит демократическим принципам.

13. Губернатор Иерусалима не должен вмешиваться в споры между религиозными общинами и группами. Вмешательство губернатора в такого рода споры может привести к тому, что светский человек будет выступать в качестве арбитра в делах чисто религиозного порядка, что нарушит религиозные принципы и может нанести ущерб тем или иным религиозным общинам. Решение религиозных споров должно быть отнесено к компетенции высших религиозных органов, а имущественные дела религиозных общин и иностранных государств должны рассматриваться местными судами. Причем решения этих судов могут быть обжалованы в Совете по Опеке.

14. Учитывая то, что в Иерусалиме имеют интересы ряд религиозных общин, губернатору нельзя предоставить такое право, чтобы его решение было окончательным и не подлежало обжалованию. В связи с этим Советская делегация предлагает внести в статут Иерусалима пункт, предусматривающий порядок обжалования решения губернатора в Совете по Опеке. Отсутствие такого положения противоречит демократическим принципам и может нанести ущерб для религиозных общин.

15. Согласно решению Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г., для «святых мест» предусматривается возможность беспрепятственного посещения их всеми верующими. Поэтому одним из положений статута должна быть гарантия свободного доступа к «святым местам», а также охрана их сохранности. Однако для осуществления этих принципов и нормальной работы религиозных общин необходимо ускорить проведение в жизнь резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г. в части полной демилитаризации города, вывода вооруженных сил из Иерусалима и создания полицейских сил для обеспечения порядка.

16. В целях обеспечения мира и спокойствия в Иерусалиме следует вменить в обязанность губернатора, чтобы он немедленно докладывал о всех случаях угрозы или акта агрессии непосредственно Совету Безопасности, который один должен заниматься вопросами мира и безопасности. Совет Безопасности обязан немедленно принять соответствующие меры, обеспечивающие мир и безопасность Иерусалима.

17. Советская делегация считает, что вопрос «о защите святых мест» является составной частью международного статута Иерусалима, а посему предлагает передать рассмотрение вопроса «о защите святых мест» в Совет по Опеке, которому резолюцией Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г. поручено выработать соответствующие положения о защите «святых мест».

АВП РФ. Ф. 0118. Оп. 2. П. 3. Д. 135—141.

Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Том 1. 1947-1956. 2003.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/


Далее читайте:

Тезисы к выступлению делегации СССР на Четвертой Сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о помощи палестинским беженцам. 15.07.1949

Проект предложения делегации СССР на Четвертой Сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о международном статуте Иерусалима и защите святых мест. 15.07.1949

Организация объединенных наций 1945 г.

Россия в 40-е годы (хронологическая таблица).

Основные события 1949 года (хронологическая таблица).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС