Образование в Мезоамерике
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Образование в Мезоамерике

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Образование в Мезоамерике

Портрет Несауалъпилли, правителя Тескоко, самого образованного человека своего времени.
Поножи и браслеты покрыты листками золота на самом манускрипте.
«Кодекс Иштлильшочитля»

Именно в семье ребенок получал свое первое образование, знакомившее его с правилами идеального поведения и хорошими манерами, продиктованными очень строгим моральным и социальным кодексом. Необходимо было, чтобы мальчик обладал такими качествами, как послушание, уважение, честность, чтобы девочки были послушными, осмотрительными, осторожными и целомудренными.

В своем рассказе о различных составляющих ацтекского общества и семьи Саагун также перечисляет качества, которые должны демонстрировать члены семьи, добродетели, которым он, правда, противопоставляет затем «пороки».

Уэуэтлатолли, или моральные наставления, произносимые, среди прочих, родителями, проливают свет на это обучение. Обращаясь к дочери, мать говорит: «Мы путешествуем, мы идем по этой земле сквозь опасности. По обеим сторонам — пропасть. Если ты не идешь посередине, ты упадешь. Можно выжить, только если идешь посередине». Это наставление определяет линию поведения, которой надлежит следовать и к которой подготавливает семейное воспитание, каким бы ни было социальное происхождение ребенка.

В жизни ребенка скромного происхождения исполнение обязанностей и общественных работ начиналось рано. Начиная с четырех лет мальчики должны были помогать переносить воду, с пяти — носить вязанки хвороста, легкие тюки на рынок и собирать зерна маиса, осыпавшиеся на землю. В шесть лет девочки учились держать в руках веретено. В семилетнем возрасте мальчики начинали ловить сетью рыбу, а девочки — прясть хлопок. К тринадцати годам мальчик в одиночку отправлялся на каноэ за тростником, а девочка умела молоть зерна маиса. На следующий год мальчик отправлялся один на каноэ ловить рыбу, а девочка занималась ткачеством и вышивкой. «Кодекс Мендосы» точно указывает число тортильяс (лепешек), которые ежедневно получал ребенок соответственно своему возрасту, он описывает также взыскания и даже наказания, которые получали непослушные и неловкие: уколы иглами агавы, удары палкой, вдыхание испарений стручкового перца и т. д.

Тот же манускрипт рассказывает также, как обучали своих сыновей ремесленники, среди которых выделялись изготовитель изделий из перьев, гранильщик камней, ювелир, резчик по камню.

Кальмекак являлся своеобразным монастырем, в котором обучались сыновья сановников, а также почтека (торговцев) и ремесленников, производивших предметы роскоши. Мехико-Теночтитлан насчитывал множество кальмекак, каждый был приписан к определенному храму. Их управление и крайне строгое образование молодых людей находилось в ведении Мешикатль Теоуацина (главного наместника мексиканской церкви). Здесь готовили будущих жрецов и высоких государственных чиновников. Молодые люди должны были посреди ночи отправляться в горы, воскурять благовония в честь богов и делать в их честь ритуальные надрезы ушей и ног колючками агавы. Они подчинялись частым и строгим постам, целибату и должны были работать на землях, принадлежащих храму, но получали пропитание от родителей.

 

Когда европейцы впервые приплыли в Мезоамерику, то обнаружили там достаточно развитое общество. В нём существовала разветвлённая система образования для мальчиков и девочек. Правда, учили их всех в основном ремеслу. Никаких фундаментальных знаний дети индейцев не получали. В тех же местах в наше время находятся современные учебные заведения. Разумеется, высшее образование в США сегодня находится на несравненно более высоком уровне, чем во времена господства ацтеков. И получить его вполне реально. Достаочно зайти на специальный сайт и изучить для начала условия его получения.

 

Жрецы обучали их искусству красноречия, божественным песнопениям, толкованию снов, астрологии, летосчислению. Предоставлять высшее образование и обучать самоотречению и самосовершенствованию — таковы были обязанности кальмекак.

Были также кальмекак для девочек; ими руководили сиуатламакаске или сиуакакильтин, почтенные дамы, глубоко религиозные, пользовавшиеся уважением за свои безупречные манеры и преклонный возраст. Девочки по желанию родителей поступали в эти учреждения в шести-семилетнем возрасте и оставались до своей свадьбы. Они учились там прясть, ткать великолепные мантас для богов, петь, танцевать и, более всего, служить богам и славить их с полным самоотречением и покорностью. Им приходилось спать одетыми, чтобы быстро вскочить ночью и отправляться с процессией в храм. Им запрещались посещения мужчин. Если они утрачивали предписывавшееся им целомудрие и эта провинность открывалась, их закапывали живыми в землю.

Тельпочкалли, или капитаншс, как называл их Мендиета, открытые школы для юношей более скромного происхождения, и преследовали более скромные цели: формирование среднего класса. В каждом квартале было множество тельпочкалли, которые управлялись тельпочтлатоками (опытными воинами) и ичпочтлатоками или ипокатиачкауан для девушек.

Жизнь здесь была гораздо менее суровая, чем в кальмекак. Мальчиков готовили к войне; поэтому часть, отведенная религиозным упражнениям, посту и наказанию, была здесь гораздо меньше. Однако здесь также исполнялись общественные работы. Молодые люди должны были подметать общий дом, рубить дрова, чтобы поддерживать огонь перед идолами и в залах храма. Они должны были также участвовать в коллективных работах, например ремонте храмов и каналов. Кроме того, им приходилось обрабатывать принадлежащую семье землю для обеспечения своего пропитания. Обычно с наступлением вечера молодые люди отправлялись в Дом песнопений Куикакалли, где получали знания и убеждения. Там они танцевали до полуночи, затем возвращались в тельпочкалли. Некоторые шли спать к куртизанкам ауианиме, подругам юных воинов-холостяков, которые принимали с ними участие в различных религиозных праздниках.

В конечном счете явное различие между двумя системами образования проявлялось в некотором антагонизме между молодыми людьми двух типов заведений, выражавшемся в иммитированных боях во время некоторых религиозных праздников. Это противостояние начиналось на уровне двух покровителей: Тескатлипоки для тельпочкалли, Кецалькоатля для кальмекак.

Что касается девочек, росших в своих семьях, они учились петь и танцевать в тельпочкалли. Родители наблюдали за тем, как они молятся и славят богов, особенно Тескатлипоку. Они старались, кроме того, привить им «хорошие манеры»: разговаривать спокойно и уважительно, двигаться степенно, быть аккуратно и скромно одетыми, не пользоваться косметикой подобно «дурным женщинам». Среди прочих советов отец призывал дочь блюсти приличия, оставаться чистой и не «выбирать мужа, как поступают те, кто пришел на рынок купить накидку».

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 221-227.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС