Кайтагцы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кайтагцы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Кайтагцы

Кайтагцы, хайдакъ (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана. Часть исследователей считает кайтагцев субэтносом даргинцев, другие — самостоятельным этносом. Численность кайтагцев по переписи 1926 — 14,4 тыс. человек, на 1 января 1938 — 17,2 тыс. Во всех последующих переписях показаны в составе даргинцев. Говорят на хайдакском диалекте даргинского языка, который имеет 5 говоров. Распространены также кумыкский и даргинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие кайтагцы — мусульмане-сунниты.

Наиболее ранние сведения о кайтагцах ("Хайдак", "Хайдакъ") встречаются в арабских источниках IX века. В XIV веке кайтагцы подверглись исламизации. В XIV — середине XIX вв. кайтагцы входили в крупное политическое образование — Кайтагское уцмийство. В XVIII веке экономическое и политическое значение Кайтагского уцмийства усилилось, но к XIX веку оно значительно ослабло в результате нашествия в 1742 Надир-шаха и длительных междоусобных войн с другими политическими объединениями.

В 1813 по Гюлистанскому мирному договору кайтагцы вошли в состав России. В 60-х гг. XIX века образован Kайтаго-Табасаранский округ Дагестанской области. С 1921 кайтагцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 Республика Дагестан.

Традиционные занятия кайтагцев — земледелие и скотоводство (в предгорной и равнинной зонах — земледелие, садоводство и виноградарство). Основные культуры: кукуруза, которую сеяли вместе с фасолью, ячмень, голозерный ячмень, конопля, лён, пшеница (в горнодолинной зоне). В горной зоне — ячмень, пшеница, морковь, картофель, рожь. В предгорье — озимая пшеница и ячмень, полба, просо, кукуруза, овёс. Из подсобных отраслей была развита охота. С декабря до мая большинство мужчин из Верхнего района уходило в отхожий промысел в район Дербента. Были развиты шерстяное и конопляное ткачество, изготовление бумажных и шёлковых тканей. В Верхнем (лесном) районе были развиты промыслы, связанные с обработкой дерева (производство земледельческих орудий, колёс, ларей, кроватей, сундуков, различной утвари и пр.), кузнечество и камнерезное дело. Незначительное кузнечное производство существовало и в Нижнем районе.

Традиционные селения западных кайтагцев — скученные поселения с ярко выраженной вертикальной зональностью; селения восточных кайтагцев сближаются с типом соседних кумыкских и вообще предгорных поселений. Дома чаще каменные. Характерны для кайтагцев дома с верандой на фасадной солнечной стороне. В Верхнем районе встречаются боевые и сторожевые башни, стены с воротами вокруг села (село Ицари). Внутреннее убранство дома: огромные, во всю длину стены лари, шкафы для посуды и продуктов с несколькими полками, украшенные резьбой, деревянные тахты и кровати с фигурными украшениями и резьбой, стулья, маленькие табуретки со спинками и без, табурет на трёх ножках.

В XIX веке каждый аул представлял собой сельскую общину, в которой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп — тухумов (жинсов).

Традиционная одежда кайтагцев сходна с одеждой даргинцев. Мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, овчинные папахи, у зажиточных кайтагцев — шапки из каракуля, башлык, войлочные шляпы. Обувь — шерстяные носки, обмотки, сафьяновые сапоги (с пришитыми и непришитыми голенищами), галоши (калуш) и башмаки без задников на толстой кожаной или деревянной подошве (верх из сыромятной кожи или из сафьяна), дирихи и другая обувь. Украшениями для мужского костюма служили серебряный пояс, кинжал, кремнёвый пистолет со сплошь обложенной чернёным серебром ручкой, шашка и т. д. Нарядные черкески обшивали позументом. Традиционный женский костюм состоял из штанов двух видов (широких и узких), туникообразных рубах ярких тонов (красного, жёлтого, зелёного, оранжевого и т. д.), архалука, платья типа кумыкского полуша (вид нераспашного платья) и платья-рубахи с отрезной талией, овчинных шуб. Головные уборы: чухта, большое покрывало ашмаг, разнообразные платки.

Пища: мясо-молочные продукты (в том числе мясо домашней птицы и дичи), изделия из теста, съедобные дикорастущие травы. Распространённые блюда — хинкал, супы, пельмени, пироги с начинкой. Изделия из теста: тонкие и толстые лепёшки, сдобные булочки, слоёный хлеб и т. д. Из напитков получило распространение вино из кипячёного виноградного сока "мусти".

Народные праздники и обряды: прополки черешни, вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца. Из жанров фольклора наиболее распространён прозаический жанр (рассказы и сказки). Из традиционных видов народного искусства: резьба по камню (надгробия, детали каменных домов), по дереву (утварь, мебель, деревянные конструкции дома и т. д.), вышивание и др. В домусульманских религиозных верованиях обнаруживается специфичность отдельных элементов и обрядов.

Б. М. Алимова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 213-214.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС