Казахи
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Казахи

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Казахи

Казахи, казах (самоназвание), устаревшее — киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки, народ, коренное население Казахстана. Общая численность казахов более 9,4 млн. человек, в том числе в Казахстане 6540 тыс. человек. Живут также в Узбекистане (807 тыс. человек), в Российской Федерации (636 тыс. человек), в Туркмении, Киргизии, на Украине и в Таджикистане, в Китае 1150 тыс. человек, в Монголии 125 тыс. человек, в Афганистане 40 тыс. человек, в Турции 25 тыс. человек и т. д. Говорят на казахском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

Этногенез казахов происходил в условиях длительного взаимодействия разнородных кочевых племён. В этногенезе важную роль сыграли прежде всего субстратные индо-иранские племена эпохи бронзы. В 1-м тысячелетии до нашей эры Казахстан — зона обитания ираноязычных сакских племён. В первой половине 1-го тысячелетия нашей эры происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну и других тюркоязычных племён на территорию Казахстана. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с середины 1-го тысячелетия (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.). В IX—XI вв. политическая гегемония в Казахстане принадлежала огузам, кимакам и карлукам. В XI—XIII вв. территория Казахстана входит в зону формирования кыпчакской этнокультурной общности. В середине XII века в Семиречье проникают кидани (каракитаи), а в начале XIII века — найманы и кереиты. Этот период по антропологическим материалам Казахстана является ранним этапом становления характерного фенооблика для казахов. Последовавшее затем монгольское завоевание и вхождение территории Казахстана в состав монголо-татарских государств (Кок-Орда, улус Сибана, Моголистан и др.) оказали значительное воздействие на этнические процессы, вызвав перемещение, дробление и объединение различных племён и народностей, в ходе которых монголы полностью ассимилировались местным тюркским населением. В конце XIV — начале XV вв. большинство тюркоязычных племён Казахстана (кыпчаков, аргынов, найманов, карлуков, канглы, кереитов) вошли в состав Узбекского и Ногайского ханств.

С возникновением Казахского ханства во второй половине XV века произошло завершение этногенетического процесса, оформилась казахская этническая общность. В её составе сложились три хозяйственно-культурных объединения — жуза, каждый из которых включал группу племён и занимал обособленный район: Семиречье — Старший жуз (улы жуз), Центральный Казахстан — Средний жуз (орта жуз) и Западный Казахстан — Младший жуз (киши жуз).

В 1731 добровольно вошли в состав России казахи Младшего жуза, в 1740 — казахи Среднего и части Старшего жуза; присоединение Казахстана к России завершилось в 60-е годы XIX века. В составе РСФСР в 1920 была образована Киргизская АССР, переименована в 1925 в Казахскую АССР, которая в 1936 преобразована в Казахскую ССР. С 1991 — Республика Казахстан.

Традиционное занятие — полукочевое и кочевое скотоводство (овцеводство, в основном грубошёрстных курдючных пород, крупный рогатый скот, козы), в том числе коневодство и верблюдоводство, базировавшееся на круглогодичном пастбищном содержании скота. Радиус перекочёвок достигал 1000—1200 км. Каждая кочевая группа имела строго определённые пастбища и кочевые пути. Пастбищные угодья разделялись по сезону: зимой располагались в основном на юге — при меридиональном кочевании, в речных долинах и предгорной полосе — при вертикальном кочевании; летом — соответственно в степной и лесостепной зонах и в горах. Земледелие (поливное) носило вспомогательный характер.

Присоединение Казахстана к России вызвало значительные изменения в хозяйстве казахов, в частности способствовало развитию земледелия. Сеяли главным образом просо и пшеницу. Интенсификация скотоводства, а также сокращение пастбищных территорий (в результате российской колонизации) и развитие земледелия приводили к оседанию части кочевников.

Традиционные ремёсла у женщин — прядение овечьей и верблюжьей шерсти, изготовление ковров и войлоков, вышивание, шитьё золотом и бисером, плетение циновок; у мужчин — ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи.

Коренные изменения в экономической и социальной жизни казахов произошли в годы советской власти. Казахи перешли к оседлости, главным образом в принудительном порядке. Животноводство стало отгонно-пастбищным. Широкое развитие получило механизированное земледелие (зерновые, технические и другие культуры). Создана развитая многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение — аул. Основной вид традиционного жилища — юрта (сохраняет подсобную роль). При перекочёвках она перевозилась во вьюке в разобранном виде. Были широко распространены зимние постоянные жилища: каменные шошала, или тошала, и юртообразные постройки из дерева, плетня, дёрна и камыша, а также землянки (жертоле, или казба уй).

Традиционная мужская одежда состоит из рубахи, штанов и бешмета — узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником. Верхняя одежда — халат (шапан); у богатых казахов халат был из бархата и расшит золотом или галуном; иногда оторочен мехом. Непременная часть мужской одежды — кожаный пояс. Головной убор мужчин — тюбетейка, поверх неё надевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак — зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи.

Традиционная женская одежда — рубаха-платье, штаны, хлопчатобумажное платье — тёмное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин — нагрудник из сукна и других тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Женские головные уборы различались в зависимости от племенной принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) — высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек — род капюшона из белой хлопчатобумажной, реже шёлковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан. Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др.

Основу традиционного питания с весны и до осени составляло молоко, в основном в сквашенном виде (катык или айран — из овечьего и коровьего молока, кумыс — из кобыльего), сыр; с ноября — мясные и растительные продукты.

Основа традиционной социальной организации — кочевая община, главной ячейкой которой была малая семья с патриархальными устоями. Брак патрилокальный. Были распространены обычаи левирата и сорората. Заключению брака предшествовало сватовство, неоднократное посещение женихом невесты, взаимные одаривания между сватами и выплата калыма.

У казахов сохраняется богатый фольклор (песни, эпические сказания, исполняемые сказителями-жыршы, творчество поэтов-импровизаторов — акынов). Большую роль в духовной культуре играют генеалогические предания, эпос ("Кобланды", "Козы-Корпеш" и "Баян-Слу" и др.) и сказания.

Х. Аргынбаев, О. Исмагулов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 210-212.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС