Удэгейцы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Удэгейцы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Удэгейцы

Удэгейцы, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), народ в России (численность 1902 человек). Живут в Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Общая численность около 2000 человек. Говорят на удэгейском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования — анимизм, шаманизм.

В этногенезе северных групп удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных удэгейцев — древнекорейские, бохайские, тюркские, тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру удэгейцев.

До настоящего времени удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по сселению, укрупнению селений, хозяйств и т. п., удэгейцы не прекращали (за редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960—70-х гг. продолжали существовать анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие этнографические группы удэгейцев.

Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; последнее было второстепенным, особенно у удэгейцев, живших преимущественно в верховьях притоков реки Уссури. Промысловые орудия удэгейцев носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в XIX веке) оставался "универсальным" оружием и в XX веке. Различные остроги, удочки, крюки, небольшие сети — орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подлёдный рыболовный промысел.

Для обитателей притоков реки Уссури были характерны и другие промыслы — пантовый и женьшеневый.

У удэгейцев существовало разделение труда: мужчина занимался промыслами, воздвигал жилища и другие постройки, делал лодки, лыжи, нарты и т. п.; женщины сохраняли (на длительный срок) рыбу и мясо, выделывали шкуры и кожи, изготовляли из них одежду и обувь.

Селения удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной.

В районах расселения удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя—тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.

По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили дисперсно — одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах.

Женская и мужская одежда удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом — штаны с ноговицами, у женщин — длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.

В пище жителей притоков Амура и у приморских удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури — мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира.

Религиозные верования существенно различались у удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды — касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа — духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку.

Удэгейцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.

Шаманизм играл большую роль в жизни удэгейцев. С деятельностью шамана были связаны различные ритуальные предметы: множество зооморфных и антропоморфных изображений, фигурок духов у самого шамана и у других лиц, которым он шаманил. Помимо шаманского бубна удэгейцы пользовались круглыми погремушками с рукоятями, однострунными скрипками, флейтами — дудочками, варганами — металлическими и деревянными. Танцевали удэгейцы по большей части во время шаманских камланий. Богат фольклор удэгейцев: мифы и сказки, исторические предания, загадки, пословицы, поговорки.

Среди прикладных искусств: вышивка, мозаика, аппликация (одежды, обуви, головных уборов и др.), резьба, тиснение, раскраска и др.

А. В. Смоляк

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 561-562.


Удэгейцы

Автоэтноним (самоназвание)

Удэ, удэлэ, удеэ: Cамоназвание у д э, у д э л э, у д е э и др. Название народа устанавливается через возможную связь с у д, формант, который фиксируется в основе многих гидронимов Приморья.

Основная территория расселения

Проживают в Хабаровском и Приморском краях между горной системой Сихотэ-Алинь и морским побережьем, на севере от правых притоков низовьев р.Амгумни до бухты Ольги на юге.

Численность

Численность: 1897 - I690, 1926 - 1357, 1959 - 1444, 1970 - 1469, 1979 - 1551, 1989 - 3011.

Этнические и этнографические группы

В проделах этнической территории расселяются, в основном, по рекам. В конце ХIХ — начале ХХ вв. делились на восемь территориальные групп, названия которых происходили от рек, по которым проживали удэгейцы (напр.: хунгарийская).

Антропологические характеристики

Антропологически удэгейцы относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской малой расы монголоидов. Для этого типа, при едва ли ни максимальной степени выраженности монголоидного комплекса, свойственного для представителей североазиатской расы, характерна менее интенсивная пигментация глаз, волос и кожи.

Язык

удегейский: Язык удэгейцев относится к южной, амурской ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Наряду с орокским, ближе стоит у эвенкийскому, чем языки других народов Приамурья. По ряду лингвистических признаков, язык удэгейцев делится на несколько говоров, объединяемых в три диалектные группы - хорско-анюйскую, бакинско-иманскую, самаргинско-хунгарийскую. Степень взаимопонимания между этими группами и внутри них различна, что объясняется изолированностью территориальных групп удэгейцев и направленностью их межэтнических связей.

Писменность

До 1932 г., когда был издан первый удегейский букварь (Е.Р.Шнейдер), обучение велось на русском языке на основе «Букваря для северных народов» В.Г.Богораза и С.Н.Стебницкого.

Религия

Православие: Православные. *)

Этногенез и этническая история

Сочетание общеамурских и специфических черт в культуре удэгейцев, объясняется общностью этногенетических процессов, в которых принимали участие народы Приамурья и Приморья. Как и другие народы этого региона, удэгейцы сформировались в результате длительного взаимодействия аборигенного и пришлого тунгусского населения. В этом процессе принимали участие нивхи и айны. По Уссури и Амуру удэгейцы издавна контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи прослеживаются с орочами. В то же время, можно отметить относительную территориальную изолированностъ удэгейцев, что способствовало сохранению их самобытной культуры.

Хозяйство

Хозяйственно-культурный тип удэгейцев может быть определен как охотничъе-рыболовецкий, в котором главным занятием была охота, а рыболовство, являющееся основой традиционной экономики практически всех народов Нижнего Амура и Сахалина, играет в их хозяйстве вспомогательную роль. Подсобным промыслом было собирательство. Особенностью культуры удэгейцев, был связанный с промысловой деятельностью, мобильный образ жизни. В организации промысла преобладала пешая охота на копытных животных, добыча пушнины. Весьма разнообразны и совершенны были орудия и снаряжение охотника, связанные активной индивидуальной охотой : лук и стрелы, ножеобразные копья, приспособления для переноски тяжестей, ручная нарта, на промысле использовались и самострелы. Специфика рыболовства удэгейцев, также состоит в преобладании активных способов добычи рыбы при помощи различных острог, на севере территории расселения, использовались сетные средства лова. В приморских районах удэгейцы занимались собирательством морской капусты, объектов прибрежной фауны, повсеместно практиковалось собирание таежных дикоросов. Гидрография рек, по которым расселялись удэгейцы, неглубокие с быстрым течением, способствовала бытованию у них тяжелой долбленное лодки "бата", на которой при помощи шеста человек успешно преодолевал сильное течение горных рек. У удэгейцев бытовал и общеамурский тип долбленной лодки-оморочки, на которой передвигались при помощи весел.

Традиционная одежда

Одежда удэгейцев в большей степени имели общеамурекий облик, отличаясь некоторыми особенностями кроя.

Традиционные поселения и жилища

Поселения делились на летние, кратковременные, с легкими шалашеобразными постройками и зимние, стационарные, о землянками или более капитальными шалашеобразными жилищами.

Пища

Пища удэгейцев от общеамурской модели питания отличалась составом продуктов — увеличение доли мяса.

Социальная организация

Большее количество общерегионалъных черт фиксируется в сфере организации общественной жизни и основ традиционного мировоззрения удэгейцев.

Современные этнические процессы

С 60-л годов ХIХ в., после вхождения юга Дальнего Востока в состав России, усилились контакты удэгейцев с русскими, носившие в начале экономический характер. С течением времени, влияние русской культуры привело к частичному изменению образа жизни (переход на оседлость), экономического уклада (распространение огородничества и животноводства), многих элементов материальной культуры. Большая самобытность духовной культуры удэгейцев, может быть объяснена тем обстоятельством, что в местах их расселения не было ни церквей, ни школ.

Библиография и источники

Общие работы

  • История и культура удэгейцев. Jl., 1989

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education


Примечания:

*) В энциклопедии "Народы и религии мира" под редакцией В.А.Тишкова, м., 2000 дана иная характеристика: "Преобладают традиционные верования - анимизм и шаманизм". См первую статьюв настоящей подборке.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС