Адыгейцы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > НАРОДЫ КАВКАЗА >

ссылка на XPOHOC

Адыгейцы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Адыгейцы

Адыгейцы (самоназвание адыге), народ, живущий в основном в Адыг. АО Краснодарского края РСФСР. Числ. 80 тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на адыгейском языке. Предки А., как и др. адыгских народов (см. Лдыги), были автохтонным населением сев.-зап. Кавказа, хотя в их этногенезе участвовали и пришлые элементы (скифы, сарматы, аланы и др.). В 13-14 вв. часть адыгов переселилась в басе. р. Терек (кабардинцы), а осн. масса осталась на побережье Чёрного м. и в Закубанье. Эта зап. группа адыгских племён, известная под именем черкесов - непосредств. предков совр. А., включала в себ в кон. 18 и 1-й пол. 19 вв. шапсугов, абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др. более мелкие племена. Остатки плем. деления сохранились в диалектах адыгейского яз. Осн. занятиями А. были земледелие и скотоводство. Преобладающей религией был (с 18 в.) ислам суннитского толка. Великая Окт. социалистич. революция внесла коренные изменения в экономику, культуру и быт А. 27 июля 1922 была создана Адыг. АО.

В ходе социалистич. строительства было коллективизировано с. х-во, развилась пром-сть, адыгейский народ создал свою интеллигенцию. См. Адыгейская автономная область.

Б. А. Гарданов.

Использованы материалы Большой Советской энциклопедии


Адыгейцы, адыгэ (самоназвание) - народ в России (122.900 человек), коренное население Адыгеи (95.400 человек). Живут также в соседних районах Краснодарского края (20.800 человек). Часть живет в Турции (5.000 человек) и странах Ближнего Востока. До XX века существовали субэтнические группы: фбфдзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Горовят на адыгейском языке фбхазо-адыгейской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Адыгейцы, как и другие адыги - кабардинцы и черкесы, - поомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII - XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удалось ограничить права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями.

С 1820-х годов правительство России начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъем освбодительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев. Последние очаги сопротивления адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году. Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в равнинные районы.

В 1922 году образована Адыгейская автономная область, с 1937 года в составе Краснодарского края, с 1991 года - Республика Адыгея.

Традиционные занятия - пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство. Домашние промыслы - плетение, ткчество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье.

В начале XX века при преобразовании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество.

Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и другие танцы.

Использованы материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе и Я.С.Смирновой в  кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994.


См. также:

Адыги - материалы статьи Н.Г.Волковой в   кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

Литература:

Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957;

Люлье Л. Я., Черкесия. Исто-рико-этнографические статьи, Краснодар, 1927;

Октябрём озарённая. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС