Афганистан
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Афганистан

XVI—XVIII вв.

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Афганистан в XVI—XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Военная организация и социальная сущность афганского рода и племени

Суровые природные условия Сулеймановых гор ограничивали возможности развития сельского хозяйства, и в жизни многих афганских племен большую роль играла военная служба в качестве наемников у правителей феодальных государств Индии и других соседних стран. Эти правители охотно принимали в свои войска отряды афганцев, состоявшие из сородичей и соплеменников, спаянных родством и традициями. Такие отряды кочевников и горцев-земледельцев в средние века обладали рядом военных преимуществ перед феодальными ополчениями более развитых в социально-экономическом отношении стран и нередко подтверждали свое превосходство над малоподвижным противником на поле боя.

Наемничество, войны с родственными племенами за земли и пастбища, необходимость постоянно держать в готовности вооруженную силу для отпора нападений могущественных соседних государств — все это способствовало длительному сохранению у афганцев военной организации, основанной на патриархальных традициях, и закрепляло деление на племена и роды (хель) — родоплеменную структуру афганского на-рода. Афганский род (хель) средних веков нельзя смешивать с родом бесклассового общества первобытной эпохи, в котором люди работали сообща, а продукт общего труда распределялся в соответствии с нуждами и потребностями родового коллектива и отдельных его членов. У афганцев по источникам не прослеживается общего труда ни в земледелии, ни в скотоводстве; среди афганских племен в средние века, на-

[564]

сколько позволяют заглянуть в прошлое данные письменных источников, существовали различные формы феодальной зависимости и рабство иноплеменников. Но у них существовала коллективная собственность на землю, сменявшаяся частной собственностью у ряда племен только в новое время, причем в некоторых случаях сохранялся архаический обычай переделов земли не только с обменом по жребию пахотных полей, усадебных участков и жилищ между отдельными семьями, но и с одновременным обменом территориями и селениями между хелями и ветвями племени. Однако и в этих случаях хозяйство на полученных наделах велось отдельно каждой семьей, а обработка полей зачастую производилась издольщиками — иноплеменниками. Время возникновения этих обычаев и порядков не установлено; только гипотетически, допуская вероятность их очень большой давности, можно думать, что лишь в конечном счете через ряд переходных звеньев, нам пока неизвестных, они восходят к бесклассовому обществу первобытной эпохи.

Афганский хель в средние века, а у ряда племен и в новое время не был лишь пережитком или суммой пережитков, т. е. только формой, маскировавшей классовую сущность общественных отношений, а был реально существовавшим в рамках феодальной формации общественно-экономическим укладом, сохранившимся от раннеклассового общества. В советской исторической литературе подобного рода уклад называют патриархальным или патриархально-родовым. К. Маркс, описывая шотландский клан нового времени (во многом сходный с афганским хелем), дал такое определение его сущности: «Как видите, клан есть не что иное, как организованный на военный лад род, и, как и всякий род, он столь же мало регламентирован законами, но столь же сильно связан традициями. Во всяком случае, земля является собственностью рода, внутри которого, несмотря на кровное родство, существовали такие же различия в положении, как и во всех древних азиатских родовых общинах»  2.

Раздробленность афганцев на множество племен и хелей, которые сохраняли хозяйственную замкнутость и были ограничены рамками местных политических интересов, задерживала создание у афганцев крупного и стабильного государственного объединения, осуществившегося только в XVIII в. Племена состояли из многих крупных и мелких подразделений. Наибольшие подразделения, особенно входившие в состав таких племен, как абдали и гильзаи, нередко представляли собой по существу самостоятельные племена, которые были связаны общей генеалогией, диалектом, историческими судьбами и традициями.

[565]

Примечания

2. К. Маркс, Выборы.— Финансовые осложнения.— Герцогиня Сатерленд и рабство,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2. т. 8, стр. 524.

Вернуться к оглавлению кн.: Афганистан в XVI—XVIII вв.

Вернуться на страницу Всё про Афганистан.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС