Александрия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Александрия

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александрия

Александрия — знаменитый город древнего мира, основанный царем Александром Македонским в 331 г. до P. X. в дельте Нила. В эллинистический период Александрия была одним из главных очагов культуры и науки, а в период римского владычества стала одним из крупнейших торговых центров Средиземноморья. Епископ Александрии в IV в. сделался одним из главных представителей христианского духовенства в империи и в V в. получил титул патриарха. В византийский период Александрия была центром провинции и диоцеза Египет и до VII в. играла роль главной житницы Константинополя. Этот город также являлся центром христианского богословия и неоплатонизма. Основные события в истории византийской Александрии связаны с противостоянием между различными религиозными фракциями городского населения: христианами-ортодоксами, арианами, монофизитами, язычниками и иудеями. Эта борьба велась в различных формах: от ученых диспутов до вооруженных уличных столкновений. Первый значительный конфликт был связан с распространением в Александрии арианской ереси. Непримиримую борьбу с арианами начал святитель Афанасий Великий, ставший в 328 г. александрийским архиепископом. Несмотря на его рвение и значительные достижения в опровержении арианской ереси, эта борьба велась с переменным успехом, и после смерти Афанасия в 373 г. арианство, поддержанное императором-арианином Валентом (364-378), некоторое время господствовало в Александрии, устрашая православных бесчинствами и массовыми убийствами. В 391 г. Александрия была вновь охвачена беспорядками, последовавшими за оглашением эдикта императора Феодосия I (379-395), запрещавшего отправление языческих культов на территории Римской империи. К тому времени в Александрии еще оставалось существенное число приверженцев неоплатонических сект, основная масса которых была объединена вокруг последнего оплота язычества — центрального городского храма бога Сераписа, считавшегося покровителем Александрии. При поддержке городских властей язычники были изгнаны из Серапейона, и вскоре он был разрушен по указанию александрийского патриарха Феофила. Начиная с Феофила архиепископы Александрии стали именоваться александрийскими патриархами и получили ряд полномочий светских правителей. Правление следующего александрийского патриарха, святителя Кирилла (412-444), ознаменовалось разрушением синагог, избиением и изгнанием подавляющей части еврейского населения города. Во время патриаршества Диоскора (444-451) в Александрии начало стремительно распространяться монофизитство. В ходе пятилетней борьбы с этой ересью погиб преемник монофизита Диоскора на александрийской кафедре — православный патриарх Протерий. В следующий раз патриарх Феодосий, ставленник императора Юстиниана I (527-565), смог утвердиться на престоле лишь при поддержке целого войска, при этом в ходе сражений воинов с горожанами была сожжена треть города. Последующие патриархи старались по возможности не вступать в прямой конфликт с александрийскими монофизитами и действовали более дипломатично. Эта политика принесла свои плоды, и приверженцы египетского монофизитства (яковиты) постепенно были вытеснены из города в провинциальное захолустье. В 616 г. армия иранского шаха Хосрова II захватила Александрию. Через несколько лет император Ираклий I сумел вернуть город империи, но ненадолго. В 642 г. арабы временно, а в 646 г. окончательно овладели Александрией.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 64-65.


Далее читайте:

Патриархи Александрийской Православной Церкови (биографический справочник).

Византия (Раздел ХРОНОСа).

Византия (Географический указатель).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС