Создание арабо-мусульманского государства
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Создание арабо-мусульманского государства

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Создание арабо-мусульманского государства

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Мекка

На караванном пути из Сирии в Йемен, в области Хиджаз, лежала Мекка. Ее упоминает уже во II в. греческий географ Птолемей под именем Макораба. Это название произошло от южноарабского слова «макраб» — «святилище», ибо здесь находилось одно из самых почитаемых языческих святилищ доисламской Аравии; во времена Мухаммеда оно было известно под именем Кааба. Это святилище в течение зимних месяцев привлекало множество богомольцев из разных частей Аравии; одновременно здесь происходила ярмарка, на которой кочевники (бедуины) обменивали продукцию своего скотоводческого хозяйства (кожи, шерсть, скот) на зерно, финики и продукцию городского ремесла. Мекка также служила перегрузочным пунктом и складочным местом на караванном пути из Сирии в Йемен.

Мекка расположена в бесплодной местности. Земледелие непосредственно в окрестностях города было невозможно; жители его помимо торговли занимались ремеслами и оседлым скотоводством. Но неподалеку от Мекки находился плодородный оазис Таиф с обширными садами и виноградниками, населенный племенем сакиф. Многие богатые мекканцы владели в этом и других оазисах участками обработанной земли.

В Мекке жило североарабское племя курейш (из группы мудар). Город состоял из кварталов, заселенных отдельными курейшитскими родами. Участие Мекки во внутренней и внешней торговле содействовало накоплению богатств в городе, а вместе с тем и большому имущественному неравенству. Среди курейшитов были очень богатые роды, занимавшиеся торговлей и ростовщичеством; одним из них был богатейший род Омейядов. Бедные роды занимались мелкой торговлей, ремеслами или скотоводством; таким был и род Хашимидов, из которого происходил основоположник ислама Мухаммед. Имущественное неравенство существовало и внутри родов.

В Мекке ко времени возникновения ислама существовал рабовладельческий уклад. Купцы-рабовладельцы имели много рабов, занятых не только в доме (в качестве слуг), но и в производстве: они пасли стада своих господ и обрабатывали их поля и сады, расположенные в ближних оазисах. Рабами были чужеземцы, преимущественно эфиопы и негры; господа, как показывают некоторые факты из биографии Мухаммеда, нередко обращались с ними жестоко.

Мекканцы участвовали в транзитных караванах из Йемена и сами раза два в году снаряжали и отправляли караваны в Сирию. Доход купцов никогда не был меньше 50% их вкладов в торговлю, иногда он дохо-

[123]

дил до 100%. Из Мекки в Сирию вывозили сырые и обработанные кожи, серебро в слитках из рудников Аравии, лучший изюм из оазиса Таиф, финики; через Мекку из Йемена провозили ладан, алоэ, сандаловое дерево, кассию, дубленые кожи; из Африки — золотой песок и темнокожих рабов и рабынь; из Индии — корицу, перец и прочие пряности и ароматические вещества, слоновую кость, ценные ткани. Сбыв все это в Сирии, мекканские купцы вывозили оттуда византийские шелковые и шерстяные ткани, пурпурные ткани из овечьей шерсти, сукна, стеклянную посуду, металлические изделия, оружие и предметы роскоши, а также оливковое и прочие растительные масла и зерно. Масло и зерно сбывались бедуинам на мекканской ярмарке.

О размерах торговли, которую вели мекканские купцы, говорит такой пример: караван, снаряженный мекканцами для отправки в Сирию зимой 624 г., был нагружен товарами стоимостью 50 тыс. мискалей (золотников); из них на 40 тыс. было товаров, принадлежавших разным членам рода Омейядов и другим крупнейшим богачам. С караванами ходили многие сотни хорошо вооруженных людей: купцы, проводники, погонщики верблюдов и наемная стража из бедуинских племен. Мекканские купцы занимались также ростовщичеством, причем взимали от 50 до 100% за ссуду («динар за динар»).

В Мекке существовали только зачатки полиса (самоуправляющегося города-государства) и государственной власти. Каждый род управлялся самостоятельно. Не было установленных органов государственной власти — суда и полиции, не было и тюрьмы. Время от времени в особом доме на площади близ Каабы, называвшемся «домом собрания», для решения дел, касавшихся разных родов, собирался совет родовых старшин — шейхов. Но этот совет не располагал никакими средствами принуждения, чтобы заставить непокорных подчиниться своим решениям.

Километрах в трехстах к северу от Мекки лежал Ясриб (у греков йатриппа), со времени ислама известный под именем Медины (араб, «город»), В начале VII в. Медина представляла собой земледельческий оазис с пашнями, садами и виноградниками. В оазисе находилось пять поселений отдельных племен. Племена аус и хазрадж были языческими, а три других исповедовали иудаизм.

[124]

Вернуться к оглавлению кн.: Создание арабо-мусульманского государства.

Вернуться на страницу Арабские государства.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС