Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

XIII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Феодальная собственность на землю

Образование в Северной Индии Делийского султаната привело к некоторым изменениям в аграрном строе. Значительно усилилась по сравнению с предшествующим периодом одна из форм феодальной собственности — государственная собственность на землю. В условиях незавершенности в

[322]

Северной Индии до XIII в. процесса феодального закабаления крестьянства эксплуатация его тюркскими и другими чужеземными феодалами могла осуществляться благодаря применению наиболее организованных форм внеэкономического принуждения, которые обеспечивала собственность на землю феодального государства. Усиление государственной феодальной собственности определялось также и политическими интересами чужеземной знати, стремившейся под давлением сопротивления местных феодалов к консолидации и созданию своего сильного государства.

Огромный фонд государственных земель в Делийском султанате образовался в процессе завоевания Северной Индии чужеземцами, в руки которых перешли земли многих изгнанных или истребленных в войнах местных индийских феодальных родов.

Земельная собственность государства реализовалась в присвоении им ренты-налога, т. е. поземельного налога, который при отсутствии на данных землях частных феодальных собственников охватывал всю сумму крестьянских платежей.

Государственная земельная собственность в Делийском султанате в XIII—XIV вв. распространялась в основном на две категории земель — на земли халиса и икта. В собственности феодального государства была также часть невозделанных земель, лесов и лугов.

Земли халиса находились в ведении чиновников фиска. Доходы государства с таких земель шли на содержание должностных лиц и воинов, получавших свое жалованье в виде натурального или денежного вознаграждения из казначейства.

Собственность государства распространялась также на краткосрочные (иногда пожизненные) феодальные держания, пожалование которых обусловливалось службой (обычно военной). Феодалы-держатели — «иктадар» (перс., имеющий икта), или «мукта» (араб.), «ваджхдар» (перс., имеющий пожалование) — сами или через своих агентов собирали доходы с пожалованных им деревень и округов, где нередко проживали со своими семьями. Однако мукта присваивали себе лишь небольшую часть собираемых ими доходов. Львиная доля поступлений с пожалованных в икта земель доставалась государственной казне. Доход мукта с пожалованной территории в Делийском султанате оставался, таким образом, всего лишь долей государственной ренты-налога и не дифференцировался еще в феодальную ренту.

Как феодальный собственник государство не только присваивало «харадж» или ренту-налог с огромных массивов земли — халиса и феодальных держаний икта, но и определяло размер и форму его, а также способ изъятия (посредством дачи земли в откуп или сбора налогов чиновниками фиска).

Наряду с государственной собственностью существовали различные категории частной феодальной собственности: «мильк» или «мюльк» (собственность, имение), «инам» (дар), «вакф» (дар). Феодалы-собственники присваивали феодальную ренту, охватывавшую всю (или почти всю) сумму крестьянских платежей. Размер ренты не определялся государством, а устанавливался в соответствии с существовавшими обычаями и традициями.

Земли частных феодальных собственников свободно передавались по наследству, завещались, закладывались; некоторые из категорий этой формы собственности могли отчуждаться путем продажи. Наконец, владение ими не было связано с исполнением службы государству.

Частными феодальными собственниками земли помимо мечетей и храмов, мест захоронений правителей и святых— мазаров, а также

[323]

суфийских обителей были шейхи, улемы (ученые-богословы), жрецы- брахманы, придворные историографы, поэты, некоторые представители служилой чиновной и военной знати, наряду со своими икта владевшие и землями мильк, а также купцы.

Важным источником образования частной феодальной собственности кроме дарений было возделывание нови; естественно, этот источник приобретал все большее значение по мере развития производительных сил в стране.

Во многих областях Северной Индии и Декана значительные массивы земель оставались во владении феодалов-индусов из касты раджпутов, являвшейся своеобразной формой сословной организации местных феодалов. Разложение у раджпутов системы вотчинного землевладения («грае»), в основе которой лежал принцип принадлежности к данному роду, и развитие служебного феодального землевладения начались до установления власти делийских султанов, хотя формировавшемуся феодальному землевладению раджпутов были все еще присущи некоторые черты раннефеодальных отношений. Мусульманское завоевание ускорило разложение вотчинного землевладения. В войнах с мусульманами представители многих раджпутских родов были истреблены; многие утратили свои наследственные владения или были вынуждены покориться завоевателям и сохранили свои земли, но уже в качестве ленных владений, обусловленных несением военной службы и уплатой тех или иных налогов в пользу государства.

Известно, например, о длительной борьбе гуджаратского султана Ахмад-шаха с раджпутекими феодалами, которые долго сопротивлялись ему, но в конце концов вынуждены были покориться. Они согласились на несение военной службы («нукери») и уплату налога («мал-гузари»). И тогда, по словам налогового чиновника и историка Али Мухаммад-хана Бахадура, «четвертая часть их вотчин („ватан") и деревень, с которых они кормились, именуемая по-гуджаратски бантха, была оставлена за ними, а три четверти [их владений], которые называют талпад, утвердили за падишахским саркаром», т. е. за государством.

Центральная власть более или менее успешно боролась с усилением частной власти феодалов, держателей государственной земли и даже частных феодальных собственников.

Еще Гийяс-уд-дин Балбан предпринял неудачную попытку отобрать в халиса деревни в двуречье Ганга и Джамны, пожалованные за 50 лет до того 2 тыс. всадников в качестве икта. Более последовательно политику укрепления государственной собственности проводил Ала-уд-дин Хилджи. Воинам и военачальникам взамен полученных ими икта было установлено выплачиваемое из казны денежное вознаграждение. Одновременно в халиса, по словам историка Барани, «одним росчерком пера» были отобраны мильки, инамы, вакфы. Но эта реформа не пережила султана; в дни правления его преемников центральная власть не предпринимала более серьезных шагов к укреплению государственной собственности. Такая политика, хотя и отражавшая в определенные периоды интересы феодальной верхушки государства в целом, приходила в явное противоречие с объективно развивавшимся процессом усиления частной власти феодалов, укреплением их экономической и военной мощи, базировавшемся на растущей эксплуатации крестьян. Одновременно увеличивалась доля мукта в государственной ренте-налоге при сокращении доли государства. Эти явления нашли свое выражение в развитии налогового иммунитета мукта. В середине и во второй половине XIV в. часть икта с санкции верховного прави-

[324]

теля или без нее превращалась в иммунитетные в налоговом отношении владения (инам). Эти тенденции продолжали развиваться в XV в. При Сикандар-шахе Лоди держателям жаловалась обычно вся сумма доходов с предоставленной в икта территории и доход ленника не выступал, как прежде, фиксированной долей ренты-налога.

Со второй половины XIV в. большинство средних и мелких феодальных служебных держаний стали, как правило, наследственными. По свидетельству историка Афифа, делийский султан Фируз-шах, раздав своим воинам «деревни, селения и города», учредил правило, согласно которому земельное держание переходило к сыну умершего ленника; в случае, если кто-либо из служилых не имел сына, земля закреплялась за его зятем, гулямом, каким-либо родственником-мужчиной или, наконец, за женой. Аналогичный указ был издан гуджаратским султаном Махмудом Бегара в XV в.

Фонд земель халиса в XV в. сократился, и, по-видимому, лишь небольшая часть земель находилась под непосредственным управлением чиновников государственного фиска.

[325]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XIII — первой четверти XVI в.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС