Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

V—XIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Индия в V—XIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Формы собственности

Особенностью экономического строя в Индии в древности и в раннее средневековье было то, что земля одновременно принадлежала и государю и общиннику (общине), но принадлежала по-разному. Права общинника на землю реализовались в том, что его нельзя было согнать с земли, а свой участок он мог не только хозяйственно использовать, но заложить и продать. Права государства проявлялись в сборе ренты-налога с этой земли и в возможности передать ренту-налог в пожалование феодалу вместе с юрисдикцией в налоговых вопросах. И те и другие права могут быть названы собственническими, но государь имел верховную, а общинник — подчиненную собственность.

Когда в первые века нашей эры стали все более усиливаться частные землевладельцы, они пытались узурпировать как ту, так и другую форму собственности. Верховную собственность знать захватывала, получая от государя право на сбор налога с того или иного участка, деревни или группы деревень. Это отразилось в надписях VI—XII вв.„ представлявших собой грамоты о дарениях. Подавляющее большинство грамот фиксирует дарения в пользу брахманов с целью приумножения религиозных заслуг государя.

Но дарения в пользу светских лиц производились, вероятно, на тех

[99]

же условиях и были не менее многочисленными, хотя и не фиксировались на долговечном материале.

Как светская, так и духовная знать получала право взимать в свою пользу налоги, а также требовать с общинников выполнения трудовой повинности (вишти) при организации охоты, перевозок грузов на строительстве и т. д. Получатели земли наделялись, кроме того, административным и судебным иммунитетом — государственным чиновникам запрещалось не только вмешиваться в дела новых собственников, но и вообще вступать на территорию их имений. Иногда пожалованная деревня официально совершенно исключалась из ведения царских властей, управлявших этой областью. Государство сохраняло за собой лишь право на суд по крупным уголовным делам, остальные судебные функции передавались феодалу.

Чаще всего пожалование считалось «вечным», т. е. имение переходило по наследству. Впрочем, существовали и другие владения, предоставлявшиеся лишь пожизненно или на срок службы. Возможно, их было больше, чем позволяют судить сохранившиеся до нашего времени надписи.

Частное феодальное землевладение создавалось и другим путем — снизу. Разбогатевшие члены общины, особенно принадлежавшие к ее административной верхушке, могли приобретать много земли путем захватов, покупок и т. п. Некоторое время они владели землей на «крестьянском» праве, т. е. продолжали платить за нее налоги. Затем они могли получить царскую грамоту, освобождавшую их от повинностей и наделявшую другими иммунитетными правами.

Создалась очень сложная система отношений собственности. На одних землях государство осуществляло лишь верховную собственность (взимало налоги с общины или с частных феодалов), другие же земли принадлежали лично радже (причем приобретались часто покупкой), их обрабатывали арендаторы или полукрепостные работники. Один и тот же феодал на одних землях мог выступать как верховный, на других — как подчиненный собственник (т. е. имел полное право распоряжения своей землей, но должен был платить с нее ренту-налог сюзерену).

Судя по возрастанию числа земельных дарений, соотношение между государственными и частными землями на протяжении VI—XII вв. менялось в пользу частных. Однако случаи конфискаций земельной собственности в казну, упоминающиеся в источниках, заставляют подходить к этому выводу с осторожностью.

К концу раннего средневековья большое распространение, особенно в Южной Индии, получила земельная собственность индуистских храмов. Они приобретали земли как в результате пожалований государей и благочестивых феодалов и крестьян, так и путем покупки, принятия земли в заклад, ипотеки и т. д. Возможно, что на части этих земель храм вел собственное хозяйство с помощью рабов, закабаленных крестьян и наемных работников, однако натуральная рента преобладала и на храмовых землях.

Храмовым хозяйством обычно руководил совет, состоявший из брахманов и старейшин ряда других каст, иногда землевладельцев, иногда торговцев или ремесленников. При храме кормился большой обслуживающий персонал, включавший писцов, ремесленников, певцов, танцовщиц и т. п.

В этот период земля уже стала объектом купли-продажи. Покупали и продавали земли все слои общества: государи, частные землевладельцы, сельские общины, ремесленные и купеческие корпорации. Име-

[100]

ниями, составленными исключительно скупкой земли, владели в это время многие индийские купцы.

[101]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в V—XIII вв.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС