Иран
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иран

XVI—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иран в XVI—XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Иран к началу XVI в.

К началу XVI в. Иран не был политически единым; на его территории находились различные по величине феодальные владения. Хорасан, вместе с Афганистаном и Туркменией входил в состав государства тимуридского султана Хусейна Байкары (1469—1506). Около 1500 г. государство Ак Коюнлу (на западе Ирана) разделилось на два владения: в Азербайджане и Армении правил султан Альвенд, а в Ираке Персидском — султан Мурад. В Фарсе, Кермане, Иезде, Ираке Арабском и Дийярбекре правили независимые царевичи из дома Ак Коюнлу. На севере Азербайджана находилось государство ширваншахов. Ардебильским районом владели наследственные шейхи Сефевиды, стоявшие во главе дервишского ор-дена Сефевийе, основанного в начале XIV в. шейхом Сефи ад-дином.

Первоначально орден был связан с ремесленными корпорациями и народными низами, но вскоре среди послушников (муридов) сефевидских шейхов появились и феодальные элементы, а шейх Сефи ад-дин превратился в довольно крупного землевладельца. В XV в. Сефевидам удалось завладеть г. Ардебилем. Желая сохранить влияние на народные массы, Сефевиды примкнули к шиитскому толку имамитов. Их влияние распространилось далеко за пределы Азербайджана.

В XV в. Сефевиды получили и значительные военные силы, так как к ним присоединились тюркские кочевые племена во главе со своей знатью (племена шамлу и румлу — в полном составе, а устаджлу, текелю, афшар, каджар и зулькадар — в значительной своей части). Эти племена получили общее название «кызылбаши» (что по-азербайджански означает «красноголовые»). Они стали носить как свой отличительный знак чалму с 12 красными полосками в честь 12 шиитских имамов. Кызылбаши признавали сефевидского шейха своим духовным главой, себя называли его «муридами», будучи в то же время его вассалами; они составляли феодальное ополчение шейха.

Со второй половины XV в. орден Сефевийе из мирного дервишского братства превратился в воинственный духовно-рыцарский орден; сефевидские шейхи под предлогом «войны за веру» стали совершать грабительские набеги на немусульманские страны: Грузию, страну черкесов, греческое Трапезунтское царство.

К началу XVI в. в Иране создалась обстановка, чрезвычайно благоприятная для завоевательной политики Сефевидов, которых поддерживала часть азербайджанских и иранских феодалов, желавших сильной власти. Угроза Закавказью и Ирану со стороны могущественной османской Турции также требовала организации сильной государственной

[574]

власти. Сефевиды-шииты старались использовать в своих интересах давние и глубокие симпатии к шиизму народных масс Азербайджана, Малой Азии и Ирана. Политическая раздробленность Ирана в значительной мере облегчила образование Сефевидского государства.

[575]

Вернуться к оглавлению кн.: Иран в XVI—XVIII вв.

Вернуться на страницу Все об Иране и персах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС