Лаос
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Лаос

XI - XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Лаос в XI - XVI вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Лаосская культура в XI—XVI вв

Основы общелаосской культуры стали складываться одновременно со становлением и укреплением единого государства Лан Санг. Вследствие тесных этнических и иных контактов с народами окружающих стран, особенно с кхмерами и бирманцами, на местную культуру Лан Санга не могли не наслоиться и иноземные влияния.

Огромное воздействие на формирование национальной лаосской культуры оказал буддизм, впитавший в себя древние анимистические верования во вредоносных и добрых духов «пхи». В Лаосе были распространены местные формы буддизма его южной ветви, причем с XV в. выделились монашеские общины двух толков — маханикая и дхаммают. Буддийская церковь, став опорой правящих слоев лаосского государства, в свою очередь получала всевозможную поддержку его правителей. Расчищая путь для дальнейшего распространения буддизма, король Фотисара в 1527 г. запретил местные верования и приказал уничтожить небуддийские святыни. В стране строились многочисленные культовые сооружения, среди которых наибольшей величественностью и красотой выделялись храмы Луанг-Прабанга — Висун (1503 г.), Ват Гхат (1548 г.) и Тхат Лунг (1548 г.).

[280]

В XIV в. вместе с каноническими книгами «Трипитаки», написанными на южноиндийском алфавите грантха, появляется лаосская письменность «тхам», которую поначалу использовали для записи священных текстов, а затем — и для фольклорных произведений, исполнявшихся сказителями на празднествах. Одним из первых поэтических жанров был «висумали», а его тематикой — преимущественно истории из жизни Будды и его учеников. В XVI в. Пан Кхам сочинил поэму «Син Сай», сочетавшую тонкие философские наблюдения и глубокий лиризм. Свежесть образов, точность стиха сделали поэму шедевром лаосской литературы.

Сведения исторического характера, сохранившиеся об этом периоде, очень фрагментарны, и большая часть их посвящена описанию деяний правителей Лан Санга.

[281]

Вернуться к оглавлению кн.: Лаос в XI - XVI вв.

Вернуться к меню: Лаос.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС