Создание и распад Монгольской империи
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Создание и распад Монгольской империи

XIII век

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Создание и распад Монгольской империи в XIII в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Общественный строй монголов XII в.

Основным элементом древнемонгольского общества был род (обох), находившийся на стадии разложения. Во главе родов стояла аристократия. Представители ее носили почетные звания: бахадур («богатырь»), нойон («господин»), сецен («мудрый») и тайши («царевич, член царского рода»). Главным занятием бахадуров и нойонов было добывание пастбищ и рабов для ухода за скотом и юртами. Прочими слоями рода были: дружинники (нухур), родовичи низшего происхождения (харачу, или черная кость). Рабы (богол) стояли вне рода. Целые роды, покоренные некогда более сильными родами или примкнувшие к ним добровольно (унаган богол), не лишались личной свободы и по существу мало отличались в правовом отношении от своих господ.

Низкий уровень развития производительных сил и торговли, даже меновой, специфика кочевого скотоводческого хозяйства не давали возможности использовать подневольный труд. Рабы использовались как домашняя прислуга; рабство не влияло на развитие производственных отношений. Сохранялись основы родового строя, прежде всего совместное владение угодьями, жертвоприношения предкам, кровная месть и связанные с ней межплеменные войны — все это входило в компетенцию не отдельного лица, а родов в целом. У монголов были очень прочны представления о родовом коллективе как основе социальной жизни, о родовой (коллективной) ответственности за судьбу любого рода и об обязательной взаимовыручке. Член рода всегда чувствовал поддержку своего коллектива и всегда был готов выполнять обязанности, налагаемые на него коллективом.

Но монгольские роды охватывали все население Монголии только в идее. На самом деле постоянно находились люди, которых тяготила дисциплина родовой общины, где фактическая власть принадлежала старейшим, а прочие, несмотря на любые заслуги, должны были довольствоваться второстепенным положением. Те богатыри, которые не мирились с необходимостью быть всегда на последних ролях, отделялись от родовых общин, покидали свои курени и становились «людьми длинной воли» или «свободного состояния», в китайской передаче «белотелые» (байшэнь), т. е. «белая кость». Судьба этих людей часто была трагична: лишенные общественной поддержки, они были принуждены добывать себе пропитание трудоемкой лесной охотой, которая в отличие от степной, облавной, куда менее прибыльна. К тому же монголы не едят перелетных птиц (уток, гусей), считая их мясо противным, и лишь в крайнем случае употребляют в пищу рыбу. Для того чтобы добыть себе конину и баранину, изгнанникам приходилось систематически заниматься разбоем, но их ловили и убивали. С течением времени они стали составлять отдельные отряды, чтобы сопротивляться своим организованным соплеменникам и искать вождей для борьбы с родовыми объединениями. Число их неуклонно росло, и наконец в их среде оказался сын погибшего племенного вождя, потерявший состояние и общественное положение, член знатного рода Борджигинов, Темучин, впоследствии ставший Чингис-ханом.

Темучин, сын Есугей-бахадура, родился в урочище Делюн-Болдох. Дата его рождения в разных источниках указывается по-разному. По-видимому, более точной является датировка «Юань ши» — год лошади (1162), с чем совпадают и монгольская легендарная традиция, и время женитьбы Темучина, и возраст его детей. 

[207]

Есугей-бахадур возглавлял одно из наиболее активных монгольских племенных объединений — тайджиутов. Ему удалось остановить татарское наступление на монголов и захватить в плен богатыря Темучина, именем которого Есугей впоследствии назвал своего новорожденного сына. Оказав помощь кераитскому хану Тогрулу в борьбе за престол, которую тот вел со своим дядей, опиравшимся на найманов, Есугей приобрел влиятельного друга. Когда же Тогрул стал кераитским ханом с титулом Ван-хан, то союз монголов с кераитами положил конец агрессии чжурчжэней в степи. Однако Есугей поссорился с меркитами, отняв у одного из их вождей невесту, Оелунь-еке, ставшую матерью Темучина и Хасара. Этот эпизод вызвал (согласно родовым обычаям) вражду между меркитами и монголами, впоследствии переросшую в жестокую войну. Чтобы иметь поддержку в этой борьбе, Есугей обручил своего девятилетнего сына Темучина с Борте, дочерью вождя сильного монгольского племени хонкиратов, но на обратном пути был отравлен татарами, пригласившими его разделить трапезу. После его смерти распалось племенное объединение, которое он возглавлял; бывшие вассалы из племени тайджиутов угнали весь скот, оставив семью Есугея в нищете. Вдова и сироты с трудом поддерживали существование охотой и рыбной ловлей, как и «люди длинной воли», выделившиеся из родовой общины.

Когда Темучин подрос, тайджиутский вождь Таргутай Кирилтух, сделав набег на кочевье Борджигинов, захватил Темучина в плен и посадил в колодки. Темучину удалось убежать. Вскоре он женился на нареченной невесте Бортэ, благодаря чему приобрел поддержку ее племени. Приданое жены, соболью шубу, он преподнес кераитскому хану, который сразу вспомнил былую дружбу с Есугеем и обещал Темучину покровительство. Кроме того, Темучин побратался с влиятельным вождем племени джаджиратов — Чжамухой-сеценом. Имея сильных друзей, Темучин мог больше не опасаться тайджиутов.

Новая опасность пришла со стороны меркитов, которые напали на становище Борджигинов на рассвете. Темучин успел бежать, но его молодую жену меркиты захватили в плен и отдали в жены одному из своих богатырей. На защиту Темучина выступили кераитский Ван-хан и Чжамуха. Союзники разгромили меркитов неожиданным набегом и, освободив Бортэ, вернули ее Темучину. Сына Джучи, которого Бортэ родила по прибытии домой, Темучин признал своим, но всегда относился к нему холодно.

Блестящая победа и наличие могущественных друзей совершенно изменили положение Темучина и его семьи. К Темучину стали примыкать молодые удальцы, дети соратников его отца и богатыри, отколовшиеся от своих родов. Темучин превратился в вождя небольшой орды, составившейся не из племен, а из «людей длинной воли». В числе первых примкнувших к Темучину были Боорчу и Чжелме, которых на службу к новому вождю прислали их отцы. Дружба Темучина с Чжамухой продолжалась полтора года, и этого времени оказалось достаточно, чтобы Темучин смог претендовать на титул хана. Тогда он разошелся с Чжамухой.

[208]

Вернуться к оглавлению кн.: Создание и распад Монгольской империи в XIII веке.

Вернуться к меню: Монголия и монголы за все века.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС