Создание и распад Монгольской империи
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Создание и распад Монгольской империи

XIII век

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Создание и распад Монгольской империи в XIII в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Борьба группировок в стане монголов

Монгольское войско включило в свои ряды такое большое число покоренных, что последние стали представлять собой большую силу. С их интересами пришлось считаться. Основной проблемой, ставшей перед Чингис-ханом накануне его смерти, было отношение к побежденным. Одна тенденция (представленная монгольскими ветеранами, соратниками Чингиса) заключалась в том, чтобы удерживать побежденных в покорности силой, вторая (Джучи, Бату) — чтобы привязать их милостью. Вторую линию пытался провести Джучи и заплатил за это жизнью.

В 1240—1241 гг. Бату рассорился со своими двоюродными братьями Гуюком и Бури, выслал их из армии и пожаловался на них их отцам. Хан и «хранитель» Ясы наказали опалой своих сыновей, но после смерти Угэдэя, когда регентшей стала его вдова Туракина, мать Гуюка, возник вопрос о том, кто станет великим ханом, а кто будет казнен. Оба соперника, Гуюк и Бату, стали искать опоры, причем дети Чагатая присоединились к Гуюку, а сыновья Тулуя — к Бату. Но подлинная власть в стране принадлежала уже не ханам и царевичам, а чиновнику Елюю Чуцаю, назначенному Угэдэем «начальником великого императорского секретариата», т. е. главой гражданской администрации.

Елюй Чуцай был членом киданьского царского дома, низвергнутого чжурчжэнями. Он получил образование в духе конфуцианской философии и был чиновником чжурчжэньского правительства. Перейдя затем к монголам, Елюй Чуцай стал одним из ближайших советников Чингис-хана, испытывавшего нужду в образованных людях.

В конце Чингисова царствования на курултае был поставлен вопрос о том, как поступить с населением покоренного Северного Китая. Народ, страшась монголов, разбегался по горам и лесам, образовывал банды, и собрать налоги было невозможно. Монгольские воеводы предложили перебить всех китайцев, а земли их обратить в пастбища, но Елюй Чуцай восстал против этого. С цифрами в руках он показал, какие налоги можно собрать, если предоставить право китайскому народу жить и работать. Деньги соблазнили хана, и китайское население было пощажено.

[213]

Угэдэй всецело подчинился влиянию своего министра, проведшего в 1229 г. реформы, которые Должны были превратить военную монархию в бюрократическую. Судебная реформа установила судопроизводство, ограничив тем самым произвол властей, т. е. монгольских командиров на гражданской службе. Финансовая реформа ввела обложение самих монголов однопроцентным налогом. В 1230 г. Елюй Чуцай сказал Угэдэю: «Империя была завоевана верхом на коне, но управлять ею с седла невозможно». Великий хан выслушал это благосклонно и назначил в 1231 г. Елюя Чуцая чжуншулином (главой секретариата), позволив ему проводить свою политическую линию. Она увенчалась успехом. Налоги дали доход, который поверг хана в изумление. Елюй Чуцай завоевал полное доверие хана и, совместив в своих руках финансовую, судебную и административную власть, превратился в руководителя всей внутренней политики.

Но эта система встретила оппозицию армии; первое столкновение произошло еще в 1233 г. После долгой и тяжелой осады Субутай взял чжурчжэньскую столицу Бяньцзин (Кайфын). Согласно монгольскому закону в городе, не сдавшемся до того, как были пущены в ход осадные орудия, население должно быть вырезано до последнего человека. Эта судьба ожидала и жителей Бяньцзина, но Елюй Чуцай доказал, что истребление горожан нанесет ущерб казне, и представил цифру дохода, который можно получить, пощадив их. Угэдэй согласился.

На деньги, полученные с населения Бяньцзина, Елюй Чуцай достроил Каракорум, столицу Монгольской империи, заложенную еще Чингис-ханом в 1220 г. Для хана был сооружен роскошный дворец, хотя Угэдэй предпочел жить в юрте.

В 1234 г. оказалось, что для продолжения завоевательной политики людские ресурсы Монголии недостаточны. Возник проект навербовать мусульманские войска и использовать их в Китае, а китайские — на западе. Елюй Чуцай добился отмены этого проекта, аргументируя тем, что в чужих и непривычных условиях эти войска принесут мало пользы при огромных потерях, а переброски будут слишком затруднительны. И в этом случае Елюй Чуцай защищал интересы покоренных народов, а не монгольского войска.

После завоевания Китая Угэдэй обещал своим военачальникам распределить между ними покоренные земли. Елюй Чуцай предложил воз-наградить их не уделами, что наносило ущерб центральной власти, а деньгами, шелками и драгоценностями. Хотя это и восстановило против него многих нойонов, тысячников и сотников, но было принято все же компромиссное решение: наряду с монгольскими правителями областей назначены фискальные чиновники хана.

Не менее остро встал вопрос о налогах и системе обложения. Как уже было отмечено выше, еще в 1229 г. Елюй Чуцай обязал монголов платить прямой однопроцентный налог. В 1236 г. были введены налоги на привозимые товары ('/зо их стоимости) и на вино как предмет роскоши (Ую стоимости). Это задевало интересы уйгурских купцов, терявших при конкуренции с местным производством, и монгольской военной аристократии — потребителя привозных товаров.

Но еще больше возмутило монголов, что Елюй Чуцай ввел в Китае прежнюю систему обложения — с огня или жилища, тогда как монголы и мусульмане платили подушную подать — более тяжелую. Елюй Чуцай указал, что от слишком тяжелых налогов население разбежится и казна потерпит ущерб. Его мнение восторжествовало.

Последовательно стремясь к возрождению культуры, Елюй Чуцай в

[214]

1236 г. учредил Историческое общество. В 1237 г. он добился раз-решения принимать на государственную службу образованных китайцев. Для проверки их знаний были организованы экзаменационные коллегии. Экзаменоваться могли и рабы; если же их хозяева препятствовали им, то за это полагалась смертная казнь. В результате явилось 4030 грамотеев, 1/4 часть которых освободилась из рабства.

Превращение военной монархии в бюрократическую не могло не встретить отпора в тех слоях монгольского общества, которые были принуждены уступать первое место, принадлежавшее им, как они считали, по праву, так как было завоевано кровью.

Система пошлин на привозные товары и возрождение китайского производства не могли прийтись по вкусу купцам, занимавшимся посреднической торговлей и желавшим сохранить рынок исключительно для себя. Таковы были уйгуры и перешедшие на сторону монголов мусульмане: Кадак— уполномоченный по переписи Китая и Чинкай, унаследовавший от Елюя Чуцая пост премьера, оба были христиане, а откупщики Абд ар-Рахман и Махмуд Ялавач — мусульмане. Уже в 1239—1240 гг. Абд ар-Рахман получил на откуп налоги с Китая.

11 декабря 1241 г. Угэдэй умер. До выборов нового хана власть оказалась в руках вдовы Угэдэя Туракины.

Смерть Угэдэя развязала руки врагам Елюя Чуцая. Чинкай заместил его в администрации, Абд ар-Рахман — в части финансов. Министр умер в 1244 г., видя крушение дела, которому он отдал свою жизнь.

Власть захватила придворная камарилья, во главе которой стояла Фатима-ханум, наперсница ханши. Интриги и произвол достигли расцвета.

Военная группировка, которая в 30-е годы казалась столь сплоченной, отнюдь не оказалась такой в сороковые. Она разбилась на две группы, соперничество которых помогло Туракине сохранить власть до августа 1246 г., когда на престол великого хана на курултае был избран Гуюк.

Одна из групп, отстаивавшая, как можно предположить, интересы монгольской военной аристократии, соратников Чингис-хана, ориентировалась на брата Чингис-хана — Темугэ-Отчигина, который в 1242 г. сделал неудачную попытку захватить престол. После этого она исчезла.

Другая, связанная с уйгурским купечеством, состояла, по-видимому, из средних и низших военных чинов — кераитов, найманов и каракита- ев. Их идеологией было несторианское христианство, а во главе стала вдова Тулуя, Суюркуктени, использовавшая свое влияние в интересах своих детей.

Ситуация, в которой оказались оба соперника, Гуюк и Бату, была крайне острой. Бату имел только 4 тыс. верных монгольских воинов, которых было явно недостаточно, чтобы силой удерживать в покорности Восточную Европу. Надеяться на помощь из коренного юрта он не мог, так как Гуюк искал только его гибели. Гуюк встал во главе 100-тысячного войска, в значительной части состоявшего из несториан, предпочитавших ему детей Тулуя. Гуюк пытался добиться популярности, бесплатно распределяя среди воинов шелковые ткани (расход покрывался за счет налогов с оседлого населения). Он искал поддержки православной церкви и русских князей, располагавших большими людскими и денежными ресурсами. К несчастью для Гуюка, великий князь Ярослав, приехавший в ставку хана для переговоров, был отравлен Туракиной по доносу одного из бояр из свиты князя. Тогда сыновья погибшего, Александр Невский и Андрей, отошли от Гуюка и поддер-

[215]

жали Бату, который в 1248 г. имел уже возможность выступить походом на восток против великого хана. Гуюк двинулся ему навстречу, но по дороге умер.

Снова наступило междуцарствие; регентшей стала вдова Гуюка, Огуль-Гаймыш. На курултае 1251 г. большинство получили Бату и его друг Монке. Последнего избрали великим ханом, а Бату признали «старейшим в роде». Сторонники Гуюка были казнены.

[216]

Вернуться к оглавлению кн.: Создание и распад Монгольской империи в XIII веке.

Вернуться к меню: Монголия и монголы за все века.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС