Создание и распад Монгольской империи
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Создание и распад Монгольской империи

XIII век

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Создание и распад Монгольской империи в XIII в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура монголов

Монголы XII-XIII вв., несмотря на отсутствие у них письменности, архитектуры и земледелия, имели свою оригинальную культуру, непохожую на цивилизацию оседлых народов.

История представлялась им как знание родословной и событий, связанных с подвигами их предков. Основателями своего народа они считали волка и лань, что являлось отражением древних тотемов племен, некогда населявших Монголию. Знание биографий предков было обязательным для подрастающих поколений, которые тем самым ощу-

[217]

щали себя родственниками, чем обеспечивалось сознание этнического единства.

Литература также была устной, и для удобства запоминания монгольские сказители излагали свои произведения ритмической прозой. Одно из таких произведений сохранилось, будучи записано китайскими иероглифами. Эго — знаменитое «Сокровенное сказание» (или, точнее, «Тайная история» Чингис-хана), составленное в 1240 г. Оно включает в себя описание событий возвышения Чингис-хана и является основным источником для истории монголов XII—XIII вв. Официальная история Монголии этого времени — «Золотая книга» («Алтан дептер») — не сохранилась, но видимо, легла в основу персидского «Собрания летописей» Рашид ад-дина и «Юаньши» — китайской хроники монгольской династии.

Образование обширной империи вызвало потребность в письменности. В 1204 г. Чингис-хан принял на службу уйгура Тата-тонга, бывшего хранителя печати найманского хана. Этот последний приспособил к монгольскому языку уйгурскую письменность и обучил грамоте нескольких монгольских юношей. Затем Хубилай в 1269 г. поручил тибетскому ученому, буддийскому монаху Пагба-ламе составить монгольский алфавит на основе тибетской письменности. Это было «квадратное письмо», которое, однако, не привилось у монголов и не выдержало соперничества с уйгурским алфавитом. Памятники монгольской письменности XIII в., дошедшие до нас, немногочисленны, потому что записи производились на коже и бумаге, легко подверженных тлению.

Религия монголов была отнюдь не примитивна. Они почитали «Вечное небо», которое считали «Отцом», и «Черную землю», называвшуюся «Матерью». Однако это было единое божество, проявлявшееся в двух ипостасях (лицах). Монголы верили в бессмертие души и как вместилище для душ умерших делали онгоны, куклы, которые они весьма бережно хранили в юртах. К иноверцам они относились довольно терпимо и постепенно почти целиком перешли в иные религии. В степи распространились: среди монголов — несторианское христианство, в Средней Азии, Иране и на Волге — ислам, в Китае — буддизм, который в среде самих китайцев в то время был религией меньшинства. Несторианство исчезло среди монголов только в XIV в.

[218]

Вернуться к оглавлению кн.: Создание и распад Монгольской империи в XIII веке.

Вернуться к меню: Монголия и монголы за все века.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС