Сирия и Египет
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Сирия и Египет

XI—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сирия и Египет в XI—XV вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Сирия и Египет

Упадок халифата Фатимидов

Правящий феодальный класс в Египте при Фатимидах состоял из чиновной (бюрократии) и военной знати, а также духовенства мусульманского и христианского. В среде военной знати до конца X в. руководящая роль принадлежала берберской кочевой знати, особенно из племени кетама, которой Фатимиды были обязаны приходом к власти. Но потом значение ополчения берберских племен упало; первое место при дворе заняла вновь созданная гвардия, формировавшаяся из наемников и частью из привезенных работорговцами купленных молодых рабов — гулямов, иначе, мамлюков; последних, по словам Насир-и Хосрова, было 60 тыс., в большинстве негров (суданцев) и тюрков; численность же всего фатимидского войска (ополчения), в состав которого входили также берберы, магрибинские и хиджазские арабы, достигала 135 тыс. Из командиров гвардии выделилась новая военная знать. С середины XI в. ее стали наделять землями на правах икта; при халифе ал-Мустансире (1036— 1094) она стала всесильной.

Халиф превратился в простое орудие гвардейской верхушки. Вспыхивали частые мятежи, кровавые междоусобицы берберов и корпусов тюркских и суданских мамлюков. Победили тюрки (1062 г.); они раз-

[369]

грабили государственную казну и дворец халифа, не пощадив ценной библиотеки, насчитывавшей 200 тыс. книг. Вожди тюрков распоряжались государственным имуществом, нисколько не считаясь с «повелителем правоверных». Казна халифа была пуста, семилетний неурожай со своими неизбежными спутниками — голодом и эпидемиями — привел к обнищанию крестьянства. Ослабление военной мощи Фатимидов повлекло за собой потерю Алжира и Туниса; норманны завоевали Сицилию (1071 г.), а в Сирию вторглись сельджуки. Фатимидский халифат, казалось, был близок к развалу.

В таких трудных обстоятельствах халиф ал-Мустансир призвал на помощь из Сирии энергичного и способного полководца Бадра ал-Джамали (по происхождению армянина, бывшего раба одного из эмиров Сирии). Бадр ал-Джамали прибыл в Каир (1073 г.) с преданными ему армянскими и сирийскими военными частями и быстро овладел положением; командиров тюркских гвардейцев он заманил в западню и всех их перебил в одну ночь. Бадр ал-Джамали восстановил расстроенные центральный государственный аппарат и финансы, укрепил войско, добился того, что ежегодная сумма податных сборов повысилась с 2 млн. до 3 млн. динаров золотом. На случай возможного вторжения сельджуков он обнес Каир мощными стенами.

Бадр, назначенный главнокомандующим, а вместе с тем вазиром и главным хатибом, т. е. первым лицом среди мусульманского духовенства, сосредоточил в своих руках всю полноту власти, а халифу ал-Мустансиру воздавал только внешний почет. После 20-летнего управления, умирая глубоким стариком, Бадр ал-Джамали с согласия халифа передал все должности своему сыну Шаханшаху с титулом «совершеннейший князь».

Фатимидские халифы в качестве духовных глав — имамов — всегда пользовались большим авторитетом среди исмаилитов не только в Египте, но и за пределами своих владений; там они располагали разветвленной тайной исмаилитской организацией, занимавшейся деятельной пропагандой. Но в конце правления ал-Мустансира Бадр ал-Джа-мали добился того, что ал-Мустансир отстранил от наследования имамата-халифата своего старшего сына Низара и назначил своим наследником младшего сына — Мустали. Это вызвало раскол среди фатимидских исмаилитов; образовались две подсекты — мусталитов и низаритов; последние безусловно преобладали среди исмаилитов в Сирии, Иране и восточных странах ислама. Этот раскол сильно подорвал религиозный авторитет фатимидских халифов.

[370]

Вернуться к меню: Сирия с древности до конца XX века.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС