История Швеции из БСЭ
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Ш, Щ >

ссылка на XPOHOC

История Швеции из БСЭ

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

История Швеции из БСЭ:

XV. Музыка

Музыка Ш. до 19 в. развивалась в общем русле скандинав, муз. культур. Испытав влияние нем. и норв. музыки, к нач. 20 в. приобрела черты нац. самобытности. Песенно-танц. фольклор (хороводные танцы с пением и парные) различен

1. Лошадиные головы из Сварторпа (Вестерйётланд). Бронза. 950-500 до н. э. Исторический музей. Стокгольм. 2. Деталь конской сбруи из погребения в Венделе (Упланд). Золочёная бронза, гранаты. 7 в. Исторический музей. Стокгольм. 3. Флюгер церкви в Сёдерале (Хельсингланд). Золочёная бронза. 11 в. Исторический музей. Стокгольм. 4. Камень с росписью с острова Готланд. 8 в. Исторический музей. Стокгольм. 5. Расписной крестьянский шкаф из Даларны. Дерево. 17 в. Северный музей. Стокгольм. 6. Ковёр из Фогдё (Сёдерманланд) с изображением покровителей Скандинавии святых Эрика, Олафа и Кнута. 1475-1500. Деталь. Исторический музей. Стокгольм.

Сцена из оперы "Орфей и Эвридика" Глюка. Дротнингхольмский театр.

в разных ленах. Древнейшие нар. инструменты - лур (пастуший рожок), колокольчики; позднее сел. ансамбли включали скрипки, кларнеты, флейты, арфы. Носителями муз. иск-ва были до 13 в. скальды, до нач. 16 в. - странствующие музыканты "лекары", игравшие на скрипках, дудках, барабанах на гор. улицах и при дворе. В 14-15 вв. возникли нар. песни-баллады и политик, антифеод, песни, после Реформации - евангелич. псалмы. На формирование проф. музыки оказал влияние григорианский хорал, проникший в Ш. с принятием христианства в 11 в., со времён Реформации - протестантский хорал. Центром светской муз. жизни был королев, двор в Стокгольме, где с 1526 выступала придворная капелла. Здесь служили неск. поколений музыкантов нем. семьи Дюбен. В 18 в. капеллу возглавляли; Ю. X. Руман (1729- 1737), один из первых проф. нац. композиторов (церк. хоровая музыка), организатор первых публичных концертов (с 1731), и Ф. Уттини (с 1768), автор первой оперы на швед. яз. "Тетис и Пелея" (1773); в 1773 им создана оперная труппа, ставшая основой шведской Королев, оперы; её спектакли шли в "Больхюс-театре", с 1777- в замке Дротнингхольм, близ Стокгольма; в 1782 театр получил постоянное помещение (в 1898 новое здание). Здесь шли оперы швед. композиторов Ю. Г. Наумана ("Густав Ваза", 1786), в нач. 19 в. - Ф. А. Бервальда, крупнейшего швед, композитора-романтика (1-й швед, симфонист, также скрипач и дирижёр), К. Стенборга (комич. оперы), в кон. 19 в. - А. Халлена. Среди др. композиторов кон. 18 - нач. 19 вв. - Г. И. Фоглер и И. M. Краус (церк. и светские соч.), Ю. Ф. Пальм (песни). В 1771 в Стокгольме осн. Королев, академия музыки (сначала концертная орг-ция, позднее уч. заведение, в кон. 19 в. преобразованное в консерваторию; с 1940 Высшая муз. школа, с 1971 Гос. высшая муз. школа). В нач. 19 в. под влиянием идей романтизма возрос интерес к нац. муз. фольклору; собиратели нар. песен - Э. Драке, И. Б. Струве, P. Дюбек; издатели первых фольклорных антологий (1814-16) - А. Афцелиус, Э. Г. Гейер (также композитор) и А. И. Арвидсон. Нар. мелодии использовали композиторы 2-й пол. 19 в. А. Ф. Линдблад (за песни его называли "швед. Шубертом"; также автор оперы, симф., камерно-инструм. соч.), И. Хальстрём (опера "Заколдованная", 1874), А. Халлен (оперы, симф. поэмы, хоровые соч.). С сер. 19 в. муз. жизнь также стала развиваться в Мальме, Норчёпинге и Гётеборге (в 1856-61 гётеборгский симф. оркестр возглавлял Б. Сметана). Мировую известность получила швед, вокальная школа; лучшие певицы - E. Линд (прозвана "швед, соловьем"), К. Нильсон, Э. Гульбрансон, Ю. Бьёрлинг и др. Основоположник композиторской нац. школы 1-й пол. 20 в. - В. Петерсон-Бергер (муз. драмы в духе P. Вагнера, 5 симфоний, вокальные и инструм. соч.), В. Стенхаммар (камерно-инструм. произв., а также оперы, симфонии), X. Альвен (оркестровые соч., в т. ч. "Шведские рапсодии", хоры), Д. И. Вирен (симфонии, концерты с оркестром, музыка для драм, театра и кино); их соч. присущ сев. колорит, характерный для сканд. романтизма. Среди др. музыкантов - скрипач, дирижёр, композитор T. Аулин (основал квартет), композиторы Э. Шёгрен (романсы и др.), H. Берг, Э. Кальстениус, T. Рангстрём. В 30-40-е гг. выдвинулись К. M. Аттерберг (оперы, балеты, симфонии и др.), И. Нюстрём (долго работал в Париже; инструм. соч.), X. Русенберг (многие соч. исполняются за пределами Ш.), M. Пергамент (применяет серийную технику); выделяется творчество К. Б. Блумдаля (опера "Аниара", пост. 1959, и др.). Среди композиторов 50-х гг. - Д. И. Вирен, Л. Э. Ларсон, Э. фон Кох; позднее - И. Лидхольм, С. Э. Бек, X. Эклунд и др. Творчество ряда композиторов 60 - 70-х гг. сформировалось под влиянием авангардизма. Созданы Об-во совр. музыки ("Самтида музик", 1960), студии электронной музыки в Стокгольме (1964) и Мальме (1966). T. н. экспериментальную музыку пишут А. Мёльнес, К. Э. Велин, Я. Барк, Б. Нильсон, Я. Мортенсон и др. В Ш. 10 проф. симф. оркестров, в т. ч. Швед, радио, Стокгольмской филармонии (в 1974-76 руководил Г. H. Рождественский), Гётеборгский симф. оркестр; хоры, в т. ч. хор Швед, радио, Стокгольмский камерный. Оперные театры имеются в Стокгольме (швед. Королев, опера), в Гётеборге и Мальме; мьюзиклы и оперетты ставятся в "Оскаре-театре" в Стокгольме. Работают Концертное объединение в Стокгольме (с 1902), Оркестровое объединение в Гётеборге (с 1905), Союз швед, композиторов (с 1918), Союз хоров (с 1925) и др., в т. ч. любительские муз. орг-ции. Крупнейшие муз.-уч. заведения - Гос. высшая муз. школа в Стокгольме, консерватория в Мальме (с 1907), Ин-т музыки в Гётеборге (с 1932), многочисл. муз. школы. С 1963 существует концертная орг-ция по устройству выступлений солистов и камерных ансамблей (до 60-х гг. концерты камерной музыки были гораздо менее популярны, чем симф. оркестров). Среди исполнителей 70-х гг.: дирижёры С. Эрлинг, С. Вестерберг, X. Блумстедт; пианисты X. Лейграф, С. Эриксон; скрипачи Л. Берлин, Э. Вольф; виолончелист Э. Блёндаль-Бенгтсон; певцы H. Гедда, P. Сёдерлёф, певицы Б. Нильсон, Л. Андерсон, Э. Сёдерстрём, Ч. Майер, M. Халлин. Музыковеды - Л. А. Д. Фркжлунд, И. Бенгтсон и др.

Лит.: Л и н д У., Композиторы Швеции, пер. со швед., "Советская музыка", 1955, № 11; W а 1 1 n е г Во, La musique en Suede, Stockh., 1951; Alander Bo, Swedish music, Stockh., 1956. Дж. К. Михайлов.

Швеция в БСЭ


Далее читайте:

Швеция, королевство Швеция (история и список правителей).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС