Турция
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Турция

-

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Турция в Большой советской энциклопедии

XV. Музыка

Турецкий музыкальный фольклор родствен музыке других тюрк. народов. Например, мани (незатейливые песни частушечного склада), кошма тюркю (мелодически развитая песня лирич. содержания) напоминают аналогичные жанры, существующие в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане. Традиционная тур. музыка связана с арабо-иран. культурой: бытование сходных ладов (макамов), больших циклич. форм - фасиль, напоминающих по структуре араб. нубы. В тур. нар. музыке различаются произведения с мелодией небольшого диапазона, с равномерным ритмом- кирик хава (короткая мелодия) и развитые произведения с мелодией широкого диапазона, не укладывающиеся в чёткие метроритмич. схемы (преобладает меняющееся тактовое членение) - уэун хава (длинная мелодия). Для тур. мелоса характерны частые сопоставления хроматически изменяющихся ступеней, в результате перехода из одного лада в другой. Отсюда особая "цветистость" мелодий. В тур. музыке существует большое количество ладов (макамов) - хиджаз, зен-гуле, курды, гулистан и др., но они сводятся к 13-15 основным. Своеобразна ритмика. Существуют ритмы из 3-4 и даже более 20 долей (внутри цикла ноты группируются в различные ритмич. сочетания - усули). Зачастую циклы состоят из часто меняющихся неравномерных тактов, используются нечётные размеры. Популярен аксак-ритм ("хромой" ритм). В Т. распространено унисонное пение (иногда с инструм. сопровождением, также в унисон).

Произведения такого типа - бесте - в прошлом исполнялись только мужскими хорами. Многочисленные бесте созданы в 17 в. комп. Бухури-заде Мустафой Итри-эфенди. Развитой сложной формой отличаются инструм. произведения: пешрев (вступление) - рбндообразная пьеса, к-рой открывается фасиль; таксим - пьеса им-провизац. характера, также включающаяся в фасиль. Из муз. инструментов в Т. распространены кеманча, ребаб, тамбур, уд, ковар, дюдюк, зурна, дэф, давул. Большой вклад в развитие тур. музыки внёс учёный-энциклопедист Д. К. Кантемир (в 1687-1710 находился в Константинополе). Его произв., написанные в различных жанрах тур. клас-сич. музыки, пользовались популярностью до кон. 19 в. В 16 в. в Т. проникает европ. иск-во (гл. обр. итальянское и французское). В 1828-56 в Стамбуле работал Дж. Доницетти (брат знаменитого композитора), воспитавший многих тур. музыкантов. Его ученики явились основоположниками тур. композиторской школы - Осман Ибрахим, Али Рза-бей Каптан-заде, Неджип Везир-заде и др. Однако подлинное развитие проф. музыки началось после провозглашения Тур. Республики (1923). Были открыты Стамбульская (1923), Анкар-ская (1936), Измирская (1951) консерватории, Анкарский театр оперетты (1928). Большим событием в культурной жизни страны явилось создание оперных театров в Анкаре (1950-е гг.) и Стамбуле (I960). В 30-40-е гг. выдвинулась группа композиторов, т. н. тур. пятёрка - Джемаль Рашид Рей, Хасан Фарид Алнар,

Улви Джемаль Эркин, Ахмет Аднан Сай-гун, Неджиль Кязим Аксес. Среди совр. музыкантов: комп. Бюлент Тарджан, Илхан Усманбаш, Невит Кодаллы, Фе-рит Тюзюн; скрипачка Айля Эрдуран, пианистка Идил Бирет, певица Лейла Айше Генджер, певец Айхан Баран.

В Т. работают: симф. оркестры - президентский (в Анкаре, создан на базе придворного воен. оркестра, осн. в 1826), Стамбульский городской (осн. в 1943), Измирского филармонического об-ва (осн. в 1962), инструментальные, вокальнке коллективы. В Стамбуле проводится Ме-ждунар. муз. фестиваль (2-й - в 1974).

Лит.: Виноградов В., На фестивале в Стамбуле, "Советская музыка", 1975, № 6.

Рустам-заде Заур Паша оглы.

Вернуться к оглавлению: Турция в Бсэ.

Вернуться к меню: Турецкие государства.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС