История Древнего Вьетнама
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

История Древнего Вьетнама

-

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

История Древнего Вьетнама

Главы из книги: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014.

ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ДРЕВНЕВЬЕТНАМСКОЙ ИСТОРИИ

Изучая древнюю историю страны в ее нынешних границах, читатель XXI века вынужден представ-

[8]

лять себе лишь отношения между народами, даже племенами. Политические, дипломатические и военные отношения завязывались только путем обращения к власти (неважно, называлось ли первое лицо «вождем», «царем» или «императором») в столице. Исторические источники не всегда надежны, и их неравноценное качество объясняет, почему так трудно писать историю этой части Юго-Восточной Азии. С одной стороны, перед нами страна, которая с начала христианской эры открылась для торговых связей с индийским миром, приняла пришедшие из Индии политические и религиозные образцы — Тямпа. Страна тямов пользовалась индийским способом коммуникации, заимствовав из Индии алфавит и использование надписей на камнях для публикации политических и религиозных указов. Поэтому ее, как и соседнюю страну кхмеров (то дружественную, то враждебную, часто вмешивающуюся в историю тямов), называют индианизированной. История Тямского государства очень причудлива, обильна междоусобицами, союзами и конфликтами, которые никогда не решались окончательно, и любые отношения, как внутренние, так и внешние, могли в любую минуту перемениться. Часто создается впечатление, что тямы действуют под влиянием минуты; в их планах не видно ничего «национального», страна так и остается хрупкой конфедерацией объединенных территорий, уязвимой при столкновении с такой силой, как государство вьетов. В то же время богатство их культуры и искусства, их выдающиеся таланты настолько привлекали победителей — вьетов, что те включили их в свою собственную культуру.

С другой стороны, страна вьетов десять веков, до самого своего освобождения, находи-

[9]

лась под влиянием китайцев. Ее способ коммуникации характерен для китайского мира: это «исторические» сборники, хроники и документы, написанные китайской письменностью. Важное место в обществе вьетов занимают китайские понятия о законодательстве и государственном управлении, а образование и литература базируются на наследии классического Китая. В деловой сфере и в образовании тогда употреблялся китайский язык; будучи маленькой соседкой китайского гиганта, страна вьетов, используя язык Китая, позиционировала себя страной «цивилизованной», признанной им. Находясь под влиянием Китая, страна вьетов при этом непрестанно доказывала огромному и воинственному соседу свою независимость — разрывалась между поисками признания и суверенитета. Но поскольку способы ее функционирования были китайскими, она оставалась китаизированной страной. Постоянно считаясь в своей внешней политике с Китаем, вьеты в то же время требовали такого же суверенного статуса, какой обычно признавался только за самим Китаем. В результате они привыкли делить мир на «юг» и «север», но, предъявляя претензии к сильному южному соседу, вьеты сами становились «севером». Своей оригиналь- стью страна вьетов (нынешний Вьетнам) обязана этническому смешению, вынуждавшему их использовать разные подходы. Вьеты гораздо более ориентированы на долговременные цели; союзы всегда заключаются ими ради единства страны, формирования нации. Действия, направленные на эффективность работы администрации и армии, построение единого и однородного общества, развитие сельского хозяйства, пока- 

[10]

зывают, что вьетских правителей во все времена вдохновлял истинно политический дух.

Рядом с Тямпой, страной вьетов, Кхмерской империей * и Китаем существовало еще и пятое действующее лицо истории Древнего Вьетнама: ведь по соседству с двумя крупными государствами, с индианизированным и китаизированным мирами существовало еще много народов бесписьменных, а потому не сохранивших своей древней истории, известной только из упоминаний в тямских и вьетских текстах. Это «туземцы», потомки которых — племена горцев — ныне живут на окраинах Вьетнама. Хотя вся их культура — устная, мы не должны забывать, что они все время существовали рядом и, даже вытесненные в горы, которых так боялись тямы с вьетами — жители равнин и рисовых полей, — представляли опасность и нарушали равновесие. Эти племена группировались вокруг своих вождей, селились возле неустойчивых границ, и только из-за отсутствия письменных источников мы не можем изложить их историю. Последнее же действующее лицо — монгольские завоеватели, хлынувшие в страну в конце XIII в. 

[11]

Примечания

* Кхмерская империя (Камбуджадеша, или Ангкорская Камбоджа) — феодальное государство, существовавшее в IX—XIII вв. на территории современных Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса. Кхмеры — вероятно, исконные жители Южного Индокитая — постепенно смешивались с соседними индонезийскими племенами, сильное влияние на них оказала более высокоразвитая культура Индии. В антропологическом отношении кхмеры принадлежат к южным монголоидам, но обладают некоторыми веддоавстралоидными чертами, особенно сильно выраженными у горных кхмеров.

Вернуться  коглавлению кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам.

Вернуться к меню: Всё о Вьетнаме и вьетнамцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС