Япония
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Япония

XII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Япония в XII—XVI века

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Проникновение европейцев в Японию. Начало пропаганды христианства

Начало 40-х годов XVI в. ознаменовалось проникновением в Японию европейцев, которых влекли сюда еще со времен Марко Поло фантастические сведения о ее несметных богатствах.

Первыми европейцами, появившимися в Японии, оказались три португальских купца; в 1542 г. их сампан потерпел крушение у о-вов Танэгасима (к югу от Кюсю). На борту судна находились мушкеты, заряжавшиеся со ствола и вызвавшие большой интерес у японцев.

В следующем году еще один португалец, иезуит Мендиш Пинту, посетил пров. Бунго (Кюсю). Он подписал соглашение с князем Отомо о ежегодном прибытии на этот остров португальского судна с сукном и шелковыми материями, а также о доставке оружия и пороха в обмен на золото и серебро.

Самым важным следствием проникновения европейцев в Японию в это время было распространение огнестрельного оружия (получившего, по месту первой высадки португальцев, название «танэгасима»), а затем и начало его производства внутри страны. Мендиш Пинту начал обучать японцев искусству изготовления огнестрельного оружия, распространение которого вызвало крупные изменения в военном деле.

[173]

Возникла новая тактика ведения боя: на первый план выдвинулись пехотинцы из солдат-профессионалов. Стали использоваться новые методы строительства массивных средневековых замков (с металлозащитными казематами, дверьми и мостами), а также сооружения оборонительных укреплений вдоль побережья Японских островов, в особенности Кюсю.

С проникновением в Японию португальских купцов в стране появились и стали применяться часы, очки, табак, стулья, шляпы, трусики.

За европейскими купцами последовали католические священники. В августе 1549 г. в Кагосима (столица княжества Сацума, о-в Кюсю) прибыли иезуиты Франциск Ксавье, Комэ де Торрес и Жуан Фернандес. С этого времени в Японии, в особенности в Киото, Ямагути и на большей части Кюсю, началась проповедь христианства. Этому способствовала разветвленная сеть семинарий и колледжей, созданных иезуитами на Кюсю с разрешения князей этого острова, печатание и распространение евангелия и евангелических брошюр, а также медицинская помощь миссионеров японским пациентам. Успех проповеди христианской религии объяснялся также реакцией крестьянства на разорительные междоусобицы, длительное время потрясавшие Японию и нанесшие огромный урон экономике страны, в особенности сельскому хозяйству. Большинство обращенных в новую веру принадлежало к бедным крестьянам юго-западной части страны, где жизнь была более тяжелой, чем во внутренних провинциях, где крестьяне искали религиозного утешения в уравнительных идеях христианства.

Принятие новой религии являлось выражением сепаратистских тенденций юго-западных князей, одним из средств их сопротивления цен-тральной власти.

Установление японо-португальских торговых связей привело к значительному сокращению торговли Японии с империей Мин. Этому способствовал разрыв в 1549 г. официальных отношений Китая с Японией; последняя, используя как базу побережье Внутреннего Японского моря, берега о-вов Кюсю и Цусимы, незадолго до того возобновила пиратскую торговлю, нанесшую большой ущерб населению приморских провинций Китая.

Отныне португальские купцы превратились в монопольных поставщиков китайских товаров в Японию (главным образом шелка-сырца, шелковых тканей и серебра), что позволило им извлекать огромные прибыли. Их корабли прибывали в южные порты Кюсю преимущественно из Гоа, Малакки и Лиампо (Нинбо). В 1557 г. португальская фактория в Аомыне получила монопольное право на торговлю с Японией, куда помимо китайских товаров завозились яванские, малайские и индийские.

Вслед за португальскими иезуитами в Японию проникли испанские францисканцы и доминиканцы. В 1584 г. в порт Хирадо из Манилы прибыло первое испанское судно.

Ода Нобунага почти до самой смерти покровительствовал распространению христианской религии, что объяснялось ненавистью, которую он питал к буддизму. Различные буддийские храмы, располагая крупными земельными угодьями и сильными военными дружинами, постоянно поддерживали враждебные Ода силы и сопротивлялись его попыткам политически объединить страну. Ода был заинтересован в развитии внешней торговли с европейскими странами, в скорейшем оснащении его войска огнестрельным оружием, которое стало важным преимуществом во время объединительных походов.

[174]

Хотя Ода неоднократно подчеркивал, что ему особенно нравится принцип иезуитов — «цель оправдывает средства», однако в конце своей жизни он стал настороженно относиться и к миссионерам, подозревая их в стремлении использовать проповедь христианства для превращения Японии во владение Португалии.

В 1582 г. Ода Нобунага был вероломно убит одним из ближайших вассалов, честолюбивым Акэти Мицухидэ, также претендовавшим на пост главы государства и решившим отомстить Ода за нанесенное ему личное оскорбление. Акэти удалось временно овладеть замками Адзути и Нидзё, а также императорской столицей — г. Киото.

В год гибели Ода Нобунага в Японии насчитывалось 200 церквей, 5 семинарий и колледжей, около 75 миссионеров и 150 тыс. японцев, обращенных в христианство.

Распространению христианства в Японии содействовала активная деятельность иезуитов Вилела и Валиньяни. По инициативе и в сопровождении Валиньяни в 1582 г. была отправлена к королю Испании и римскому папе первая японская миссия из представителей князей-христиан с о-ва Кюсю. Одним из важных последствий этой поездки (миссия вернулась в Японию лишь в 1590 г.) явилось издание (1585 г.) папой Григорием XIII специального письма, разрешавшего проповедь евангелия в Японии только ордену иезуитов.

[175]

Вернуться к оглавлению главы Япония в XII—XVI века

Всё о Японии и японцах

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС