Япония
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Япония

XII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Япония в XII—XVI века

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Архитектура и скульптура

В стадии развитого феодализма продолжается развитие японской архитектуры, в частности дворцовой. Жилища феодалов и самураев строятся по образцам дворцов верхушки феодальной аристократии, чаще всего за эталон принимается императорский дворец. Со временем в дворцовой и домашней архитектуре возникает новый стиль с присущей ему нишей в стене главной комнаты жилого помещения, характерный в большей степени для домашней архитектуры. Спартанский дух военно-феодального сословия самураев все больше оказывает воздействие на стиль их жилищ: они становятся еще более простыми, со значительным числом подвижных дверей. На развитие японской архитектуры повлияли архитектурные стили

[180]

сунского Китая. Типичным в этом смысле является главный зал храма Энрякудзи, известный своей величественной красотой.

Один из самых значительных памятников японской архитектуры — «Золотой павильон» — был построен в 1397 г. в храме Ходзёдзи, в Китано (северо-восточное предместье Киото). Это — небольшое квадратное трехэтажное здание, предназначенное для религиозных церемоний; верхний этаж внутри и снаружи расписан золотыми листьями на лаковом фоне. Характерной чертой здания является тесная связь архитектуры с окружающим ландшафтом.

В 1483 г. в окрестностях дворца Хигасияма (восточная часть Киото) было воздвигнуто другое знаменитое сооружение— «Серебряный павильон». Это — двухэтажное здание, окруженное прекрасным садом, созданным выдающимся мастером садовых ансамблей — буддийским священником Мусо Кокуси. Редкое сочетание с природой создавало впечатление полного уединения, отрешенности от мирской суеты.

Прогресс японской архитектуры был связан со строительством специальных помещений для специфических, совершаемых по определенному ритуалу, чайных церемоний. Начало их восходит к XIV в. 5. Основоположниками считают буддийского священника Сюкю и художника Соами.

Чайные церемонии, а также ставшие традиционными чаепития в небольших крестьянских беседках стимулировали развитие керамики, в частности чайных предметов (чашки, блюдца, миски). Одна из первых чайных палат была построена в «Серебряном павильоне».

В XIII в. при храме Рюандзи (Киото) монахами секты «дзэн» был создан своеобразный «сад камней» 6  как символ отрешенности от мира и философского самоуглубления.

Развитие скульптуры было связано с изображениями Будды и многочисленных буддийских божеств. Самым значительным памятником является огромное изображение сидящего Будды, отлитое в Камакуре в 1352 г. Для южных ворот храма Тодайдзи по совместным образцам видных скульпторов — Кайкэй, Танкэй и Ункэй с помощью 16 других мастеров были изготовлены восьмиметровые деревянные изображения двух коней Дэва, символизировавших стражей буддийской религии.

Прогрессировало и прикладное искусство: техника лакировки, гравировка и изготовление металлических предметов, в частности мечей, а также искусство специальной орнаментовки.

Конец XVI в. ознаменовался расцветом фарфорового и в особенности гончарного искусства. Пионером керамического производства считается Като Кагэмаса. В Сэто (вблизи Нагоя) он построил печь для обжига и сушки кирпича, начавшую производить знаменитые в Японии и за ее пределами фарфоровые и фаянсовые изделия «сэто», преимущественно посуду.

--------

5. Впервые чай был ввезен в Японию с Азиатского континента священником буддийской секты «дзэн».

6.  «Сад камней» («сэкитэн») состоит из нескольких групп камней, расположенных на площадке, покрытой песком. Камни олицетворяют мир вечный, мир духа. Песок символизирует волны — текучесть, изменчивость, быстротечность жизни.

[181]

Вернуться к оглавлению главы Япония в XII—XVI века

Всё о Японии и японцах

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС