Япония
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Япония

III—XII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Япония в III—XII века

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Феодальные междоусобицы в X—XII вв. Возникновение «бусидо»

X—XII века — важная веха в истории раннефеодальной Японии. С этого времени развиваются центробежные тенденции, сепаратизм отдельных провинций! политическая раздробленность, порожденные усилением феодалов на периферии. Эту стадию развития прошли все государства Запада и Востока. Экономической основой таких явлений было господствовавшее в Японии натуральное автаркическое хозяйство поместий, сосредоточивших 90% всего земельного фонда страны, слабость хозяйственных связей между ними, неразвитость общественного разделения труда. Важное значение имела концентрация в руках местных феодальных владетелей многочисленных воинских дружин. В таких условиях крупный феодал не нуждался в сильной центральной власти, более того, усиление его экономической мощи позволяло игнорировать ее. В провинциях постепенно выделялись сильные феодальные дома, начавшие борьбу за центральную власть и земельное богатство.

В X—XI вв. возникли феодальные междоусобицы — важнейшее следствие политической раздробленности и конкурентной борьбы могущественных феодальных домов.

Первым значительным вооруженным выступлением был мятеж феодального дома Тайра во главе с Масакадо в 937 г. Позднее, в 1056— 1064 гг., дому Тайра удалось нанести поражение дому Фудзивара, находившемуся у власти. В 50—60-х годах XII в. велись междоусобные войны «Хогэн» и «Хэйдзи» (название годов правления императоров), в провинциях Муцу и Дэва (север Хонсю) выступили феодалы Абэ и Киёвара.

[27]

Усиление центробежных тенденций в X—XII вв. привело к ослаблению центральной власти, чему способствовало также значительное сокращение налоговых поступлений от провинциальных властей.

С середины XII в. развернулась острая борьба между самыми могущественными в то время домами — Тайра и Минамото, завершающая стадия которой относится к 1180—1185 гг. Решающие сражения произо-шли под Итинотани (пров. Сэтцу) и Ясима, а также в морском бою при Данноура (вблизи нынешнего Симоносеки). Они закончились разгромом сухопутных войск и флота дома Тайра.

Победа феодалов Минамото объяснялась значительно большим числом ленников в области Канто, где было больше свободной земли, которую сторонники Минамото получали от этого дома в качестве лена. Кроме того, дружинники этого дома превосходили своих противников военной организацией, они обладали длительным опытом покорения айну. В отличие от распыленных владений и воинских сил Тайра поместья, владения и воинские силы Минамото были в большей мере сконцентрированы. При плохом состоянии связи с провинциями это давало значительное преимущество Минамото.

В период междоусобиц Тайра и Минамото завершился процесс отделения военного дела от земледельческого труда. Начало его восходит к образованию поместий, в которых создавались первые феодальные дружины для борьбы против крестьянских волнений. Развился культ меча, формировалось особое военно-феодальное сословие самураев 1 становившихся профессиональными воинами-дружинниками, вассалами какого-либо могущественного феодального дома.

Одновременно оформилось специфическое мировоззрение военно-служилого дворянства, так называемое «бусидо» 2, представляющее собой свод правил и норм поведения самурая, кодекс его морали и чести. В состав «бусидо» включались каноны буддизма и конфуцианства, от которого оно заимствовало догмат верности и беспрекословного подчинения старшему, отцу, союзерену, государю. Этот своеобразный кодекс обязывал самураев верой и правдой служить своим патронам, предоставлявшим им ленные пожалования или рисовый паек. Любое нарушение «бусидо» и бесчестное, позорящее самурая поведение влекло за собой самоубийство, совершавшееся по определенному ритуалу путем «харакири» 3.

К числу основных принципов дворянского этико-морального кодекса относится признание военного дела единственным почетным занятием самурая, воспитание в духе презрения к производительному, в частности к крестьянскому, труду, в духе презрения к деньгам, торговцам и ростовщикам.

В XI—XII вв. в Японии возникли ранние феодальные города. Их появление связано с общим ростом производительных сил, вызвавшим общественное разделение труда, отделение ремесла от сельского хозяйства. Самым крупным из них, помимо административного центра страны Хэйана, был г. Хиого (ныне Кобэ), расположенный на побережье Японского моря. В XII в. расширилась японо-китайская торговля.

[28]

Япония экспортировала в Китай золото, ртуть, веера, ширмы, лакированные изделия, мечи и лесоматериалы, а импортировала шелк, парчу, пудру, фимиам, сандаловое дерево, фарфор и медные монеты.

[29]

Примечания

1. Слово «самурай» происходит от японского глагола «самурау», означающего «служить, прислуживать, стоять на стороне кого-либо».

2. «Бусидо» — букв, «путь самурая или воина».

3.  «Харакири» — букв. «вспарывание живота». По утверждению советского ученого-этнографа С. А. Арутюнова, такой метод самоубийства японцы заимствовали у айнов, у которых обычай «пере» аналогичен «харакири» (в айнском языке слово «экоритохпа» означает «изрезать живот»).

Вернуться к оглавлению главы Япония в III—XII века

Вернуться к меню: Всё о Японии и японцах.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС