Япония
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Япония

III—XII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Япония в III—XII века

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Синтоизм. Буддизм. Конфуцианство

Древнейшей японской политеистической религией являлся синтоизм («синто» — букв, «путь богов»), представляющий собой сочетание культа природы, примитивного анимизма, культа предков и веры в магию. Уходя корнями в глубокую древность, синтоизм отражал бессилие древних японцев перед грозными силами природы, заставлявшее их поклоняться небу, солнцу, ветру, грому, рекам и т. д., и обожествлять их. Он сложился из народных верований и суеверий и в древности был тесно связан с земледелием. Вначале жрецами синто являлись старейшины родов, а впоследствии функции священнослужителей стали передаваться по наследству; возникла наследственная корпорация жрецов. После смерти родовых старейшин сородичи превращали их в «родовые божества» («удзигами»), в божественных покровителей рода. Позднее обожествление старейшин рода приняло более широкий характер и было распространено на императора как высшего жреца, объявленного потомком богини солнца Аматэрасу. Наиболее полно синтоизм как религия отражен в мифах, изложенных в «Летописях о делах древности», представляющих основную священную книгу синтоизма, и в «Анналах Японии». Тенденциозный подбор этих мифов был использован реакционными японскими историками и политиками для доказательства «божественности» и «непрерывности» императорской династии, для доказательства «исключительности» Японии.

В середине VI в. в Японию проник буддизм. В 552 г. сюда прибыл посланец из корейского государства Пэкче с письмом на имя главы племенного союза Киммэя, рекомендовавшим распространить вероучение Будды. Вскоре началось усиленное строительство буддийских храмов и монастырей. Первый буддийский монастырь Хорюдзи (букв. «Храм торжества закона») был основан Сётоку-тайси в Нара в 608 г. Уже к 624 г. в стране насчитывалось 46 храмов и монастырей, 1385 бонз и монахинь, а к концу века число храмов и монастырей увеличилось

[31]

до 545, т. е. почти в 12 раз. Император Сёму в 741 г. издал закон, обязывавший феодальных владетелей строить буддийские храмы в каждой провинции. Во исполнение этого закона и были основаны знаменитые храмы Тодайдзи (749 г.) и Энрякудзи (788 г.).

С проникновением в Японию буддизма первоначальная религия японцев — синтоизм — сосуществует с ним, однако буддизм все больше выдвигается на первый план и вскоре становится господствующей религией, способствующей формированию в Японии раннефеодального государства и приобщающей ее к древнейшей цивилизации стран Азии.

Буддийское учение распространялось в Японии в форме махаянистского направления («махаяна» — букв, «большая колесница», или «широкий путь спасения»), проповедовавшего, что существующий мир якобы нереален. Пассивным отношением к действительности и своим учением о «пути к достижению нирваны» буддисты обезоруживали людей, отвлекая их от средств активного изменения «иллюзорной действительности».

Позднее, с первой четверти VII по XII в., буддизм в Японии разделился на ряд сект, отличавшихся лишь разными представлениями о путях разрешения метафизической проблемы бытия.

В начале XII в. стала формироваться дуалистическая синкретическая доктрина двусоставного «синто-буддизма» («рёбусинто»), эклектически сочетавшая основные догмы синтоизма и махаянистского буддизма при доминировании, однако, всех существенных черт буддизма. Ее создателем считается священник Кобо-дайси, пытавшийся примирить обе религии. В результате длительного соперничества синтоистского и буддийского духовенства синтоистские боги были включены в буддийский пантеон.

Одно из важнейших следствий проникновения в Японию буддизма — значительная роль, которую стало играть в политической жизни страны буддийское духовенство, стремившееся, в особенности с VIII в., занимать высшие правительственные посты. Такое выдвижение духовенства было связано с усиленным строительством храмов и монастырей, обладавших большой вооруженной силой и крупными земельными угодьями с находившимися на них феодально-зависимыми крестьянами. Буддийская церковь превратилась в опору феодального строя.

В конце XI в. возникает система «монастырского управления»: императоры, достигшие совершеннолетия, принудительно постригались в монахи, а на престол возводились малолетние императоры, которые оказывались орудием жрецов буддийской церкви, фактически управлявших от их имени страной. Все это стимулировало феодальные междоусобицы.

Почти одновременно с буддизмом в Японию проникла из Китая конфуцианская идеология. Ее распространению способствовали приезды лиц, хорошо изучивших конфуцианскую литературу, а также поездки японцев в Корею и Китай для ознакомления с нею. Конфуцианское этико-политическое учение, оказавшее большое влияние на «Закон из 17 статей» Сёто-кутайси, в VIII—XI вв. распространилось среди феодальной аристократии. В XII в. в Японию проникли произведения сунских неоконфуцианцев, в особенности учение Чжу Си. Были предприняты попытки объединить оба учения, однако буддизм оттеснил конфуцианство, и возрождение последнего относится лишь к началу XVII в.

[32]

Вернуться к оглавлению главы Япония в III—XII века

Вернуться к меню: Всё о Японии и японцах.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС