> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА >
ссылка на XPOHOC

Владимир Чивилихин

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Владимир Чивилихин

«Чивилихин против Гумилева»

Владимир Чивилихин.
Фото с сайта
http://www.kirsoft.com.ru/mir/KSNews_233.htm 

Камушки,   небрежно   брошенные  в   прошлое,  рождают   лавину   новых противоречивых и  спорных  положений.  Намереваясь  и в  последующую историю средневековой Руси внести необходимую ясность, Л. Н. Гумилев утверждает, что после  нашествия  Батыя  "Золотая  Орда превратилась  в  восточноевропейское государство, где  большинство населения  было  русским. Разумеется, порядок, установленный таким образом на Руси во второй половине XIII века, был  далек от идеала,  но любое другое решение было бы худшим". И далее: "Осуществлялся симбиоз Великороссии с Золотой Ордой", "тесный союз Орды и Руси".

     Прежде всего Золотая  Орда не была восточноевропейским государством,  и русские в ней не составляли большинства хотя  бы потому, что их княжества не входили  в состав Орды. Золотая Орда, которая,  кстати, так стала называться значительно  позже, включала  земли  волжских  болгар,  мордвы,  буртасов  и черемисов (мари), башкирские и половецкие степи из конца в конец. Северный и Восточный Кавказ,  Крым, северные районы Средней  Азии, где  в одном  только бывшем Хорезмском  султанате сам автор числит  двадцать миллионов человек. В это непрочное феодальное  образование были включены также Поднестровье,  вся Западная  Сибирь, и на карте Евразии  оно  выглядело гигантским  ромбовидным многоугольником,   по  углам  коего  располагались  дельта   Дуная,  бассейн сибирской реки Чулыма, понизовья Оби, Сырдарьи и Амударьи.

     Что  же представлял  собою  этот "симбиоз" и "тесный союз", не "с точки зрения  Клио", а  на самом  деле, с точки  зрения  очевидцев и хроникеров, и насколько  "порядок, установленный таким  образом на Руси во второй половине XIII века", был "далек от идеала"?

     Замечательный русский писатель Серапион  Владимирский, очевидец "нового порядка" на Руси XIII века, писал эпически просто и трагично: "Кровь и отець и братья  нашея,  аки  вода многа, землю напои... множайша же  братья и чада наша  в  плен ведени  быша; села наши  лядиною лроросташа, и величество наше смирися;   красота  паша   погыбе;  богатство  наша...  труд   нашь  погании наследоваше... земля наша иноплеменником в достояние бысть".

     А вот еще один документ.  Через лупу рассматриваю узкую полоску бумаги, факсимильно воспроизведенную в прошлом веке с подлинника; ветхую, исписанную неведомым  средневековым  писцом  старославянскими ломаными буквами.  Этому, документу  нет цены! Найден  он в  Любече,  на роднне преподобного  Антония, основавшего в XI веке Киево-Печерскую обитель.

     Дважды бывал я в  Любече.  Подолгу любовался  я  днепровскими далями  с холма, на котором когда-то красовался замок Владимира Мономаха и где в  1096 году состоялся знаменитый Любечский съезд князей. Любеч  уцелел от нашествия орды, но ничего в нем с той поры  не осталось,  кроме памяти, закрепленной в списке,  лежащем  передо  мной.   Хранился   документ  в  монастыре,   после упразднения  которого  он  в  1786  году  был  передан  в  любечскую церковь Воскресения Господня, где его и обнаружили в середине прошлого века.

     Поминальный  список черниговских  князей -  тоненький  лучик в  далекое прошлое. Ученые и любители старины не раз обращались к Любечскому синоднику, чтоб найти в нем ответы на давние загадки.

     Выписываю для  себя имена  тех, кого  много  веков  здесь поминали  при церковных  службах:  "Князя Дмитрия Черниговского,  убиенного  от  татар  за православную веру", "Князя Иоанна Путивльского, страстотерпца  и чудотворца, убиенного от  татар за  Христианы", "Князя Димитрия  Курского,  княгиню  его Феодору  и  сына  их  Василия,  убиенного  от   татар",  "Князя   Александра Новосильского,  убиенного от татар  за  православную  веру,  и князя  Сергея Александровича, убиенного от татар". Летописцы не заметили ни одного из этих князей! Но  вот  и  знакомое  всем  нам  имя:  "Князя  Василия  Козельского, убиенного от татар за  православную веру". За ним- Михаил  Черниговский. Этот внук  Святослава Всеволодича, героя "Слова о полку Игореве", открывает новую трагическую страницу нашего путешествия  в XIII век. Венгерский монах  Юлиан писал о жестокости восточных властителей: "Во  всех завоеванных царствах они без  промедления убивают князей и  вельмож,  которые  внушают  опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление". Плано Карпини:

     "Они посылают также за государями  земель, чтобы  те явились к ним  без промедления, а когда они придут, то не получают никакого должного почета,  а считаются, наряду с другими, презренными личностями. Для некоторых также они находят случай, чтобы  их убить, как  было  сделано с Михаилом и  с другими; иным же  позволяют вернуться,  чтобы  привлечь других,  некоторых они  губят также напитком или ядом".

     Михаил   черниговский,  казненный  в  Орде  по  приказу  Батыя  в  1246 году,-его,  67-летнего  старика,  долго  били  пяткой против сердца,- был не первой жертвой нового "порядка", установленного  на  Руси после нашествия, и далеко не последней.  Почти  одновременно с  ним,  как известно,  погиб отец Александра  Невского  великий   князь  Ярослав   Всеволодович,   отравленный Тур-акиней, матерью Гуюка.  В разное время погибли в Орде  рязанские  князья Роман Ольгович, Иван  Ярославич, Василий  Константинович и еще один Василий, чье  отчество  неизвестно, тверские  Михаил  Ярославич,  Дмитрий  Михайлович Грозные  Очи, Александр Михайлович  и  Федор Александрович,  а  также Андрей Мстиславич  черниговский, Ярослав Ярославич суздальский и другие,  и все эти жертвы приходятсяна  первые сто лет владычества Орды над Русью - такимто был на деле "симбиоз" между ними!

Этот  погостный список можно  бы дополнить  длинным перечнем  князей  и княжичей,  которых Орда  держала в качестве заложников,  открыв  его  Олегом Игоревичем  Красным.  Он  был  раненым  уведен  в  Орду,  где  провел  целых четырнадцать  лет,  и возвратился  в  Рязань,  по  сообщению  Лаврентьевской летописи, только в  1252 году. Княжичейаманатов в  Орде  удерживали  годами, чтобы обеспечить повиновение  их  отцов-князей. В  разные  годы там жили под постоянной угрозой смерти  сыновья великого  князя  Дмитрия  Константиновича суздальского  Василий   Кирдяпа  и  Семен,   сын   великого   князя  Михаила Александровича    тверского    Александр,    сын    Бориса   Константиновича нижегородского Иван, сын Олега Дмитриевича рязанского Родослав и другие.

     А сколько князей вынуждено было приезжать в Орду на поклон, подвергаясь унизительным процедурам шаманского "бсшення и кудейства"! "О, злее зла честь татарская!"-горестно воскликнул летописец после  явки к  хану самого Даниила Галицкого.  Александр Невский, кстати, был первым  русским князем, который в 1242 году побывал в Орде. Потом ездил  туда еще трижды. Из последней поездки он не вернулся,  умерев по  дороге  домой от  неведомого недуга  в  возрасте сорока  трех лет.  У нас  нет  доказательств,  что  он, как и его отец, был отравлен, но это отнюдь не исключено...

Навсегда  останутся  неизвестными  погостные  списки  простых  людей  - русских, болгар, половцев,  мари, мордвы, буртасов, адыге, черкесов, осетин, азербайджанцев, погибших по дороге в  рабство от голода и холода, болезней и при  попытках  к  бегству.  Плано  Карпини  свидетельствовал,  что в  стране русских,  "а  также  в  Комании  (то  есть  в  половецких степях)  мы  нашли многочисленные  головы  и  кости мертвых людей,  лежащие  на  земле  подобно навозу".

Л.  Н. Гумилев  пишет, будто  "русские мастера ездили  в Кара-Корум  на заработки", только этого  не  подтверждают  ни  документы,  ни очевидцы,  ни умозаключения  по каким-либо аналогам.  На  заработки в Кара-Корум!  Русский человек  не  очень-то охотно едет и за семь  верст,  как  говорится,  киселя хлебать, а до Кара-Корума было семь тысяч верст тяжелой и опасной дороги. Да и было ли  кому ездить-то на заработки? Плано Карпини  писал, что в Орду  из Руси  насильно уводили каменщиков,  плотников, вообще всех  ремесленников  и всех холостых мужчин и женщин. Кроме того, забирали каждого из трех сыновей из больших семейств, а также нищих, чтоб, наверное,  уничтожать их  как непроизводящую часть населения. Оставшиеся облагались  данью. "Когда Русские не могут дать больше золота или  серебра,- свидетельствует  Гильом де Робрук через  десять  лет после Плано Карпини,-  татары уводят их и их малюток, как стада, чтобы караулить их животных".

По различным малотиражным специальным изданиям рассыпаны старые и новые документальные  и  археологические  сведения  о  положении городских  рабов, которые  строили  завоевателям   города,   храмы,  дворцы,   ковали  оружие, обрабатывали  драгоценности.  Квалифицированные  ремесленники  вроде ювелира Кузьмы, сделавшего Гуюку золотой трон и квадратную  печать, оттиски  которой можно  увидеть на письме хана римскому папе,  жили семьями,  а  молодые рабы строили себе большие землянки, где они содержались под стражей. Рацион: хлеб на  вес, "но очень немного"  и  "ничего другого,  как небольшую  порцию мяса трижды  в неделю". Одежда: "ходят в меховых штанах,  а прочее тело у них все нагое", "иные от сильной стужи теряли пальцы на ногах и руках". Режим: "бьют как ослов". И это - симбиоз?!

Далекое - горькое и страшное!- время.

Никто  и никогда не  подсчитает,  сколько людей  было продано  тогда  в дальние  страны.  Из западноевропейского  средневекового источника: "никакая другая торговля на Черном море  в XIV-XV вв. не могла сравниться по важности с поставкой рабов в Египет". В работорговле  Золотой Орды с Египтом, Сирией, Италией  и  Францией  основным  товаром были  женщины. Итальянцы,  например, закупали  их в XIII  веке  на черноморских  рынках в  два  раза  больше, чем мужчин,  а позже на  одного  раба  брали четыре рабыни, причем  неизменно по более высокой  цене.  В одном  западноевропейском документе той поры названа самая  большая  цена,  которая  была заплачена  за семнадцатилетнюю  русскую девушку,- 2093 лиры, а самый ходовой разноплеменный живой  товар сбывался по цене  136-139 лир "за  штуку".  Тамошние законодатели, кстати, в том же XIII веке разработали для рабов  юридические  нормы.  В  Руссильоне  дети  "белых татарок"  Марф,  Марий,  Катерин  и  других,  чьи  имена  не  сохранились  в документах, считались рабами, если даже они рождались  от брака со свободным человеком,  в Венеции  провинившийся  раб мог подвергнуться  любой  казни  и пытке... (Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978).

Много воды  утекло, много страшного и  горького  приключилось  за  семь веков на родной земле,  но почему-то не  забывается и  то, что пережили наши пращуры в десятом - пятнадцатом поколениях!

Не  работается, нестерпимо  хочется  курить, и я  выхожу  на  Ордынский тупик,  в  котором  стоит  наш дом. К нему  примыкает  небольшой сквер,  где красуется  оригинальнейший  памятник  архитектуры,  охраняемый государством. Стройная трехъярусная  колокольня  совершенных  пропорций и  форм  - Василий Баженов! С ней соединена  трапезная  .классического стиля, расширенная двумя приделами. Небольшие  изящные портики  с колоннами ионического ордера глядят на   обе  стороны.  И  уж  совсем  полное  отступление  от  канонов  старого московского зодчества - так  сказать, фасад, выходящий на  Большую  Ордынку. Это круглый храм без традиционных трех апсид.

     Сколько ни смотрю  на памятник, восстановленный  после пожара 1812 года другим  великим русским зодчим Осипом Бове, меня не  покидает ощущение,  что кроме смелых  и нестандартных  классических форм, пришедших с запада, есть в его  облике  и нечто  восточное. Богатые  и  пестрые орнаментальные опояски, огромный  сферический купол  над закруглением алтарной  части. Храм,  должно быть, не случайно стоит именно здесь, на углу Ордынки и Ордынского тупика, и не случайно называется Всех Скорбящих Радости...

     Смотрю налево, пропуская машины,  идущие с  Красной площади. Как хорошо поставлен на ней Покровский собор-архитектурное чудо XVI-XVII-XVIII-XIX-XX и так далее веков.  Когда идешь  с  той  стороны, от Исторического  музея,  он вырастает  перед тобой, величественно  подымается в  небо  и будто парит над пустотой  Замоскворечья,  как что-то неземное,  сказочное,  и только нелепый кирпич гостиницы, появившейся недавно, потеснил его слева своим серым углом.

     Отсюда,  с Большой Ордынки,  гостиницы,  к счастью,  не  видать.  Иду к обводному каналу, "Канаве". От храма почти незаметно улица  входит в  изгиб. Левый ряд старинных домов ползет по  .неподвижным фасадам  правого, и вот  в небесном  клинышке  появляется  шатровый  придел  Василия  Блаженного,  а за ним-купол  за  куполом-является каменная  фантазия, целиком заполняя просвет Ордынки и... заслоненная  какими-то каменными сараями сравнительно  недавней кладки!   По   Черниговскому   переулку,   в  котором   стоит   только   что отреставрированный  храм во имя Михаила  черниговского и его боярина Федора, убиенных в Орде, перехожу на Пятницкую. Улица изгибается уже за  Канавой,  и опять  весь   просвет   ее  заполняет   сказочный   храм   Бармы   Постника, олицетворяющий  великий  народный  праздник  давней  победы.  Памятник  тоже частично  заслонен   рядовой  постройкой  прошлого  века,  сводящей  на  нет великолепное пространственное решение гениального зодчего...

     В  табачном киоске  беру папиросы  и  спички, разменивая рубль, и вдруг вздрагиваю, вспомнив, что наша  основная  сегодняшняя денежная единица пошла от самых горьких, и страшных времен в истории нашего народа.

     В  сущности, каждый предмет, на  какой  ни бросишь  взгляд, имеет  свою сложную и  долгую биографию - будь  то книга  или часы,  паспорт или компас, лампочка  или  монета;  мир вещей  нерасторжимыми  узами  связан  с историей природы и людей... Вспоминаю, что в XIV веке великий московский князь платил Золотой Орде  ежегодную "тягость" в 5000 рублей, новгородский -  1500; много это или мало?

     Рубль.  Кто  не  знает, что слово это образовано  от глагола "рубить" и что-то когда-то и зачем-то разрубали,  чтоб получить денежную  единицу. Что, когда и зачем, вернее, почему?

     Основной  денежной единицей в домонгольской Руси была гривна, различная по  весу и форме  в  разных княжествах,  но я беру  ее как  среднюю денежную единицу, о коей есть подробные сведения в трудах историков. Это не монета, а золотой или серебряный брусок, и не маленький, не легонький - весил он  чуть ли не полфунта, точнее 195 граммов. Впрочем, есть подсчеты, согласно которым усредненный  вес гривны  примерно  70 граммов. Реальную ценность  серебряной гривны можно представить по  ее покупной  способности:  за гривну можно было купить  двести  беличьих  шкурок, за пять  гривен  -  раба. Серебро  было  в средневековой Руси привычным обиходным металлом, и цвет  его издавна вошел в народную и литературную поэтическую речь. Кроме "сребряна  стружия", то есть древка  копья,  в  "Слове о  полку  Игореве"  упоминаются серебряная  седина Святослава Всеволодовича, серебряные струи Суды и серебряные берега Донца. А выкуп  за  попавшего в  половецкий  плен  князя Игоря  был  назначен в  2000 серебряных  гривен,  за  других князей -  по  1000,  за воевод - по  100-200 гривен.  Если учесть, что  в  походе  1185 года участвовало  кроме Игоря еще четыре князя да несколько воевод, то простым сложением-умножением мы получим сумму, говорящую об огромных платежных возможностях Ольговичей.

     В  летописях  то и дело  встречаются  сведения о золотых  и  серебряных княжеских  подарках,  выкупах и  вкладах,  и  я приведу  некоторые  из  них. Владимир Святой приказал выковать серебряные ложки для всей дружины, а в 996 году раздал нищим и убогим 300  гривен, очевидно, тоже серебра.  В 1097 году Давид  Игоревич дал польскому королю  Владиславу 50  гривен золота. Владимир Мономах, крупнейший  землевладелец  средневековой  Руси,  подарил  отцу  300 гривен, тоже, очевидно, золота... Изделия  из драгоценных металлов  и гривны были  обычными  и в  торговле.  В  Смоленском, например, договоре 1219  года записано:  "Аже  латинский купитъ суды серебряные, дати ему весцю  от гривны серебра по ногате смоленской".

     Эти сведения привел я для того, чтобы  читатель  мог судить о княжеских богатствах  домонгольской Руси,  о почти невероятном  количестве драгоценных металлов,  находящихся и в обороте и выключенных  из него в виде  церковной, монастырской  и  дворцовой  утвари, украшений,  посуды, оружейной  оснастки, боярских, купеческих и иных накоплений.

     Откуда? Марко Поло писал, что у русских "много серебряных руд, добывают они и много серебра". Это неверно-на Руси тогда не было серебряных рудников, как и золотых россыпей.  Не выпадали на нее серебряные дожди,  да и куры  не приносили  золотых  яиц.  Мне,  к  сожалению,  не  удалось найти  ни  одного специального научного  исследования  об источниках драгоценных  металлов  на Руси, но  можно предположить, что торговые пошлины, налагаемые на  иноземных купцов, торговля оружием, и мехами-этим  легким, транспортабельным и дорогим товаром-создала основной золотой и серебряный запас средневековой Руси. Ведь она велась еще в те незапамятные времена, когда княжеская дань  собиралась в виде  беличьих, лисьих,  горностаевых, куньих,  соболиных, бобровых  шкурок, пользующихся большим спросом в Византии, странах Средиземноморья и  Западной Европы. В наиболее отдаленной европейской стране Англии, например, соболиные меха, как исконно  русский  пушной товар, были известны еще до  норманнского завоевания.  В англо-норманнских средневековых памятниках начиная с XII века во  множестве  вариантов  встречается  слово,  обозначающее  этот  товар,  с неизменной славянской основой:  sibiline,  sebeline, sambeline, sanbeline...

Существовали также такие термины, как "clesmes", "klesem"-клязьминские меха, "Smolynq", "smoleynwerK" и "smolenskischeswerk"- смоленские. "Слово  "sable" вошло  в  геральдику с обозначением черного цвета; синонимом прилагательного "черный" является оно и  в  английском  поэтическом  языке" (Матузова  В. И. Английские средневековые источники. М., 1979, с. 48).

     Меха в  огромных  количествах добывались  по всей  лесной  Руси,  много пушного товара и, кстати, урало-сибирского серебра давала меновая торговля с лесным Востоком. Драгоценную добычу приносили  войны, откупи от войн, выкупы и,  очевидно,  продажа пленных, грабительские набеги на  ближних  и  дальних слабых  соседей,  что  в  те  времена  повсюду  считалось  самым  дешевым  и "благородным"  способом обретения  благ.  В  1193-м  новгородцы осадили один югорский город и "высылаху къ нимъ лестьбою, рекуще тако: яко копимъ серебро и  соболи  и ина  узорочья,  а  не  губите  смердъ  своихъ,  а  своя  дани". Урало-сибирское  серебро, видать, и  в дальнейшем шло на Русь.  Именно из-за него в 1332 году Иван  Калита начал войну с  Новгородом. "Великий князь Иван приде  из  Орды,  а  възверже  гневъ  на  Новгород,  прося   у  них  серебра закамьского".

     Наконец,  какую-то часть  княжеских  сокровищ,  бережно передаваемых из поколения в поколение, образовывали свадебные и дипломатические подарки. Еще Ольга получила от византийского императора  золотой подарок в 30 милиарезий, и не  без драгоценного  приданого  брал,  наверное, Владимир  Святой  княжну болгарскую  и  царевну  византийскую,  Ярослав  Мудрый-принцессу   шведскую, Владимир Мономах - английскую королевну, Юрий Долгорукий  - дочь половецкого хана...

     И  все  же  исходным,  главным источником,  так сказать,  валютной мощи средневековой  Руси  была  ее  природа  и  труд  смерда.   Князья,   челядь, духовенство,  боярство,  купечество  и  воинство  ничего  материального   не производили,  их  кормили, одевали и снаряжали "черные люди"-.  земледельцы, охотники,  рыбаки,  ремесленники,  чей  кабальный  труд  через  даннические, торговые и военные  опосредствовання концентрировался в серебряных и золотых гривнах.

     Нашествие   1237-1240    годов,   кроме   прочих   неисчислимых    бед, сопровождалось  захватом  и  вывозом из Руси  основных  запасов  благородных металлов. Их везли в слитках, гривнах, ювелирных изделиях, Вышаривали каждый храм и терем,  грузили на  верблюжьи горбы серебряные блюда,  кубки, кольца, подвески, оклады икон и  книг. Драгоценности не испаряются,  не усыхают, и я думаю  иногда-где  сейчас,  в  каких континентальных  подземельях, на  каких островах сокровищ хранятся свезенные когда-то  в  центр Азии пуды индийских, бирманских и персидских алмазов, тонны хорезмского, багдадского и сирийского золота, русского, польского и венгерского серебра?

     После нашествий победители обложили огромной податью русских князей,  а на  пахарей назначили  годовую дань "по полугривне с сохи".  И как ни велики были вековые накопления, они в течение второй половины XIII века истощились, что попутно с подрывом всей экономики страны привело, как бы сейчас сказали, к девальвации - гривну  начали  рубить  пополам,  каждый серебряный  "рубль" весил уже вдвое  меньше, а данники оказались не в  силах платить больше, чем "по рублю с двух сох".

     И если бы дань  взималась единовременно и только, как говорится, чистой монетой!  Доктор  исторических наук В.  В.  Каргалев учел все "тяготы",  что брала паразитическая верхушка  Золотой Орды  во второй половине  XIII  века. Кроме  "поплужного",  были  еще  "ям", "тамга" и "мыт", разного рода "дары", ."почестья" и  "пошлины",  "поминки",  "выходное" и "памятное", "поклонное", "кормное", "становое", "выездное",  "мимоезжее", "ловитва" и просто ничем не мотивированное  вымогательство ценностей.  Отдельно  собирались пошлины  для хана,  ханши, родственников хана  и  ханши, послов,  баскаков и  назначались внеочередные  поборы-так называемые  "запросы"  на  войну  или на содержание чиновников. Эти "запросы"  были  нежданными и часто нежданно большими.  Есть исторически достоверное сведение, что волжские болгары, чтобы выплатить один из таких "запросов", продавали своих детей...

     Нет,  не   было   во  второй  половине  XIII   века   никакого  единого "восточноевропейского  государства", не  было "симбиоза"  и "тесного  союза" Золотой Орды  и Руси! Была у ордынских ханов обширнейшая  средневековая полу колония с  жестоким режимом грабежа и геноцида, управляемая через посредство русских феодалов,  а также  в какой-то мере  через духовных  лиц,  кстати  с самого начала освобожденных от каких  бы то ни  было податей. Чиновники Орды разработали гибкую и  коварную систему двойной эксплуатации тружеников Руси. Князей убивали, держали  в  страхе за  детей-заложников,  умело натравливали друг  на  друга,  не  давали  ни  одному  из них  усилиться  и  в  обмен  на беспрекословное послушание и щедрую  дань  вручали им  власть; эта треклятая политическая   и  экономическая  система  существовала  за  счет  непомерной эксплуатации народа-великомученика.

     И  еще   несколько  слов,  дорогой  читатель,  об   одной  чрезвычайной особенности русской жизни второй половины XIII века. У большинства из нас со школьной   скамьи  сложилось  представление,  будто  нашествие  Батыя   враз разрушило средневековую,  русскую  цивилизацию,  подорвало  ее  экономику  и культуру, а после  него начался медленный, но неуклонный процесс возрождения производительных сил и национального  самосознания. Это было не так, и Л. Н. Гумилев, выдвинув  тезис  о  "тесном  союзе" Руси  и  Золотой Орды во второй половине XIII века,  волей-неволей, но все  же  скорее волей,  чем  неволей, навязывает  массовому  читателю  ложные представления о самом,  быть  может, тяжком полустолетии в истории русского народа.

Посмотрим,  какой   она   была,   вторая   половина   XIII   века,  для северо-восточной  Руси,  например,  ставшей  жертвой  первого  похода  орды. Разрушенные города, сожженные села, уполовиненное население; подростки, бабы и  старики строят  жилища, пашут и жнут, вытягивая из  себя  все жилы, чтобы выжить  и  наработать  на  дань  князю и  Орде. Правда,  вернулись из  лесов беженцы, переселились из опасных степных мест уцелевшие семьи. Великий князь владимирский Андреи Ярославич, человек гордый и отважный, заявив, что "лутчи ми  есть бежати  в чюжюю  землю, неж дружитися и служити Татаромъ", пытается заключить антиордынский союз с Даниилом Галицким. И вот началось!

     1252 год. Большой отряд ордынской конницы под командой Неврюя разбивает княжескую  дружину, разрушает  Переяславль-Залесский  и  Суздаль,  грабит  и сжигает  села, уводит  скот и  большой  полон.  "Татарове же  рассунушася по земли... и люди бещисла поведоша до конь и скота, и много зла створиша".

     Из Бату-Сарая  зорко следили за  усилением того или иного княжества, за народными  волнениями,  немедленно предупреждая и пресекая попытки  ослабить иго.

     1254 год. Сражение Даниила Галицкого с ратью Куремсы.

     1258 год. На границах Галицкого княжества появляется огромное войско во
главе  с самим  Бурундаем,  который  вынуждает Даниила разрушить  крепости и
делает  его  постоянным данником  Орды. Потом война  с  иранскими хулагидами
несколько отвлекла Золотую Орду, но большие походы в Галицкое княжество и на
Литву сопровождались  попутным грабежом  уже  не единожды разоренных районов
Руси.  Были,   очевидно,   и   нападения   отдельных   мелких  отрядов,   не
зафиксированные летописцами.

     1273  год. Войска  Золотой Орды дважды  нападают на новгородские земли.
Разорение Вологды, Бежицы и их окрестностей.

     1275 год. Разгром юго-восточной окраины Руси, района Курска.  "Татарове
велико зло и велику пакость и досаду  створнша христианомъ, по волостемъ, по
селамъ дворы грабише,  кони и скоты и имение отъемлюще, и где кого стретили,
и облупившие нагого пустить".

     Поразительное  историческое  "откровение"  высказывает  Л.  Н.  Гумилев
насчет  этих  лет:  "Смоленск присоединился  к  Золотой  Орде  в  1274  году
добровольно.  В  эти   годы  Орда.  раздираемая   мятежом  Ногая,   не  вела
завоевании".  Но ведь именно  в  эти годы  степные  грабители дважды  прошли
насквозь  северо-восточную  Русь - до Вологды, а  разорение  курских  земель
произошло по возвращении  огромного золотоордынского войска из нашествия  на
Литву  через  Смоленское  княжество,  в  котором   новейшие  археологические
раскопки обнаружили страшное запустение сел и уменьшение населения.

     1278 год.  "Того же  лета  приходша Татарове  на Рязань,  и  много  зла
сътвориша, и отъидоша въ свояси".

     1281 год. Календарная середина "симбиоза", "тесного союза", конец коего
наш  историк определяет 1312 годом,-об этой  дате мы еще вспомним...  Жуткая
середина!  "Татарове  рассыпашася  по  всей  земле...  и   опустошиша  вся".
Многочисленная  золотоордынская   рать  под  командой  Ковгадыя   и  Алчидая
разрушила  Муром  и  Переяславль,  разграбила  окрестности Суздаля, Ростова,
Владимира, Юрьева-Польского, Твери, Торжка, часть Новгородских сел.

     1282 год. Новый  опустошительный набег на  владимирские и переяславские
земли. "Пришедше, много зла  створиша в  Суздальской  земли,  якоже  и преже
сотвориша въ мимошедшее лето".

     1283   год.  Разорены  и  разграблены  ордынским  войском  Воргольское,
Рыльское и Липецкое княжества, города Курск и Воргол.

     1284 год.  Новая междоусобная война, быть может инспирированная Ордой и
проведенная при  непосредственном участии ее  войск.  Великий  князь Дмитрии
Александрович пришел "ратию к Новугороду, и съ.  Татары и съ всею Низовьскою
землею, и много зла учиниша, и волости пожгоша".

     1285  год.  "Князь Елторай  Ординскии, Темиревъ сынъ, приходи ратью  на
Рязань, и воева Рязань, Муром, Мордву, и много зла сътвориша".

     1293 год.  Самый страшный год  второй половины  XIII  века.  За краткой
летописной строкой "в лето 6801 Дюдень приходилъ на Русь и плени градов 14 и
пожьже" кроется, по сути, новое нашествие, что не уступало, пожалуй, раззору
при нашествии Бату-Субудая, потому что Дюдень никуда  не спешил, и летописец
смело делает это  сравнение, ибо враги "села и волости и  монастыри" и  "всю
землю пусту сотвориша",  людей не только из городов и сел, но даже "из лесов
изведоша" в полон. Были разорены Муром,  Москва, Коломна, Владимир, Суздаль,
Юрьев, Переяславль, Можайск, Волок, Дмитров, Угличе-Поле.
     1293 год. "Того же лета царевичь Татарский Тахтамиръ приеде изъ Орды на
Тферь, и многу тягость учини людемъ". По пути сквозь владимирские земли этот
отряд "овехъ посече, а овехъ в полон поведе".
     1293 год.  Местный князь  приглашал ордынскую  рать  под Ярославль  для
подавления народного восстания.
     Три набега за один год! В  ближайших к Орде районах Руси  грабить стало
нечего-от  Мурома  до Твери  золотоордынское воинство  "положиша  всю  землю
пусту".
     1297 год. "В лето 6805 бысть рать Татарская, прииде Олекса Неврюи".
     Такой-то вот "порядок" был установлен на  Руси  во второй половине XIII
века!  Пять   нападений   золотоордынцев-1252,   1258,   1281,  1282,   1293
годов-носили характер настоящих нашествий. В.  В. Каргалов: "Владимирские  и
Суздальские земли опустошались за это время пять раз...  Четыре раза громили
татары "новгородские волости", семь раз-княжества на  южной  окраине (Курск,
Рязань,  Муром),  два раза-Тверские  земли...  Переяславль-Залесскпй  татары
разрушали  четыре раза  (в 1252,  1281, 1282,  1293  годах), Муром-три раза,
Суздаль-три раза, Рязаньтри раза, Владимир-по меньшей  мере два раза (да еще
трижды татары опустошали его окрестности) "...

     Замечу, что труд  В. В. Каргалова (Внешнеполитические  факторы развития феодальной Руси. М., 1967) вышел из печати за десять лет до публикации Л. Н. Гумилева, в которой утверждается,  что установленная во второй половине XIII века "система взаимоотношений" между  Русью  и Ордой  "может рассматриваться как  симбиоз,   союз"...  Нельзя,   кстати,  отказать   Л.   Н.  Гумилеву  в последовательности-рассматривая   в  книге  "Поиски  вымышленного   царства" период,  предшествовавший  нашествию степняков  на  Русь  в XIII веке, он  в контрастном  противоречии  с  данными истории утверждает, будто  никогда  не существовало и... половецкой опасности! Академик Б. А. Рыбаков писал в связи с  этим:  "Полное  отрицание  половецкой  опасности  в  XII  в.  и  старание преуменьшить  результаты  татаро-монгольского  вторжения  в  XIII  в.  резко расходятся с  данными науки и могут  быть  объяснены не  привлечением  новых источников,  не  эрудицией  востоковеда,  а  предвзятой  мыслью автора,  его излюбленной  дедукцией"  (Рыбаков Б. А.  О преодолении  самообмана.-"Вопросы истории", 1971, No 3, с. 154).
 
     Указывая, что Л. Н.  Гумилев "защищает право на бездоказательность", Б. А. Рыбаков подробно разбирает главу его книги, где  утверждается, что "Слово о полку Игореве"  написано  в... середине XIII века! Крупный ученый,  знаток русского  средневековья,  так  сказать,  "от  земли",  то  есть  археологии, виднейший источниковед научно  устанавливает,  что  в книге  А. Н.  Гумилева огромное количество  фактических  неточностей,  небрежностей  и  нелепостей, нагромождений искусственных построений и есть  даже "подтасовка исторических источников".  Изложение событий на  Руси  автором книги "Поиски вымышленного царства",  считает  Б. А. Рыбаков,-это "сумбурный экскурс  в чуждый для него древнерусский мир",  "попытка обмануть всех  тех, кто не  имеет  возможности углубиться в проверку фактической основы "озарений" Л. Н. Гумилева".

     Да, сила во второй половине XIII века  была на стороне  Орды;  на смену одному  убитому  врагу  являлась  сотня,  а  разгром   сотни  вызывал  новое грабительское и карательное  нашествие. Все мыслимое  и немыслимое  вытерпел тогда от поработителей наш народ, только было бы  ошибкой представлять его и в тот период пассивным страстотерпцем, покорным и послушным данником.

     То там, то  тут вспыхивали  вооруженные выступления, начатые еще в 1252 году  гордым  Андреем Ярославичем  владимирским.  Когда  первое  карательное войско Неврюя подошло к  Переяславлю-Залесскоыу, то,  "собрав воинство свое, встретил их князь великий Андрей со  своими  полками, и сразились  полки, и была сеча  велика". Андрей Ярославич был  разбит, но  этой битвой  открылась эпоха сопротивления, бунтов, восстаний,  чаще стихийных, чем организованных, ведущих иногда к  победам,  по, как правило, к поражениям. Однако именно эта эпоха не допустила превращения Руси  в один из  улусов Орды и предопределила будущее. Перелистываю летописи...

     1257  год.  "Приехали  численники,  изочли  всю  землю  Суздальскую,  и Рязанскую, и Муромскую". Но восстали новгородцы, где "чернь" отказалась дать врагам  "тамгу"  и десятину от  Новгорода, и  "послы", ордынские получили от ворот поворот.

     1259 год. Снова  прибыли,  "послы"  из Орды-"Беркан  и  Касачик и  иныа многиа",  и  опять  "был мятеж великий  в Новгороде, чернь  не  хотела  дать число". Последовал сговор  бояр  с  пришлецами, и  "перемогли бояре  чернь и явились под число, делали себе бояре легко, а меньшим людям зло".

     1262 год. "Люди ростовские, не вытерпев насилий поганых, собрали вече и выгнали их из городов  из  Ростова, из  Владимира, из Суздаля, из Ярославля, потому  что откупали  те бусурмены дани  и  оттого  великую  пагубу  творили людям".

     Конец 60-х и 70-е  годы. Стояла относительная  "тишина" с обеих сторон, только иногда  ордынцы  нападали на окраинные  районы Руси (Вологда,  Курск, Рязань, Смоленск - попутный большому золотоордынскому походу на Литву).

     1281  год.  "Князь  великий   Дмитрий   Александрович  пришел  в  город Переяславль, и начал рать собирать, и град крепить, и отовсюду начали к нему собираться люди многие".  Орда послала  на него "рать многую,  Тураитемира и Алтына и многих татар". Князь временно отказался от борьбы.

     1283  год.  Князья Олег Рыльский и Святослав Липецкий  громят "слободы" ордынского-баскака Ахмата. Тот  бежал,  но вскоре вернулся с большим войском карателей, опустошившим все русское пограничье.

     1285 год. Пришел  на Владимирскую землю "царевич  из Орды", пустил свое войско в  вольный грабеж, но "князь  великий  Дмитрии Александрович,  собрав рать многую, пошел на них, и побежал царевич в Орду".

     Но сила ордынская пока все  же ломила... А начало XIV, переломного века полнилось исторической символикой грядущих времен.

     1301  год. В Рязань пришел  большой  ордынский  отряд, чтобы  выступить против  княжества  Московского.  "Осенью  князь  Данило  Московский ходил на Рязань ратью, и  бился у  города Переяславля  (Рязанского), и  одолел  князь Данило и много татар избил".

     1310  год. Пришла рать татарская под Брянск.  Князь Святослав  Брянский "ратью великой, в силе  многой, за  полдень вышел против  рати  татарской, и сошлись на бой. и помрачи стрелы татарские воздух, и были, как дождь, и была сеча злая",  но  враги задавили  числом, и князь Святослав пал "последним  в полку"...

     Нет, никаким "союзом" или тем более "симбиозом" с захватчиками не пахло на  Руси  во второй  половине  XIII-начале  XIV  века! И  только  антинаучный словесный курбет, внеисторичное раздувание частного в ущерб общему позволяют кой-кому говорить о некоем "союзе"  и "симбиозе" Руси с Золотой Ордой в этот период, который  мы вынуждены  были  рассмотреть  в некоторых документальных исторических подробностях.

     Исторический  процесс,  как  и  всегда,  в те  годы  был  диалектичным, многооттеночным,  и  в недрах  русской жизни зарождался  новый  определяющий вектор.  Отдельные  районы  Руси, расширяясь,  оживали; народ, примеряясь  к обстоятельствам тех лет, когда ордынские набеги ослабевали, снова брался  за плуг,  вставал к кузнечным горнам и мехам; стучали  топоры на Руси... Доктор исторических наук В. В. Каргалов: "С начала XIV  века начался быстрый подъем сельскохозяйственного производства,  расширялись  земельные площади, занятые под  пашни. В  документах  того  времени постоянно  упоминаются  "чистки"  и "росчисти", отвоеванные  у леса  и  кустарника.  Вокруг деревень  появлялись новые  поселения - "починки", "слободы". Малоурожайная "подсека" вытеснялась трехпольем.  Совершенствовались  орудия  труда.  Массовым  стало  применение двузубой  сохи - "косули"  с железными сошниками,  плуга с железным лемехом. Начали восстанавливаться и  русские города, особенно  сильно пострадавшие от нашествия  за-  "" воевателей.  Росло  торгово-ремесленное население  вокруг деревянных  "градов",   появлялись  и  расширялись   новые  "посады".   Русь постепенно набирала силы..."

     Исторически  символичным было и  одно важное  тверское  событие  начала века:

     1317  год.  Кавдыгай  во  главе  большого  ордынского  войска напал  на Тверское  княжество.  И вот князь Михаил,  "собрав своих  мужей, тверичей  и кашинцев,  пошел против татар, и сошлись оба, и была сеча  великая". Тверяки "многих татар поймали и привели в Тверь", а Кавдыгай "повелел дружине  своей стяги повернуть и неволей сам побежал в станы"...

     Но  что  же это за переломный  1312 год,  якобы ознаменованный разрывом "союза"  Руси  с Ордой? Что примечательного произошло в том году на Руси? Да ничего такого, что выделило бы его из череды тяжких предыдущих и последующих лет. Вымирали  в те лета города, исчезали села, нивы  зарастали  бурьяном  и кустарником, забывались  ремесла.  Не  прекращались  набеги  золотоордынских конных  банд  на  уцелевшие   города  и  села,  междоусобные  войны,  разбой ушкуйников. Часть населения северо-восточной Руси уходила  на  Вятку, Устюг, Тотьму,  а  те, кто оставался верным  земле своих  предков,  нечеловеческими трудами и терпением закладывали будущее, копили ярость,  которой со временем ничто на свете уж не могло противостоять.

     Посмотрим,  однако, как наш автор интерпретирует  события  XIV века  на Востоке,  в мире, менее для  него, востоковеда,  чуждом. Что приключилось  в Орде в 1312 году, превратившем, как  черным  по белому пишет  Л. Н. Гумилев, "симбиоз в действительное иго"? Оказывается, в  том  году  ханом Узбеком был принят  ислам, что летопись отметила единственной спокойной фразой:  "Озьбяк вступил на царство и обосурманился".

     Хан  Узбек  рьяно  взялся  за  укрепление  своей личной власти  в Орде, вступил в  борьбу с  чингизидами,  обезглавив  семьдесят  дальних  и ближних родственников,  занялся  другой  массовой,  хотя  и  куда  более  безобидной операцией,  обязательной  для  каждого мусульманина. А  Русь  во  время  его долгого царствования истекала кровью в жестоких усобицах, в борьбе князей за власть и  первенство. То  Москва  брала верх,  то Тверь,  причем  сильный  и деятельный  Михаил  Ярославич тверской много лет  удерживал  великокняжеский ярлык, а хан Узбек, выдавший свою  сестру Кончаку  за московского князя Юрия Даниловича  и  казнивший  нескольких тверских  князей,  кажется,  так  и  не разгадал многоплановой и хитроумной политической игры Ивана Калиты, не успел заметить подспудного и подъяремного усиления Москвы, которой уже с тех самых смутных времен были уготованы особые исторические судьбы.

     И     никаких     тебе     признаков     прежнего     систематического, повально-грабительского  "действительного  ига"! Единственный за  всю первую половину  XIV  века   большой  и,   так  сказать,  специализированный  поход золотоордынскнх войск, при участии,  кстати, войска Ивана Калиты,  состоялся лишь на Смоленск в 1340 году, когда хан Узбек был уже при смерти. Характерен мотив этого похода - совсем в духе грядущих времен: смоленский князь отказался платить Орде дань.

     Не  наблюдалось  и   особого  обострения  религиозных  отношений  между христианами и "бусурманами". Хан Узбек,  как сообщается в одной исторической справке, "не только не преследовал православное духовенство,  но сохранил за ним  все  льготы,  данные первыми ханами", а какая-то часть степных вельмож, воинов  и  населения  Золотой  Орды,  не  желая   расставаться   с  прежними верованиями, бежала  от  насильственной  исламизации  на  Русь,  где  многие язычники и  христиане-несториане  принимали  более знакомое  им православие. Другими словами, никакого разрыва "тесноro союза" Руси и Золотой Орды в 1312 году не последовало, хотя бы потому, что его никогда не  существовало! Между прочим,   Л.   Н.   Гумилев,   лишний  раз  демонстрируя  искусственность  и бездоказательность   своих  "исторических"   построений,   в  другой  работе противоречит  сам  себе, как это у  него  нередко случается,  отодвигая дату разрыва этого "союза" ровно на  полвека.  Цитирую:  "1362. Переворот Мамая и разрыв  традиционного  союза  Руси  и  Золотой  Орды"  (Поиски  вымышленного царства, с.  380). Так  на какой все  же дате  останавливается  ученый,  где "необходимая ясность"?

     После смерти  хана  Узбека и его  сына-преемника Джанибека, удавленного родным сыном Берднбеком, проханствовавшим всего два года, началась в Золотой Орде невероятная, по выражению летописца,  "замятия"-за  двадцать лет  в ней сменился  двадцать  один  хан.  На  этой  кровавой  волне  всплыл  интриган, авантюрист и пройдоха темник Мамай...

     Золотая Орда слабела и распадалась, как распадалась вся некогда великая монгольская империя - освободился Иран, за ним Китай. Наступало время Руси.

     Внук   Ивана   Калиты  великий   князь   московский   Дмитрий  Иванович блистательно  продолжил  многотрудное  дело деда.  У  него  были  сложнейшие отношения с Ордой  и Литвой, с князьями тверскими и рязанскими, у  него были мудрые советники,  в  том числе  и  Сергий Радонежский,  у него  был Кремль, обнесенный  каменной  стеной,  обширные  и  постоянно  расширяющиеся  земли, населенные народом, постепенно осознававшим свое единение и силу. И еще одно было, наверно, самое важное. Вспоминая возвращение Ивана  Калнты в 1328 году из  Орды, летописец времен Дмитрия констатирует: "бысть оттоле тишине велика по  всей Русской  земле на сорок  лет и  пересташа  татарове  воевати  землю Русскую" - имелись в виду Московское и Владимирское княжества, ядро  будущей Великороссии. До первого нападения Ольгерда на  северо-восточную Русь в 1368 году   здесь   укрепилась-устоялась  хозяйственная   и  политическая  жизнь, развились  производительные  силы и, как  писал  В.  О. Ключевский,  "успели народиться и  вырасти  целых  два  поколения, к  нервам  которых впечатления детства не  привили безотчетного ужаса отцов и дедов перед татарином: они  и вышли  на Куликово поле". У Дмитрия был, наконец, боевой опыт, накапливаемый с одиннадцатилетнего возраста, полководческий талант, осознание историчности момента и объективное  совпадение интересов с интересами  своего  народа. "С народом  все можно, без народа ничего нельзя!" - восклицал декабрист Николай Крюков, обладавший, как многие его товарищи, историческим мышлением...

     Движение истории уже ничто не могло остановить.
 
Книгу Владимир Алексеевича Чивилихина можно приобрести в интернет-магазине «Политкнига».


Здесь читайте:

Чивилихин Владимир Алексеевич (1928-1984), русский писатель и общественный деятель.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС