Николай Дик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >

ссылка на XPOHOC

Николай Дик

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Дик

Культура и традиции мировых религий

Учебное пособие

ГЛАВА 2

Основы христианской православной культуры

Как преподнести историю становления и развития христианства (православия) учащимся общеобразовательных школ? Как в доступной форме рассказать им о вероисповедании христианства, православных традициях, обычаях, праздниках и обрядах?

Предлагаем раскрыть учащимся (студентам) самые основные особенности христианства, ярко и беспристрастно преподнести материал для школьников (учащихся, студентов) с точки зрения истории культуры и общечеловеческих ценностей.

Классные руководители могут спланировать серию бесед для учащихся среднего и старшего школьного возраста, используя  представленный материал о христианстве (православии).

На уроках или учебных занятиях гуманитарного цикла теоретический материал можно использовать в качестве дополнительного материала.

 

Как возникло христианство

Возникновение христианства относят к первому веку нашей эры и связывают с деятельностью полиэтнического населения Палестины, вхо­дившей в состав Римской империи. В среде евреев Палестины того времени пользуется популярностью идея скорого прихода спасителя - мессии, кото­рый станет «царем иудейским» и спасет народ от Рима. Среди многих ре­лигиозных течений протохристианского типа наиболее известна община ессеев.

Как доступная и реально возможная активная форма социального и духовного протеста против бесчеловечного в порядках империи, христиан­ство быстро превращается в мощное течение. В этот период конфессия об­ращается не к эллину или иудею, а к обездоленному человеку, грешнику на языке религии.

Исследователи считают, что особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали иудаизм, неоплатонизм Филона Алек­сандрийского и нравственное учение римского стоика Сенеки. Из иудаизма приняты идеи монотеизма, мессианства, эсхатологии, хилиазма и текст священных книг, известный в христианстве как Ветхий (старый) завет Биб­лии. Учение Филона о Сущем как первоначале мира, о Логосе (священное слово, позволяющее созерцать Сущее), о прирожденной греховности лю­дей, о покаянии. - послужило одной из предпосылок для формирования духовных начал христианства.

Основателем христианства принято считать Иисуса Христа. В споре о его личности в светском религиоведении сформировались мифоло­гическая и историческая школа. Первая считает, что наука не располагает достоверным данными об Иисусе Христе как исторической личности; вто­рая признает данные достоверными, подтверждающими, что Иисус Хри­стос - реальный проповедник религии. Тексты, найденные в Кумране, склоняют современных религиоведов к точке зрения исторической школы. Проблема основателя религии в христианском богословии сформулирована в одном из ведущих догматов: Иисус Христос есть мессия и Сын Божий.

Библия - (греч. - книги) - свод книг, составляющих Священное писание христиан, а в своей первой части (Ветхий завет) - и последовате­лей иудаизма. Ветхий завет занимает приблизительно три четверти объема. Новый завет - одну четверть. Католическая, православная и протестантская традиции признают каноническими (священными) разное количество книг Ветхого завета. Первые пять книг составляют Пятикнижие Моисеево. Остальные тридцать с лишним книг делятся богословами на исторические и писания. К последним относят философско-мировоззренческие трактаты, сборник культовых песен (Псалтирь), лирико-эротическую поэму («Песнь Песней») и другие. В разделе исторических есть и пророческие книги.

Новый завет состоит из 27 канонических книг, расположенных в общем для всех христиан порядке: сначала четыре евангелия (благая весть), затем книга Деяний апостольских, 21 книга Посланий апостольских и, за­вершающая, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис (наиболее известная пророческая книга Библии).

Первоначальный текст Ветхого завета был написан на древнеев­рейском и арамейском языках; текст Нового завета - на древнегреческом. В конце IV века Библия переведена на латынь, в IX веке появился славянский текст, выполненный Кириллом и Мефодием. В XIX веке развернуто изда­ние Библии на всех языках, в настоящее время она переведена практически на все языки мира.

Во II-III веках формируются богословские школы, начинают оформляться вероучение, основные догматы христианства. На I Вселен­ском Никейском соборе христианских церквей (325 год) был принят догмат о триединстве Бога, а на II соборе (Константинополь, 381 год) окончательно утвержден догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына. На Никейском соборе был принят Символ Веры. На IV - Халкидонском (451 год) - Вселенском соборе был принят догмат боговоплощения: Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, как истинный человек. В VI веке было принято ре­шение изображать Христа в человеческом облике, а не в виде агнца; в VIII веке признано необходимостью изображать священные лица и события и поклоняться им. С конца V века в течение нескольких столетий складыва­лись таинства, сначала крещение, затем евхаристия (причащение), миропо­мазание, елеосвящение, брак, покаяние, священство.

Развитие догматики и культа сопровождалось оформлением хри­стианской организации. В XI веке (1054 год) произошло крупное разделение христианства на православие (восточное христианство) и католицизм (западное христианство).

 

Как изложены в Библии христианские этические нормы бытия

Главная книга христианства – Библия. В ней заложены все основы христианского вероучения, этические нормы поведения человека в обществе, общечеловеческие культурные и правовые основы человеческого бытия.

Учителю важно донести ученикам основы христианской этики. Предлагаем вариант размышления Владимира Старковского над христианскими этическими нормами, в той или иной мере изложенными в Библии.

Согласно Библии и христианскому вероучению, первый человек сначала не имел представления о законах морали, понятия добра и зла не были ему органично присущи.

В таком состоянии человек мог нарушать нравственные законы, но только невольно (без умысла и пристрастия), невольные нарушения закона не могли быть вменены человеку в вину, потому что он в принципе не понимал что такое добро и зло.

Человек, не имевший понятия о добре и зле, не мог вступить в противоречие с совершенной волей Бога, но это единение в добре не было результатом свободного выбора человека, оно было для человека неизбежно.

Согласно Библии вкусив запретный плод, первый человек вкусил знание нравственного закона вопреки воле Бога, человек был предупреждён о том, что знание закона повлечёт за собой страдания и смерть, то есть знание закона повлечёт ответственность за его несоблюдение.

Необходимость подчинения человека законам добра, необходимость их принятия человеком - это не каприз Господень, это единственная возможность обеспечить гармоничное, братское существование любого сообщества.

В христианской системе взглядов основополагающими являются понятия добра и зла, понятия исконного, всеобщего, безусловного закона, закона заведомой справедливости, правоты и праведности. К интуитивному пониманию законов добра и зла (к совести) человечество получило от Бога так же прямое, точное, ясное изложение этих законов, содержащееся в Евангельских заповедях.

Евангельская этика отличается от прочих моральных кодексов отсутствием в ней частных, преходящих поведенческих норм; исчерпывающей предметной полнотой; всеобъемлющей универсальностью; и невероятной нравственной высотой.

Библейские этические нормы осуждают ложные религиозные культы и обряды. Множество околохристианских сект не способны сделать человека лучше, ибо их модели вероисповедания носят мально-обрядовый, или ограниченно - избирательный, или необременительно - удобный характер.

Классификация христианских понятий, относящихся к предмету морали, привела к построению следующей этической системы:

1. Совесть - (самокритичность, честность, добросовестность, покаянность, самоосуждение и т.п.).

2. Любовь - (доброта, альтруизм, благожелательность, сострадательность, милосердие, отзывчивость, жертвенность и т.п.).

3. Терпимость - (прощение, сдержанность, уступчивость, снисходительность, великодушие и т.п.)

4. Умеренность - (умение довольствоваться малым (имеющимся), воздержанность, аскетичность, неприхотливость и т.п.).

5. Скромность. «Блаженны нищие духом». (Мф.5.3) - это важнейшая нравственная заповедь христианства, она обычно трактуется как счастливы совестливые (в словаре древних иудеев не было слова «совесть»).

6. Совестливость, в понимании христианской этики - это способность замечать в себе проявления зла, несправедливости, непорядочности, порочности и устыжаться их. Интересы совести всегда направлены против эгоистических интересов человека.

Совершенство человека может определяться только тонкостью видения им своего зла, и мерой стыда перед его совершением. Человек может преодолеть свою неправедность лишь в той мере, в которой сможет ее осознать.

Любовь - первая заповедь мира. В Библии сказано: «Возлюби Господа Бога твоего... сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф.22.35-40).

 

«Как нам обустроить Россию?» - вопрошал в свое время один эмигрант. Мы же призываем научиться любить ближнее свое пространство – обустраивать собственный дом. Через это и страна благоустроится. А не наоборот.

 

Христианская любовь определяется и проявляется как:

- благожелательность (желание блага другому как самому себе, доброта);

- сострадательность (следствие благожелательности), милосердие, отзывчивость, сочувствие, неспособность причинить зло (человек сострадательный не способен причинить зло другому, потому что это было бы равносильно причинению им зла самому себе);

- жертвенность (следствие сострадательности), щедрость, самоотверженность, подвиг;

- соучастие радости (следствие жертвенности);

- симпатия (следствие соучастия радости, расположение, приязнь);

- духовное влечение: (следствие симпатии) стремление к общению, единению и братству;

- телесное влечение – эрос, нравственная семейная жизнь.

Бездушность, безжалостность, бесчувственность, грубость, жадность, жестокость, наглость, нетерпимость, черствость, способность причинить зло - вот проявления эгоизма. Живущий для себя, своими интересами и представлениями легко пренебрегает и жертвует интересами окружающих хотя бы в силу своего эгоистичного понимания справедливости.

Почтение к родителям Согласно Библии Иисус называет среди первейших заповедей (Мф.19.19), подтверждает справедливость заповеди «да умрет злословящий отца или мать» (Мф.15.4), признает за родителями первенство материальных интересов (Мф.15.5,6), и даже во время казни не забывает позаботиться о своей Матери и поручает заботу о ней своему ученику. (Ин.19.27)

Слова Христа из Библии: «Всякое царство, разделившееся само в себе опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». (Мф.12.25) подчёркивают необходимость обоюдного прощения, как равновесия добра. Взаимная неприязнь, недоброжелательность, нетерпимость - вот причина разрушения любого человеческого сообщества, от семьи до империи.

Добродетель библейской терпимости заключается главным образом в отказе от беспредельных претензий на воцарение своих собственных представлений о справедливости. Терпимость - это миротворчество за счет личных интересов, это нераспространение ответного зла. Терпимость, это прежде всего способность прощать. Терпимость без прощения - это сокрытие зла.

Христианская благожелательность к недругам заключается в словах Христа из Библии: «Вы слышали что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари». (Мф.5.43,44,46) Следует помнить, что речь в данном отрывке идёт о личных недругах, и не следует оправдывать личное кулачное право необходимостью защищать родину или другого человека.

Полюбить своего недруга вроде бы и невозможно, но если проявить христианское великодушие и не мстить ему, не злословить, не желать зла, думать о нем без злости, встать на его место и понять его, найти ему оправдание, а себе долю вины, пожалеть его пребывающего в заблуждении и злобе - вот вам и любовь к врагу. 

Нравственная задача человека по отношению к удовольствиям и радостям бытия, это сохранение свободы своей воли от пристрастия к ним. Страсть к преумножению своего довольства является смертным грехом, то есть таким грехом, который становится натурой человека, который подчиняет волю, свободу и совесть человека необратимо. Зло смертного греха (страсти) в том, что человек, попавший в его власть, становится не волен в выборе модели своего поведения, он становится недружественным и даже опасным сопричастником бытия.

Ещё один постулат христианской этики заслуживает внимания – умеренное и разумное удовлетворение потребностей человека. Потребности человека бывают трех видов:

1. Физические потребности (проявляются как пристрастность к удовольствиям и комфортности бытия).

2. Потребность в безопасности (проявляется как тревожная озабоченность перед возможными болезнями, бедами, бедностью, болью, голодом, врагами и тому подобным, и как стремление предохраниться и застраховаться от всего вышеперечисленного).

3. Эмоциональные потребности (проявляются как пристрастность к приятным и сильным эмоциям и впечатлениям, как стремление к развлечениям, играм, зрелищам, событиям, к информации, к алкоголю и наркотикам).

Эмоциональный голод (скука) порождается праздностью, внутренней бессодержательностью человека и его привычкой к сильным эмоциям и впечатлениям.

Таким образом можно рассмотреть все библейские этические нормы бытия. Как видно, все они основаны на общечеловеческих ценностях и присущи вероисповеданиям абсолютного большинства религий мира.

 

Дохристианский славянский этнос на Руси

О дохристианской религии славянских этносов достоверных дан­ных мало. По мнению исследователей, в религии древних славян есть об­щие элементы. Наряду с ними у племен, у каждого рода были свои предме­ты поклонения. Умершие делились на две категории: «чистых» («родите­лей») и «нечистых» («мертвяков»). К последним причисляли погибших неестественной или преждевременной смертью. «Родителей» почитали, «мертвяков» остерегались и старались обезвредить. Почитание «родите­лей» - культ предков. Родительские субботы, известные у русских, с неко­торыми отличиями распространены у белорусов, сербов, болгар. Во всех славянских языках сохранился след культа предков Чура или Щура. Вера в домового - невидимого покровители семьи - безусловно элемент культа предков. Нечистые умершие назывались упырями (вампиры, еретники и другие), существовали обряды обезвреживания упырей. Среди общинных культов самым распространенным был земледельческий. Устойчивые пе­режитки обрядов аграрного культа были связаны с праздниками: святки, масленица, а также весенне-летние праздники, позднее приуроченные к христианским пасхе и троице. Обычаи и обряды сельскохозяйственного цикла сходны у земледельческих народов. Исследователи считают, что у древних славян была распространена магия: земледельческая, лечебная, любовная, вредоносная, метеорологическая.

Из древнеславянских божеств в источниках упоминаются солнеч­ные Сварог, Даждьбог, Хоре. Покровителем скотоводства был Велес (Волос). Мокошь, видимо, богиня-покровительница женского труда, единственный женский образ славянского пантеона. Среди общеславянских божеств можно с уверенностью назвать одного Перуна («ударяющий» - эпи­тет бога грозы). Само слово «бог» (счастье, удача) - общеславянское. Дру­гие общеславянские обозначения сверхъестественного: «бес», «черт» - не­сли понятия страшного, смертельного, мрачного. У всех славянских наро­дов отмечены поверья о духах природы: леший (олицетворение леса), во­дяной (воды) и другие. Русалка, видимо, античный и раннехристианский образ, вытеснивший славянских женских водяных духов (берегини, водяницы). Общественный культ славян исполнялся профессиональными жре­цами - волхвами. Сохранились другие термины для служителей культа: чародей, ведун, вещий, баяльник, кудесник и прочие. Главной формой культа, несомненно, было принесение жертв, в том числе человеческих. Очень мало известно о святилищах древних славян.

Славянское язычество сильно повлияло на традиционную культуру славян. Дошедшие до наших дней пословицы, поговорки, народные мудрости во многом связаны со славянским язычеством. Дохристианские религии славянских этносов находят отражение и в народном календаре природы, где тесно переплетаются языческие обряды и обычаи с раннехристинскими традициями; с наблюдениями славян за природой и попытки объяснить некоторые явления природы сверхъестественными событиями.

 

Что такое Русская православная церковь

В настоящее время православие представлено 15 общепризнанны­ми автокефальными церквами: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацская, Американская.

В административном отношении они подразде­ляются на экзархаты, епархии, викариатства, благочиния, приходы. Общи­ми для всех церквей являются вероучение и культ.

По количеству последователей на первом месте находится Русская православная церковь. Православие считается государственной религией Киевской Руси с 988 года. До конца XV века РПЦ находилась в юрисдик­ции Константинопольского патриархата, в 1590 году собор в Константино­поле признал патриаршество автокефальной Русской православной церкви и утвердил за патриархом Московским и всея Руси пятое место в иерархии предстоятелей автокефальных православных церквей (после Константино­польского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского патриархатов).

Как и другие православные церкви, РПЦ находилось в зависимости от государства и пользовалось его поддержкой. В XVI веке такое соотно­шение церкви и власти было официально утверждено церковью. Дальней­шее укрепление церковной организации реформами патриарха Никона (XVII век) вызвало протест и стало поводом к образованию раскола с вы­делением сторонников традиции - старообрядцев. В результате возникло два течения церкви старообрядцев: поповское (с признанием священников) и беспоповское. Движение раскольников, направленное против нововведе­ний, одобренных царской властью, приобрело форму социально-духовного протеста. Поэтому раскольническое движение подавлялось официальной церковью и мощью государства.

В XVIII веке образовались новые течения или секты православия, среди которых наиболее известны «духовные христиане» - молокане и ду­хоборы. «Духовные христиане» отрицали церковную иерархию, монашест­во, иконы, институт святых и утверждали авторитет общины и личной ве­ры. Молокане, духоборы и другие религиозные оппозиционеры ссылались правительством на окраины, преимущественно в Закавказье.

Указами Петра I ликвидировано патриаршество и учрежден Синод во главе с назначаемым царем обер-прокурором. Православная церковь стала частью государства, на нее возлагаются некоторые государственные функции, она пользуется поддержкой царского правительства. В ХVШ - ХIХ веках развиваются институты духовного образования, монашества, право­славного миссионерства.

Взаимоотношения РПЦ и советского государства были сложными: периоды подавления церковной активности сменялись терпи­мостью к церкви и даже небольшими привилегиями по сравнению с други­ми религиозными организациями в СССР. Со времени празднования тыся­челетия крещения Руси (1988 год) роль церкви в общественной жизни рез­ко возрастает. После распада СССР РПЦ попала в новые для нее условия: каноническая территория церкви оказалась в составе нескольких суверен­ных государств, активизировалась миссионерская деятельность других ре­лигиозных организаций, в том числе из дальнего зарубежья.

В вероучении и культе Русская православная церковь стремится сохранить верность раннему христианству. Иерархи церкви считают заслу­гой такую особенность, как сохранение вероучения и культа в том виде, в каком они сложились за времена первых семи Вселенских соборов (325-787). Православное вероучение содержит такие догматы, как троичность Бога (тринитаризм), боговоплощение, искупление, о происхождении, на­значении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о божьей бла­годати. Обряды и символы составляют содержание культа. Православный должен молиться, участвовать в богослужениях, совершать крестное зна­мение и прочее.

 Одним из важнейших элементов православного культа яв­ляются многочисленные праздники: двунадесятые, великие, церковные и юбилейные даты. Значительное место занимают многодневные (великий, рождественский, Петров и успенский) и однодневные посты.

Главным местом отправления православного культа является церковь, собор или храм. Ещё с древнейших времён «визитной карточкой» Руси являлись церковные купола и колокольный звон. Это неотъемлемая частичка русской истории и культуры. Как внешнее, так и внутреннее убранство православных храмов и церквей отражает великое мастерство русского народа.

Россияне, интересующиеся историей и культурой своего Отечества, да и просто уважающие себя люди, обязательно должны посетить православный храм, прикоснуться к вековой истории российского государства.

 

Памятка «Как вести себя в православном храме или церкви»

Для большинства неверующих, но людей, интересующихся мировыми религиями, историей и культурой Российского государства, её обычаями и традициями, посещение православного храма или церкви является потребностью повышения своего интеллекта, прикосновения к культуре своего Отечества.

Совершение экскурсии с учащимися в церковь также может стать одним из приёмов приобщения подростков к моровой и отечественной культуре.

Учителю важно помнить, что организованная экскурсия в действующий православный храм или церковь требует особого подхода к её подготовке и проведению.

Во-первых, желательно предварительно договориться с настоятелем этой церкви или ответственным лицом о времени проведения познавательной экскурсии, сообщить ему возраст и количество детей. Во-вторых, желательно договориться о познавательной «нейтральной» (без излишнего религиозного мировоззрения и религиозной пропаганды) экскурсии временем не более часа. Подобную организованную экскурсию желательно проводить в то время, когда нет религиозного служения или церковных обрядов.

Если же учитель с группой ребят (любого возраста) самостоятельно решил провести познавательную экскурсию в православный храм, то педагогу необходимо заранее подготовить учащихся к данной экскурсии. Во-первых, необходимо рассказать учащимся о внутреннем убранстве православного храма: что, где и почему именно здесь находится. Во-вторых, обязательно ознакомить ребят с правилами поведения в храме.

Надо помнить, что существуют «мирские» и религиозные правила поведения людей в православной церкви или храме. «Мирские» правила – это общепринятые правила поведения людей в музеях, художественных выставках и т.д.

И так, гражданские правила поведения в церкви:

·       Перед посещением церкви или храма желательно одеться в обычную (приличную) одежду, избегать «вызывающих» или «супермодных» деталей одежды.

·       При входе в храм необходимо успокоиться, настроится на «прикосновение с миром красоты, искусства, русской культуры и искусства».

·       Прекратить жевать жевательные резинки, громкие разговоры, смех и перейти на шепот.

·       Выключить (если таковые есть) сотовые телефоны, радиоприёмники, аудио и CD-плееры.

·       При входе в храм желательно соблюдать церковные правила – мужчины (юноши) снимают головные уборы; женщины (девушки) покрывают голову лёгкой косынкой (платком).

·       Не желательно во время посещения храма держать руки в карманах.

·       Если в данный момент идёт церковная служба, то нежелательно переговариваться между собой даже шёпотом.

·       Если службы нет, то можно переговариваться шёпотом.

·       Нежелательно излишне показывать пальцами на иконы или другие предметы.

·       Нежелательно излишне прикасаться к церковным вещам. Если же вы знаете церковные правила прикосновения к иконам, поклонов, крещения и т.д., то совершите данное таинство аккуратно, без привлечения к себе особого внимания.

·       Если же вам сделали замечание служители церкви (но не прихожане, которые, порой, излишне склонны к нравоучениям), тактично извинитесь перед ними.

·       Следуйте по храму медленными шагами, осматривая внутреннее убранство церкви.

Православные советы для тех, кто никогда

не был в православном храме:

1. Что в церкви можно и нужно делать:

·       Входить в церковь нужно тихо, спокойно, с благоговением. На пороге положено креститься и читать специальную молитву. Но можно прочесть «Отче наш». Если не знаете эту молитву, можно просто перекреститься и сказать: «Господи, помилуй».

·       Одеваться в церковь следует скромно и благопристойно. Предпочтительны спокойные, темные тона, недопустимы кричащие. Платье или юбка должны быть достаточно длинным - до колен и даже ниже. Нехорошо прикладываться к иконе или кресту накрашенными губами.

·       Мужчины, входя в церковь, обнажают голову. Женщины, наоборот, покрывают ее платком или другим головным убором.

·       Войдя в храм, без суеты найдите себе место и сотворите три поклона.

·       Если идет служба, мужчины становятся на правой стороне, женщины - на левой.

·       Если службы нет, можно подойти к иконе, стоящей в центре храма, дважды перекреститься и приложиться губами к нижней части иконы. После этого нужно перекреститься в третий раз.

·       В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет.

·       Ставить свечи о здравии родных и близких нужно перед иконами святых. Для того чтобы ставить свечи на упокоение душ умерших, в храме существует заупокойный каноник. На нем располагается малое распятие.

·       Креститься и преклонять голову нужно, когда осеняют:

- крестом;

- святым Евангелием;

- образом;

- святой чашей.

·       Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда:

- осеняют свечами;

- благословляют рукой;

- кадят.

·       Ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой.

·       Благословение получают у священника или епископа (но не у диакона). Для этого нужно подойти к пастырю, сложить ладони крестообразно (правая сверху), а после благословения поцеловать десницу (правую руку) благословляющего.

·       Если что-нибудь хотите спросить, обращайтесь к священнику.

2. Что в церкви делать нельзя:

·       Громко разговаривать.

·       Держать руки в карманах.

·       Жевать жевательную резинку.

·       Переходить с одной стороны церкви на другую перед читающими чтецами или священниками.

·       Пожимать руку знакомым.

·       Вносить в кассу членские взносы и вести другие денежные дела (за исключением покупки свечей) во время богослужения.

Полезная информация перед посещением

православного храма или церкви

1. Алтарь. Здесь располагаются иконы самых чтимых православных святых и апостолов. Например, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Первозванного, апостолов Петра и Павла. Обязательно присутствуют иконы святых, чье имя носит храм, а также Святая Троица.

2. Аналой - высокая подставка, на которую кладут иконы и церковные книги (Евангелие на вечернем богослужении). Икона на аналое меняется в зависимости от праздника. Сейчас, например, это - икона Иисуса Христа.

Где ставить свечи

3. Где ставят свечи.

Во здравие. Свечи во здравие ставят в специальные подсвечники, которых в храме может быть несколько. Подсвечники располагаются перед иконами святых - Николая Угодника (Николая Чудотворца), Святых Кирилла и Мефодия, Ксении Петербургской, Марии Египетской и др. Ставить свечи нужно в зависимости от потребностей молящегося перед иконой нужного святого.

За упокой (справа). Заупокойный каноник в храме бывает только один. Узнать его можно по квадратной форме и малому распятию, на нем установленному. Однако свечи за упокой в Пасхальное воскресенье не ставятся.

 

О православных праздниках и постах

Наиболее почитаемыми, особенно на территории России или Древней Руси, праздниками являются Рождество Христово, Богоявление Господне, Крещение, Стретенье, Благовещение, Пасха – Светлое Христово Воскресенье, Вознесенье Господне, Троица, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы и многие другие.

Русские народные традиции тесно переплетены с языческими верованиями и православными традициями вероисповедания христианства – трапеза в сочельник, Коляда, Масленица, посты, рождественские и новогодние обычаи, гадание, Красная Горка, Фомина неделя, Егорий Великий, Аграфена – Купальница,  Иванов день, Петров день, Ильин день, Спасы и ряд других. Повзаимствованы из религиозных  православных обычаев русские народные обряды и танства – крещение, крестинный обед, именаречение, именины, свадебные и похоронные обряды, венчание и поминовение усопших. Особое место в народных и религиозных обычаях православия занимает «народный календарь» - замысловатый народно – религиозный календарь примет, обычаев и традиций, связанный с природой и временами года.

Рассмотреть все православные праздники, обычаи и обряды в данном издании не представляется возможным, поэтому предлагаем краткое изложение только некоторых из них.

В народном календаре почти весь год расписан по право­славным праздникам или по именам святых, память которых отмечается в эти дни. По времени, согласно церковного года, который начинается 14 сентября,  праздники разделяются на неподвижные и подвижные: одни приурочены ко дню, другие к числу. Неподвижные праздники совершаются ежегод­но в один и тот же день; числа же подвижных праздников меняют­ся каждый год. Главный из неподвижных праздников - праздник Рождества Христова, а из подвижных - праздник Пасхи.

По важности христиан­ские праздники разделяются на великие, средние и малые. К великим относятся  двунадесятые (подвижные и не­подвижные - их двенадцать):

-Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября),

- Воздвижение Честного Креста Господня (27 сентября),

- Введение во Храм пресвятой Девы Марии (4 декабря),

- Рождество Христово (7 января),

- Крещение Господне (19 января),

- Сретение Господне (15 февраля),

- Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля),

- Вход Господень и Иерусалим (за неделю до Пасхи),

- Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи),

-День Святой Троицы - (в 50-й день после Пасхи).

- Преображение Господне (19 августа)

- Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

К недвунадесятым православным праздникам относятся:

-Рождество Иоанна Предтечи (7 июни),

-День святых Петра и Павла (12 июня),

- Покров Пресвятой Богородицы (14 октября),

- Обрезание Господне (14 января),

- Усекновение главы Иоанна Крестителя (11 сентября).

Пасха (Светлое Христово воскресенье) не входит в число великих праздников – это праздник праздников.

Особенность двунадесятых праздников в том, что они име­ют дни предпразднства (по одному дню, за исключением Рождества Христова (5 дней) и Богоявления (4 дня)); постпразднства (дни, продолжающие праздник - число их неодинако­во и, в зависимости от последующих праздников или дней поста, длятся от одного до восьми дней (у Пасхи - сорок); и  отдания праздника (последний день постпразднства).

В православии также почитаются праздники в честь святых и икон Божией Матери.

Православные посты. Пост - т. е. запрет на определенный срок всякой пищи или её отдельных видов (особенно мяса, рыбы и молочных продуктов) предписывался еще Ветхим заветом. Корни это­го обычая уходят в глубокую древность, когда недостаток в пище требовал от людей ограничения в еде, что и приобре­ло форму узаконенных обычаями запретов - табу. Затем с добыванием пищи стало полегче, и накопленный опыт по­казал, что поститься время от времени просто полезно. Люди воздерживались от пищи по самым различным поводам: от самых прозаических (желания похудеть) до отказа от пищи по идейным соображениям — политические голодовки; широко распространены посты (диеты) в медицине.

В христианстве посты - современники самого учения. Самые длительные посты - в православии; в католицизме многодневных постов нет; а протестанты (кроме англикан­ской церкви) обязательных постов не знают. В исламе глав­ный пост - Ураза, во время которого весь месяц рамазан от восхода до захода солнца запрещены еда, питье, курение и т. д. В иудаизме имеются общественные посты, установлен­ные в знак траура, в дни покаяния и в память различных событий из истории народа.

В христианстве пост обосновывается учением о преобла­дании духа над плотью и означает как бы участие в постном опыте Христа, который после сорокадневного поста в пус­тыне ответил искушавшему его дьяволу: «...Не хлебом еди­ным будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Пост, по христианскому учению, — это не просто отказ от какой-либо пищи, но и удаление от зла, но здержание от дурных поступков и помыслов.

К назначению поста Церковь подходит сугубо индивидуально. Беременным, кормящим матерям, при ослаблении здоровья или болезни пост соблюдать не следу­ет. Кроме того, Цер­ковь признает, что поскольку потребность в пище есть пер­вая необходимость, ничто не может совершенно истребить в людях чревоугодие. Поэтому истинный пост распростра­няется не только на пищу и питье, но и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на чувства; во всем этом должна быть мера воздержания. Правильный пост чужд тщеславия и рас­слабления и не имеет никаких заслуг без поста внутренне­го — духовного.

В православии по продолжительности посты делятся на многодневные и однодневные. К однодневным постам относятся среды и пятницы каждой недели. В среду пост установлен, потому что, по Евангелию, в этот день Иуда Искариот согласился совершить предательство, обрекая Господа Иисуса Христа на страдания, а в пятницу — в память о самом страдании и смерти Иисуса Христа на Кресте.

Помимо этого, существуют еще три однодневных поста: 18 января — Крещенский Сочельник, 11 сентября — Усек­новение главы Иоанна Предтечи, 27 сентября — Воздви­жение Креста Господня.

Многодневных постов — четыре: Великий Пост (семи­недельный), предшествующий Пасхе, Петров пост (закан­чивается 12 июля, может длиться от 12 до 42 дней), Успен­ский пост (двухнедельный) и Рождественский или Филип­пов пост (длится с 28 ноября до Рождества).

Подвижность многодневных постов связана прежде все­го с тем, что главный церковный праздник — Пасха —

празднуется в ближайший к полнолунию воскресный день, наступающий вслед за весенним равноденствием, которое имеет место 20 или 21 марта по новому стилю и может со­четаться с любой фазой Луны. Следовательно, даты Пасхи варьируются в пределах 28 дней.

Соответственно сдвигаются даты постов, отсчитываемые от Пасхи: начало Великого Поста (за 49 дней до Пасхи) и начало Петрова поста (через неделю после Троицы).

Недельное чередование постных дней, так же как и под­ряд идущие постные недели, то и дело изменяются, во-пер­вых, потому, что в субботы и воскресенья Великого Поста разрешается послабление, во-вторых, потому, что посты прерываются, если выпадает на какой-то день тот или иной праздник (например, Сретение или Рождество Иоанна Предтечи) или, напротив, на обычный день падает какое-то печальное событие (например, Усекновение главы Иоан­на Предтечи).

В результате всего этого картина расположения постов и постных дней меняется из года в год, представляя собой довольно сложную мозаику.

Что касается конкретных правил на каждый из дней года, то существуют дни, в которые разрешены следующие виды пиши:

- дни, когда разрешено есть все («разрешение на все»);

- дни, когда исключено только мясо; яйца, молочная пища, рыба, растительная пища разрешены (на одну неделю в году - Масляную);

- запрещено мясо, молочная пища, яйца; разрешена рыба и растительная пища: все мучное, каши, картофель, репа, брюква, свекла, хрен, редька, чеснок, лук, морковь, капус­та, горох, бобы, фасоль, грибы, яблоки, груши и т. д.;

- разрешена только растительная пища и растительное мас­ло - обычные среды и пятницы;

- разрешена растительная пища, но без постного масла;

сухоедение - постная холодная растительная пища, без масла, не подогретое питье;

- полное воздержание от пищи «до первой звезды», т. е. до вечера (в Рождественский и Крещенский Сочельники и в Страст­ную пятницу);

- полное воздержание от пищи на сутки - двое суток;

- строгий пост положен в первый день первой и пятой не­дели Великого Поста, а также во вторые дни, однако последнее не совсем обязательно, а предписывается тем, кто хочет и может те же, кто не может, соблюдают во вторые дни пост «до первой  звезды» или его не соблюдают.

Всего в русском православии насчитывается от 178 до 199 постных дней.

 

Ситуация для обсуждения «Из истории российских церковных колоколов»

Задание: Ознакомьтесь с текстом и выскажите своё мнение по поводу мнения, что церковный звон является «визитной карточкой России».

Можете ли вы привести примеры, доказывающие тесную связь истории православия с историей колокольного звона?

По вашему мнению, увеличение числа колоколов в современной России положительно влияет на духовное возрождение россиян?

 

Издревле колокола и колокольные звоны прочно занимали достойное место в богослужении Православной Церкви. В России они появились в Х столетии – со времени крещения Руси.

Как первые храмы на Руси строились греческими мастерами, так и первые колокола вывозились из пределов Византийской империи. Даже сейчас, один из сохранившихся на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле колоколов носит название «Корсунский» как перелитый из колокола, привезенного князем Владимиром из Херсонеса Таврического.

Монгольское нашествие надолго прерывает естественное развитие этого вида церковного делания. Вспомните знаменитый кинофильм А. Тарковского «Андрей Рублёв»… Как ярко представлено в нём отношение русского народа к церковным колоколам. При штурмах русских крепостей гибли колокола, призывавшие воинов и горожан на защиту отечества. В сказаниях русских летописей часто упоминаются случаи гибели колоколов во время захватов городов, так как колокольная бронза может расплавиться при температуре, возникающей при сильном городском пожаре.

С первой трети XIV века, начинается второй этап в колокольной жизни России. Он характеризуется ориентацией Руси на запад, где колокола и звоны имели тогда большее распространение, чем на православном востоке. В те времена Русь еще не располагала собственным сырьем для получения колокольной бронзы. Материалы - медь и олово - привозили из-за границы.

Вместе с тем, наряду с притоком мастеров и колоколов из Западной Европы, на Руси создаются свои центры колокольного литья. Наибольшей известностью пользуется Псков. Заказчиками псковских колокололитейщиков выступают видные политические деятели московского государства, такие, как князь Андрей Курбский и царя Ивана Васильевича, слывшего знатоком колокольного звона.

Постепенно происходит увеличение веса колоколов и их количества, что обуславливает постройку звонниц - архитектурного сооружения, исполненного из дерева или камня и служащего для размещения колоколов. Если число колоколов было невелико, и они были небольшие по весу, то звонница могла располагаться непосредственно на храме. Для размещения большого количества тяжелых колоколов строились звонницы на собственном основании.

Дальнейшее развитие колокольного дела определялось появлением гигантских по размеру и весу больших колоколов (от 4-х до 12-ти тысяч пудов весом). Наличие подобных гигантов требовало строительства соответствующих звонниц и колоколен. Подобный рост веса и числа колоколов наблюдался по всей России. Колокола весом в тысячу пудов и более не были редкостью не только для городов, но встречались даже в сельских храмах.

Ни одно из описаний иностранцами Москвы XVI-XVII веков не обходилось без упоминаний о колоколах. С конца XVI по XVIII вв. в крупных городах России, в больших монастырях и кафедральных соборах наблюдается рост колокольных собраний. В начале XIX в. происходят коренные изменения в истории российских колоколов. Происшедшая в петровские времена переориентация России в западном направлении привела к снижению государственного интереса к церковным колоколам.

Новое возрождение российских колоколов приходится на XVIII и особенно середину XIX века. Около двадцати заводов в начале ХХ века производили колокола в России.

В XIX веке заботами государей и благотворителей были сооружены такие колокольные чудеса, как звон Исаакиевского Собора в Петербурге, звон московского Храма Христа Спасителя, колокольный подбор звонницы-колокольни Георгиевского монастыря в Новгороде Великом.

К началу XX века Российская держава становится поистине колокольным государством, превосходящим по количеству, весу и «колокольному звону» почти все страны старого света.

С 1917 года и почти до середины 90-х годов ХХ века история российских колоколов «загнана в подполье». Этому периоду характерно «скрытое звучание «вечернего звона»».

В настоящее время весомый вклад в колокольное дело вносит наука. В результате акустических исследований, произведенных с применением современных звуковых и вибро-анализаторов, были получены новые данные, послужившие отлитию нового поколения российских колоколов.

Не мыслима история православной России без перезвона церковных колоколов, без колокольного набата или переливистого праздничного православного перезвона!

 

Католицизм как основное течение христианства

Католицизм является основным течением христианства. По количеству исповедующих христианство католики занимают второе место после православия. Основой вероучения признается Священное Писание (Библия) и Священное Предание (постановления соборов и суждения римских пап). Главные догматические отличия католицизма от православия состоят в догмате исхождения Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына («филиокве» - «и сына»); «сверхдолжных заслугах» Христа, Богома­тери и святых перед Богом, которые церковь (папа) может перераспреде­лять между католиками; учении о чистилище - промежуточном месте, где суровыми испытаниями очищаются души грешников; возвышенном почи­тании Богородицы - Девы Марии, включающем догмат о ее телесном воз­несении: непогрешимости пап в делах веры.

В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых). В отличие от право­славного деления клира на белое и черное (монашествующее) духовенство, в католицизме установлен целибат - обязательное безбрачие всего духо­венства. Католицизм сохранил те же семь таинств с некоторыми особенно­стями исполнения, например, при крещении проводится обливание, а не погружение в воду, миропомазание (конфирмация) осуществляется над детьми в возрасте 7-12 лет и прочие. В спасении людей вероучение особую роль отводит церкви как посреднику в восстановлении утраченной способ­ности достигнуть вечную жизнь. Центром культа является храм - специ­альное архитектурное сооружение с живописными, скульптурными произ­ведениями и музыкальным сопровождением богослужения с помощью ор­гана.

Главой католической церкви, наместником Бога на земле, верхов­ным правителем теократического государства Ватикан является Папа Рим­ский. Папа избирается пожизненно из числа кардиналов. Посредством римской курии Папа руководит церковными и мирскими ор­ганизациями католицизма. Особенностью католической церкви является организованное монашество. Первым в Западной Европе был орден бене­диктинцев (IV век). В крестовых походах участвовали духовно-рыцарские ордена (госпитальеры, тамплиеры, тевтоны и другие).

В настоящее время насчитывается около 140 орденов. Современные монашеские объединения специализируются в миссионерстве и благотворительности. Создаются объединения священников и мирян. Самым многочисленным и могущест­венным является «Божье дело» (с 1928 года) с отделениями в 87 странах.

 

Праздники, обычаи и обряды в католицизме

Католические обряды и обычаи имеют свою особенность, хотя и являются христианскими. Например, при совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи - двенадцати лет, а не в младенчестве, как у православных. При этом подросток получает еще одно имя, кото­рое выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреп­лению в вере.

Центр культа у католиков - храм. Особая роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмо­ционально усиливает действие слова в богослужении.

Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие уклад жизни прихожан - католиков. Католики чтут, в основном, те же Христовы и Богоро­дичные праздники, что и православные, но отмечают их не по юлианскому, а по григорианскому календарю (новый стиль); поэтому время празднования - разное.

Что касается постов, то Римско-ка­толическая Церковь давно уже отошла от первоначальной строгости их проведения. Во время поста католикам разре­шается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Кроме того, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам.

Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению, строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста, в пятницу перед Пасхой и в канун Рожде­ства. Ограничены требования к воздержанию от мясной пищи. Оно сохраняется практически только в отношении пятницы. При условии, что верующий прочитает пять назначенных священником молитв, и тогда  он получит право не по­ститься в эти дни. Заметно изменились и требования к по­ведению верующих во время постов. Не запрещается посе­щение театров и других увеселительных заведений, прове­дения застолий по поводу дней рождения.

Рождественский пост у католиков (адвент) начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря. Бого­явление у католиков называется праздником Трех царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о покло­нении Ему трех царей. В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жер­тву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло.

У католиков есть несколько спе­цифических праздников: праздник Сердца Иисуса - сим­вола надежды на спасение, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных Богородичных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 ав­густа. Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католи­ческому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище. Таинство Евхаристии (причащение) Ка­толическая Церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

В католицизме, наряду с христианскими обрядами, со­хранились многие обычаи, связанные с древним культом плодородия, обязательным признаком которых является пища. Ритуальная еда сопровождает семейные и календар­ные праздники. Сюда входит и вкушение первых плодов нового урожая - первинков, и поминальные трапезы, и обильное угощение в особые переходные периоды года - в канун Нового года, например, как символы грядущего изо­билия в будущем.

Любимый праздник католиков - Рождество, которому предшествует длительный пост. Заканчивается он Сочель­ником. В Италии, по традиции, ужин в этот день постный. В Сочельник на столе католиков должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, ка­пуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. Сохранился обы­чай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трес­ки, устриц и других даров моря.

В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся, мучные и сладкие блюда с обязательным добавлени­ем меда и миндаля.

В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими фи­никами и печеными бобами. С глубокой древности в Ита­лии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кон­дитерские изделия с медом и орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца.

Во многих католических странах традиционны на Рож­дество гуси, индейки, заливной поросенок, запеченная сви­ная голова, каплун, кровяная колбаса и т. д.

 

Краткий словарь христианских терминов

(По материалам словаря-справочника, изданного христианским обществом «Библия для всех», в г. Санкт-Петербурге в 1996 году)

 

Ангел (греч. - ангелос) используется в Новом Завете в следующих значениях:

1. Сверхъестественное духовное существо, являющееся Божьим вестником.

2. Падший ангел, один из тех ангелов, которые приняли сторону Сатаны, когда он восстал на Бога, ниспали вместе с ним с небес и с тех пор стали его слугами.

Антихрист происходит от греческого слова «антихристос». В греческом языке словообразование путем прибавления приставки анти- придавало новому слову не только значение «враг» («противник»), но еще и «соперник («конкурент»), т.е. тот, кто стремится захватить первенство. Точки зрения различных комментаторов на слово «антихрист» расходятся. Скорее всего, это слово употребляется в значении  «враг» («противник»).

В Новом Завете слово антихрист встречается всего пять раз, причем все пять - в Посланиях Иоанна. Однако идея о нем явно присутствует и в 2Фес. 2:3,4 и в Отк. 13, и других местах.

Апостол (греч. - апостолос) в обычном употреблении переводится как «посланник», «полномочный правитель», «тот, кого послали с поручением». В Новом Завете это слово обретает особый смысловой оттенок - оно означает полномочного представителя Иисуса Христа.

Таким образом, в Новом Завете этот термин имеет два значения:

1. Посланник, полномочный представитель; тот кто послан, чтобы действовать от имени пославшего его; тот, кто осуществляет полномочия другого лица; доверенное лицо.

2. Полномочный представитель Иисуса Христа, посланный на служение от его имени.

Благодать - (греч. - харис). Сложно-переводимое на другие языки слово. Теологическое определение на русском языке – «незаслуженное даруемое сверх заслуг милости».

Благословлять (греч. - евлогео) имеет три значения:

1. Действие Божие: когда он (непосредственно) проявляет по отношению к кому-либо свое благоволение или дарует (конкретное) благо.

2. Действие, свершающееся через кого-либо из людей (или ангелов), т.е. не Богом непосредственно. В качестве такого посредника иногда выступает и сам Иисус.

3. Благодарить Бога за благодеяния (в случаях, когда при глаголе «благословлять» в качестве прямого дополнения (объекта) благословения стоит слово «Бог» или оно логически достраивается.)

Грех - (греч. - амартиа); грешить - (греч. - амартано); грешник - (греч. - амартолос). Грех определяется как состояние неправоты в глазах Бога, так и конкретное деяние, неправое по отношению к другому человеку и к Богу. Таким образом, грех всегда подразумевает сознательное или невольное нарушение данного Богом нравственного закона и неповиновение Богу.

Грех можно охарактеризовать так:

1. Отдельный неправильный поступок или целый ряд таких действий.

2. Греховность как общее состояние неправоты, в котором пребывает человечество в состоянии порабощенности греху.

3. Сумма всех неправильных поступков человека.

4. Персонифицированная сила, воздействующая на жизни людей и заставляющая их поступать неправильно.

Дух - (древнеевр. - руах; греч. - пневма). Древнееврейское «руах» может употребляться в значении «дуновение ветра» или «дыхание». Оно также может означать дарованную кому-то Богом «власть» и «силу», позволяющую совершать экстраординарные действия. Еще одно значение этого слова – «воля» или «отношение» человека, особенно когда речь идет о его взаимоотношениях с Богом. Кроме того, это слово применяется для обозначения бесплотных существ, как добрых, так и злых.

Дух имеет следующие значения:

1. Дух того или иного человека, его сущность, индивидуальность.

2. Дух как самостоятельное бесплотное существо.

3. Сверхъестественное внушение.

Душа - (древнеевр. - нефеш; греч. - псюхе). В своем изначальном смысле древнееврейский термин «нефеш» означает «горло» или иногда «дыхание», а в более расширенном понимании еще и «желание», «чувства», «физическую жизнь» человека и, наконец, его «личность». Все эти значения, за исключением значения «горло», имеет и греческое слово «псюхе» в Новом Завете.

В частности, слово «душа» в определенном контексте пересекается со словом «дух».

Рассмотрим четыре основных значения слова «псюхе»:

1. Внутреннее «я» человека, его личность.

2. Синоним личного местоимения, способ сослаться на кого-либо.

3. Личность, индивидуальность.

4. Физическая жизнь человека.

Евангелие - (греч. - евангелион). В Новом Завете существительное «евангелион» употребляется в строго определенном значении. Это не любая «благая весть», а исключительно «благая весть» о том, что Бог открыл путь спасения грешникам.

В греческом переводе Ветхого Завета обетования «…о пришествии Бога, Который спасет Свой народ, и о Царстве Божием» обозначались также словом «евангелион».

Варианты перевода существительного «Евангелие»:

1. Благовествование Божье.

2. Божье откровение.

3. Благая весть Божья.

4. Откровение Бога.

5. Благовестие о спасении.

Главный смысловой акцент делается на том, что это - послание, сообщение с оттенком радости.

Жертва - (греч. - тюсиа). В ветхозаветние времена иудеи приносили в жертву Богу животных в соответствии с Законом, который Господь дал Моисею. Эта традиция соблюдалась и во времена земной жизни Христа. Согласно новозаветному учению Иисус Христос положил конец этой практике, доведя ее до абсолюта собственной смертью, хотя жертвоприношения в Иерусалимском храме и продолжались долгое время.

В Новом Завете можно вычленить три толкования слова «жертва»:

1. Принесение в жертву животных и другие жертвы.

2. Искупительная жертва Христова.

3. Жертвы, приносимые Богу христианами.

Жертвенник, алтарь - (греч. - тюсиастэрион). Жертвенник - это специальный стол или возвышение, на котором в жертву Богу приносятся животные или предлагаются иные приношения.

В Новом Завете упоминается несколько различных видов жертвенников:

1. Жертвенники всесожжений (жертвенники, на которых совершались жертвоприношения).

2. Жертвенники, используемые для других целей (кадильные жертвенники для воскурения фимиама)

3. Языческие жертвенники.

Завет - (древнеевр. - бэрит; греч. - диатеке). Завет - это прочное, накладывающее взаимные обязательства, соглашение между двумя людьми, договор. Согласно Библии Бог предложил своему народу заключить с ним завет: это он дал людям обетования и поставил условия, которые им необходимо выполнить.

1. Основное значение слова «завет» в Новом Завете.

Слово «завет» почти всегда так или иначе соотносится с различными заветами, упоминаемыми в Ветхом Завете, в частности с Божьим заветом с Авраамом, с заветом, заключенным Богом с Моисеем на горе Синай и с новым заветом, об обетовании которого возвестил пророк Иеремия.

2. Особые случаи использования слова «завет» в Новом Завете:

В Новом Завете встречаются различные варианты использования греческого слова «диатеке» (завет). Вне библейского контекста это слово означает любое законное соглашение, заключенное одним человеком с другим. Чаще всего такой договор переводится как «волеизъявление» или «завещание», когда человек письменно изъявляет свою волю, чтобы после смерти его собственность была передана определенному лицу, указанному в завещании.

Закон - (греч. - номос). Согласно Библии, когда Бог сделал народ Израиля своим избранным народом, он дал иудеям свод законов, который с тех пор регламентировал всю жизнь. Они называли этот кодекс Тора. Спектр значений этого слова чрезвычайно широк: от «любого повеления Божья» до детально разработанного свода законов, данного Богом Израилю через Моисея. В большинстве случаев этот термин переводится как «Закон» или «закон Моисеев».

«Закон» в переводе Ветхого Завета, Септупгинте, тора переводится словом «номос». Это слово используется в Новом Завете в следующих значениях:

1. Закон как понятие, любой закон.

2. Законы, данные Богом Израилю через Моисея.

3. Письменный Закон (Писание).

а) Пятикнижие (пять первых книг Ветхого Завета).

б) Весь Ветхий Завет в целом.

4. Учение Христа.

5. Непреложная истина, теория или факт, навсегда остающиеся неопровержимыми.

6. Внутренняя сила, руководящая действиями человека.

Злой дух - (греч. - пневма понерон). Понятия «злой дух», «нечистый дух» и «бес» употребляются в Новом Завете как синонимы. Все они относятся к духовным существам, служащим сатане, исполняющим его волю и находящимся в его власти. Эти бесплотные существа могут не только досаждать человеку, но и подчинить его себе.

В Новом Завете духов зла обычно обозначают три взаимозаменяемые понятия:

1. Злой дух. В Евангелиях и Деяниях это слово встречается 8 раз.

2. Нечистый дух (греч. - пневма акатартон). Это понятие встречается в Евангелиях, Деяниях и Откровении 23 раза.

3. Бес (греч. - даймонион)

Писание - (греч. - графэ). Существительное «писание» является специальным термином, обозначающим Священное Писание. В Новом Завете этим словом практически обозначается только Ветхий Завет, признаваемый Божественным откровением.

В Новом Завете содержится множество ссылок на Ветхий Завет. В этих случаях при переводе также используется слово «Писание».

Плоть - (греч. - саркс). Существует три основные значения этого слова:

1. Мышцы и жилы, покрывающие кости.

2. Физическое тело человека или животного.

3. Природная, естественная, земная часть человеческого существа, противопоставляемая душе и склоняющая человека к свершению греха.

Посредник - (греч. - мэситэс). Термин «посредник (ходатай)» означает кого-то, кто доставляет сообщение от одного лица другому, с которым он связан общим делом, с целью достижения определенного соглашения.

В Новом Завете термин «посредник» или «ходатай» употребляется чаще всего по отношению к Иисусу Христу, как посреднику между Богом и людьми.

Притча - (греч. - параболе) - это изречение или история, имеющая двойной смысл. Рассказчик говорит об одном, но в действительности с помощью своего рассказа иллюстрирует некую скрывающуюся за этим истину. Как правило, пояснений к такому рассказу не делается; слушатель должен сам додуматься до скрытой за ним истины.

Есть притчи никак не обозначенные. Их можно определить только по содержанию (например: Марка 2:19; 3:27). Часто на это указывает то, что рассказчик использует в своем повествовании риторические вопросы или пословицы.

Обычно притчи используются для того, чтобы помочь слушателям понять и запомнить то, чему их учат.

Пророк - (евр. - нави; греч. - профэтэс). Пророк в Библии - это человек, возвещающий что-то, открытое ему Богом, Божий глашатай. В Новом Завете это слово почти всегда подразумевает ветхозаветных пророков.

Рассмотрим следующие нюансы этого термина:

а) Пророки в Ветхом Завете (в период вплоть до смерти и воскресения Иисуса Христа, пока не была учреждена христианская церковь).

б) Книги, в которых записаны изречения пророков или их учения.

в) Пророк.

г) Пророки христианской церкви.

В Новом Завете это слово только один раз использовано по отношению не к пророку Божию, а к языческому прорицателю - в Послании к Титу 1:12.

Лжепророк - это тот, кто объявляет себя пророком Божьим, хотя на самом деле таковым не является. То, что он говорит - ложь, ведущая к заблуждению.

Сатана - (древнеевр. - сатан; греч. - диаболос). Сатана - главный враг Божий. Это - верховный дух, властвующий над всеми силами зла и управляющий ими. Это сатана первым склонил Еву нарушить заповедь Божью.

Древнегреческое слово «сатан», буквально означает «противник, соперник». Это слово применяется по отношению к дьяволу в Евангелии от Иоанна 8:44 и в Книге пророка Захарии 3:1,2. В Библии говорится, что сатана (т.е. дьявол) - отец греха, человекоубийца и лжец. Его цель - настроить народ Божий против Бога и тем самым навлечь на него кару.

Титулы сатаны:

а) «искуситель»;

б) «князь мира сего»;

в) «князь, господствующий в воздухе»;

г) «князь бесовский»;

д) «веельзевул». Имя «Вельзевул» ни в одном из древнееврейских источников не встречается. Обычно его интерпретируют как одно из имен сатаны

е) «враг» (Евангелие от Луки 10:19);

ж) «противник» (1 Петра 5:8);

з) «Велиар» (2 Коринфянам 6:15).

Это одно из имен дьявола используемое в иудейской литературе.

Христос, Мессия - (древнеевр. - машиах). Слова «Христос» и «Мессия» по смыслу одинаковы. Они означают «человека, помазанного (т.е. предназначенного)Богом для особого служения». Слово «Христос» употребляется в Новом Завете в двух различных значениях:

а) как название (помазанника Божьего).

б) как имя собственное в сочетании с именем Иисуса: Иисус Христос.

Церковь - (греч. - экклесия) означает группу людей, верующую в Иисуса Христа. (В Новом Завете слово Церковь никогда не употребляется по отношению к зданию, а всегда только к группе людей). В рамках этого широкого значения, слово «Церковь» может подразумевать:

1. Группу верующих во Христа, живущих отдельной общиной.

2. Собрание верующих.

3. Все христианское сообщество, т.е. «Церковь Христову в ее полноте, Вселенскую Церковь».

Чудо - (греч. сэмэйон, тэрас, дюнамис). Чудо - это нечто необычное, что можно приписать только особому действию Божью.

Чудо можно разделить по следующим категориям:

1. Чудесное знамение, свидетельствующее о том, что тот или иной человек - истинный посланец Божий. (В Ветхом Завете Господь творил чудеса («знамения»), чтобы показать, что Моисей действительно был его посланцем. См. Исход 4:1-9; 7:3; 8:13; Второзаконие 34:10-12.).

2. Чудеса и знамения, совершенные силой злых духов, чтобы создать иллюзию, что человек, совершивший их, послан Богом и тем ввести людей в заблуждение.

3. Чудесные знамения, свидетельствующие о том, что в мире должно совершиться что-то важное.

4. Чудесные видения на небе, свидетельствующие о Божием присутствии. Это значение особенно часто встречается в Откровении Иоанна Богослова.

Язычники - (греч. - та этнэ). С точки зрения иудеев, «язычниками» были все люди, не исповедующие одной с ними веры и, следовательно, не принадлежащие «к избранному Богом народу и не служащие Истинному Богу». С точки зрения христиан (особенно часто в посланиях апостола Павла), это слово, как правило, означает тех, кто не верует в Иисуса Христа. Кроме того, в определенном контексте он может просто означать «все народы».

Хотя значения этого понятия часто смыкаются, их можно сгруппировать следующим образом:

1. Не иудеи

2. Безбожники, т.е. те, кто не знают Истинного Бога.

3. Все народы вообще.


Далее читайте:

Николай Дик (авторская страница).

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Католические монашеские ордена (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Православные деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС