ссылка на XPOHOC

Гиренок Федор Иванович

 

Антропологические исследования

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КАРТА САЙТА

КАНТ

VII.Болезни души

41 Душа и апперцепция

Для русского сознания важно узнать, есть у человека душа или ее нет. Когда тебе говорят, что у тебя ее нет - это значит, что ты не человек. Ты машина. Ведь человек действует по правде, а машина - по правилам. По форме.

В кантовской антропологии душа есть нечто незначительное. Это орган внутреннего чувства. А внутреннее чувство доводит до сознания то, что мы испытываем от воздействия на нас наших же мыслей. Вот ты подумал о халве, и тебе стало хорошо. Приятно. И если бы душа не сообщила сознанию, от чего тебе хорошо, ты бы этого и не узнал. То есть душа отвечает за осознание того, что ты сам испытываешь от воздействия на самого же себя. Заботой о душе длится состояние нашей пассивности. Бессубъектности и смутности. Ибо мы ведь никогда не узнаем, осознаем ли мы то, что испытываем. Или испытываем то, что осознаем.

Кант душе противопоставляет апперцепцию. Чистая апперцепция - это хорошо. Это сознание того, что мы делаем. Душа испытывает. Апперцепция делает. В ней мы активны. Субъектны. Следовательно, все люди делятся на тех, у кого есть душа и на тех, у кого есть апперцепция. Одни осознают то, что они испытывают. Другие осознают то, что они делают.

42 Болезни души

Зачем нам душа с ее испытаниями, если она подвержена заблуждениям? Во-первых, она внутренние .чувства принимает за внешние явления. Во-вторых, плод своего воображения она принимает за внушение извне. Свыше. А ведь это фантазмы Сновидения наяву. Спиритизм. Это болезнь.

. Люди с душой придумают что-нибудь, сочинят, а потом считают, что все это сочиненное у них уже в душе было. Существовало. Душевный человек - это человек самообмана. Например, Паскаль - это человек самообмана. Ибо он предлагал погрузиться в свой внутренний мир. А это, говорит Кант, идиотизм. "Склонность погружаться в себя вместе с возникающими отсюда заблуждениями внутреннего чувства может войти в норму только тогда, когда человек возвращается к внешнему миру. И тем самым, к тому порядку вещей, с которым имеют дело внешние чувства"

Паскаль» погружает нас во внутренний мир. Кант возвращает к внешнему миру. К порядку вещей. Излечивает от помешательства.

Помешательство имеет четыре формы: идиотизм, умопомрачение, сумасшествие и безумие.

Идиотами Кант называет тех, кто забыл привести свои представления в порядок. В систему. Беспорядочное помешательство характерно для женщин, обладающих пылким воображением. Никому невозможно понять, что они собственно хотят сказать.

к идиотическим Кант относит и те способы философствования, которые носят фрагментарный, несистематический характер. Например, постмодернистскую философию. По большому счету всякая философия имеет идиотический оттенок чего-то незавершенного. Неокончательного.

Умопомрачение свойственно философским параноикам. В них неистовствует разум. Они говоримое принимают за воспринятое.

Самое интересное помешательство - это сумасшествие людей с нарушенной способностью суждения. Они склонны выдавать аналогии за понятия, сочетая несовместимое. Например, горе и радость, низкое и высокое. Это помешательство подобно поэзии. К нему склонны все творческие люди.

Безумными Кант считает людей, которых интересуют принципы, свободные от критериев опыта. Например, постижение тайны святой троицы. Дураков нельзя поместить в дом для дураков. А душевнобольных можно. Всякий поэт безумен. Его безумие граничит с гениальностью. Стоит ли поэтов и художников заключать в дом творчества для сумасшедших? Не ясно. Кант об этом ничего не говорит.

Никто не может сказать, что у него болит апперцепция. Ибо она не болеет. Рассудок не страдает. Болеют души. Болеющая душа - это и есть душа. Кант полагает существование здоровых душ, что которые иногда болеют. Отклоняются от нормы. А норма - это познавательная способность. Так вот Канта занимают болезни души, касающиеся ее познавательной способности. Например, если душа подчиняется аффектам и страстям, то она заболевает. Т.е. выходит из подчинения разуму. Когда ты болеешь, ты либо ипохондрик. Либо маньяк. У ипохондрика ход мыслей неправильный. И он знает, что он неправильный. Да сделать с собой ничего не может. У него больное воображение. Он некстати радуется. Некстати печалится. Ему мерещатся все недуги, о которых он узнает из медицинских книг. Ипохондрия становится причиной воображаемых телесных недугов.

У маньяка, как и у трансцендентального субъекта, произвольный ход мыслей. И это хорошо. Плохо то, что ход мыслей маньяка складывается по правилам, не сопряженным с объективными правилами. Без соответствия законам опыта. Несогласованностью в сфере чувства рождаются идиоты. Несогласованностью в сфере рассудка рождаются безумцы. Безумие касается также фантазеров и энтузиастов.

43. Дух лечит душу

Вылечить человека с душой - это значит избавить его от души. Перевести его из бессубъектного состояния в субъектное. Волевое. Вот он спрятался там, в глубинах внутреннего мира, притаился и воображает, а ты его оттуда извлеки. Заставь его вынырнуть. Верни к внешнему миру. К реальности. А чтобы он туда, во внутренний мир, больше не возвращался, разум должен дать его воображению образец априори. Поплавок, удерживающий на поверхности. Вот это работа разума называется Кантом духом. В Антропологии Канта Дух лечит душу.

 

 

 

Оглавление:

I. Антропология как путешествие

II. Кант против Аристотеля

III. Антропология Адама

IV. Три порока человека

V. Антропология ума

VI. Человек-актер

VII.Болезни души

VIII. Воображение и мысль

IX. Время порока

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© Гиренок Федор Иванович, 2002 г.

редактор Вячеслав Румянцев 25.01.2002