Николай КИКЕШЕВ
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >

ссылка на XPOHOC

Николай КИКЕШЕВ

2008 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай КИКЕШЕВ

СЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР:

1941-1948 ГОДЫ

Глава 1. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Структура, формы и основные этапы деятельности Всеславянского комитета в годы Великой Отечественной войны

1.1.   ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛАВЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Идея славянского единства в России существовала издревле. Однако в СССР, несмотря на все богатое славными делами прошлое, ее пытались предать забвению. В 20-30-е годы ХХ века славистов обвиняли в том, что они льют воду «на мельницу фашистской идеологии»[1]. В связи с этим многие ученые подверглись репрессиям за свои убеждения. В условиях действия советско-германского договора 1939 г. и опасения хоть как-то спровоцировать агрессора из пропаганды были исключены всякие упоминания о славянской солидарности в прошлом и настоящем, всячески разоблачалась «реакционная сущность» панславизма и отождествление его с целями и задачами советской внешней политики[2]. О создавшейся катастрофической ситуации со славяноведением  свидетельствует письмо академика Н.С. Державина, которое он направил Председателю Совета Народных Комиссаров СССР В.М. Молотову 12 июля 1938 г.: «Славяноведческая наука находится у нас сейчас в загоне, на положении пасынка, и должен сказать со всею откровенностью, как специальная область знания, в которой русская наука до революции занимала ведущую роль в мировом масштабе, советская славистика вымирает… Обстановка и условия кустаря-одиночки меня не удовлетворяют. Я глубоко убежден в том, что в момент наступления на славянские страны фашизма, подчеркнутое усиление и укрепление у нас славянских изучений представляло бы собою одну из актуальных форм борьбы с ним»[3].

Пришедший к власти в Германии Адольф Гитлер в книге “Моя борьба” откровенно и цинично выразил суть идеологии германизма: немцы — раса господ, славяне — масса рабов. Нужно чтобы иерархия господ поработила массу рабов. Своим главным острием фашистская идеология была направлена на уничтожение славянских государств и захват Восточной Европы для расселения 100 миллионов представителей германской цивилизации.

В связи с немецкой угрозой, руководители СССР были вынуждены в определенной мере «поступиться принципами». Выход был найден в отречении от старого «царского панславизма» и поиске «демократических» элементов в истории славянского движения. Были открыты славистические центры (кафедра истории южных и западных славян на историческом факультете МГУ, сектор славяноведения в Институте истории АН СССР)[4]. Их костяк составили коммунисты-политэмигранты. Так, в 1931 году, при содействии Международной организации помощи революционерам (МОПР) и ЦК КП США в Москву прибыл славист Стефан Зинич. Он работал в Профинтерне в должности референта по США и Канаде, был ученым секретарем сектора новой истории Института истории АН СССР[5].

В 1939 году, после оккупации Праги гитлеровскими войсками, в СССР иммигрировал выдающийся чешский ученый и общественный деятель, член Коммунистической партии Чехословакии Зденек Неедлы, руковдитель общества чехословацко-советской дружбы. С 1 мая 1939 г. он являлся сотрудником Института истории АН СССР[6]. В СССР приезжали люди с коммунистическими взглядами и с других славянских стран. Однако следует подчеркнуть, что в Польше славянское единение мыслилось не с опорой на Советский Союз, а в борьбе против него. Там союзником считали Англию.

Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз в корне изменило отношение руководства СССР к идее славянского единства. Согласно разработанному фашистскими лидерами плану «Ост» «Нацистской реконструкцией охватывались не только вся Польша, но и Чешские земли, советская Украина, Белоруссия, часть РСФСР и Прибалтика. По разным подсчетам гитлеровцев здесь проживали от 45 до 65 млн. коренных жителей, в основном "расово неполноценных" славян. Из этого числа нацисты намеревались депортировать за Урал и частью уничтожить от 31 до 51 млн. чел., в том числе поляков – 80-87%, белорусов – 75%, населения западной и юго-западной Украины – свыше 60%, около 50% чехов, а также литовцев – 85%, значительное число эстонцев и латышей». Остальных… ожидала германизация или превращение в невольников»[7].

С первых дней войны славянская идея была взята на вооружение органами агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). Для координации действий 24 июня 1941 года  постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было создано Советское информационное бюро. Это был главный информационный центр СССР, который контролировал все средства массовой информации страны. Его возглавил кандидат в члены Политбюро ЦК, секретарь ЦК ВКП(б) Александр Сергеевич Щербаков (1901-1945), заместителем был назначен Соломон Абрамович Лозовский (1878-1952), заместитель наркома иностранных дел, бывший генеральный секретарь Профинтерна и директор Гослитиздата. В задачи Совинформбюро входило руководство освещением международных событий и внутренней жизни страны в печати и по радио, организация контрпропаганды против гитлеровской Германии и ее союзников, освещение военных действий на фронтах, составление военных сводок по материалам Главного командования и пр.[8]

Для развертывания пропагандистских структур привлекались ученые, известные писатели, журналисты. Член ЦК ВКП(б) председатель Союза советских писателей Александр Александрович Фадеев, одновременно руководивший литературной секцией Совинформбюро, в докладной записке от 18 июля 1941 г. на имя А.С. Щербакова предлагал: «В интересах использования... литературных сил более целесообразно... вызвать в Москву наиболее крупных и политически проверенных писателей, которые могут принести нам большую пользу, выступая по радио и работая в центральной газете». Далее шел список фамилий, среди которых были Андрей Упит, Петрас Цвирка, Янис Ниедре, Слободник, Леон Пастернак, Ванда Василевская, Павло Тычина, Александр Довженко (кинорежиссер). ...эти люди... были бы полезны в Москве»[9]. Польская писательница Ванда Василевская, кинорежиссёр Александр Довженко в последствии принимали самое активное участие в организации славянского движения.

Возрождение славянской пропаганды можно проследить по страницам центральной советской печати. Так,  газета ЦК ВКП(б) «Правда» из номера в номер на четвертой странице печатала статьи о положении оккупированных Германией славянских народов. 14 июля 1941 г. была опубликована статья Я. Викторова «Расправа фашистских варваров над польским народом», 15 июля опубликованы сразу две редакционные статьи: «Гитлеровцы истребляют сербский народ» и «Антигерманские листовки в Югославии».  16 июля  вышла статья Г. Александрова «Библия людоедов», в которой приведена выдержка из книги А. Гитлера «Майн кампф», наиболее ярко отражающая цели развязанной им войны: «Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны, прежде всего, вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого. Бассейн Богемии и Моравии, территории, простирающиеся непосредственно к востоку от Германии, будут колонизированы немцами, а население этих территорий мы выселим в Сибирь… Для выполнения этой цели я не поколеблюсь ни одной секунды принять на свою совесть смерть двух или трех миллионов немцев».

 20 июля под общим заголовком  «Оккупированные страны под фашистским игом» напечатаны три статьи: «Черногорский народ борется с фашистами», «Экономическое порабощение Сербии» и «Балканы — колония Гитлера». 21 июля вышла в свет статья Я. Викторова «Чехословакия в борьбе за свою независимость». Статьи нацеливали читателя на мысль о необходимости объединения славян в борьбе с фашизмом. В журнале «Большевик» его редактор Е. Ярославский опубликовал статью «Борьба славянских народов против германского фашизма», которая заканчивалась словами: «Фашистские банды — злейшие враги всего славянства». Эта установка затем многократно тиражировалась в советской прессе[10].

Из славистов наиболее активно выступал в печати В.И. Пичета. 19 июля 1941 года в «Комсомольской правде» вышла его статья «Гитлеру не покорить свободолюбивые славянские народы», 20 июля в «Известиях» — статья «Лютый враг славянства», 28 июля в «Авиационной газете» — «Гитлер — лютый враг русского народа», 5 августа — «Великая борьба польского народа с немцами», 15 августа в «Правде» — «Славяне никогда не будут рабами» и в «Известиях» — «Пусть каждый клочок славянской  земли станет могилой врагу», 24 августа в «Комсомольской правде» – «Исторические судьбы славянства»[11].

Все эти статьи, написанные знатоками истории славян, несли мощный эмоциональный заряд, звали на борьбу с фашизмом. Они публиковались не только в центральных газетах, но и в военной печати. В статье “Славяне никогда не будут рабами Гитлера”, опубликованной в газете Московского военного округа «Красный воин» 3 августа 1941 г. так обрисовано положение в завоеванных немцами славянских странах: “Превратив Чехию в “протекторат”, немцы разоряют ее. Вся чешская промышленность военизирована, рабочие и инженеры изгоняются с фабрик и заводов и заменяются немецкими специалистами. Немецкий язык стал государственным. Чешская национальная культура объявлена вне закона. Закрыты чешские школы. Национальный Пражский театр превращен в немецкий. Уничтожено свыше трех миллионов книг чешских национальных писателей”[12]. Столь массированная пропаганда славянской идеи имела своей целью сформировать у советских людей чувство солидарности со славянскими народами.

Примечания

[1] Бернштейн С.Б. Трагическая страница из истории славянской филологии (30-е годы XX века) // Советское славяноведение. 1989. № I. С. 77-82.

[2] Досталь М.Ю. Славистика: между пролетарским интернационализмом и славянской идеей (1941-1948) // Славяноведение. 2007. № 2. С. 17.

[3] Российский государственный архив социально-политической истории, в дальнейшем – РГАСПИ. Ф – 82. Оп. 2. Д. 1445. Л. 39.

[4] Досталь М.Ю. Неизвестные документы по истории создания Института славяноведения АН СССР // Славяноведение. 1996. № 6. С. 3-6 и др.

[5] Из истории университетского славяноведения в СССР. Издательство МГУ. 1983. С. 185.

[6] Историки-слависты Московского университета. 1979. С. 57.

[7] Носкова А.Ф. Фашистский «новый порядок» в Восточной Европе и борьба славянских народов против нацизма // Cлавянский альманах 2005. М., 2006. С. 33-34.

[8] Петрова Н.К. Антифашистские комитеты в СССР: 1941-1945 гг. М., 1999. С. 19.

[9] Там же. С. 71.

[10] Дубровский А.М. Весь славянский мир должен объединиться: идея славянского единства в идеологии ВКП(б) в 1930-1940 годах // Проблемы славяноведения. Сборник научных статей и материалов. Брянск, 2000. С. 195-209.

[11] Досталь М.Ю. Славистика: между пролетарским интернационализмом и славянской идеей (1941-1948) // Славяноведение. 2007. № 2. С. 19.

[12] Газета Московского военного округа «Красный воин» 3 августа 1941 г.

Вернуться к оглавлению

Кикешев Н.И. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Москва. 2008.


Далее читайте:

Славянство (сайт, созданный в рамках программы "Форум славянских культур").

История Болгарии (хронологическая таблица).

История Болгарии в XIX веке (хронологическая таблица).

История Болгарии в XX веке (хронологическая таблица).

История Польши в XX веке (хронологическая таблица).

История Чехии (хронологическая таблица).

История южных славян (хронологическая таблица).

История южных славян в XX веке (хронологическая таблица).

История России по векам: | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XX |  (система хронологических таблиц).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС