> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА >
ссылка на XPOHOC

Мартин Лютер

1517-1519

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

От спора об отпущениях до Лейпцигского диспута

(1517-1519)

95 ТЕЗИСОВ

Средневековое Таинство Покаяния давало кающемуся грешнику т. н. "Absolution" —

имеющее законную силу прощение его грехов перед Богом. Грешник мог быть уверенным в том, что его смертные грехи погашены, что ожидающие его за них вечные наказания в аду отменены. Но при этом делалась существенная оговорка: грешнику прощалась его вина перед Богом, но от церковных наказаний он не освобождался. Временные наказания (к которым относили также чистилище) не отменялись "Absolution"; они должны были быть искуплены налагавшейся духовником епитимьей, которая включала в себя посты, раздачу пожертвований, паломничества [и т. д.]. Неудивительно, что грешник легко воспринимал вечные наказания, налагавшиеся на него за смертные грехи, и, напротив, с глубокой озабоченностью относился к временным наказаниям и следующей за ними епитимьи, которая могла длиться годами. Отодвигая в сторону заповедь Божию, Его прощение грехов, и ставя свою собственную волю рядом с волей Божией, Церковь, по логике вещей, должна была бы сделать следующий шаг для оправдания своего господства: с одной стороны, соответственно своим притязаниям, неукоснительно утверждать строгость своих законов, а, с другой стороны, человеку, который хотел выполнять их, идти навстречу в такой степени, чтобы он смог их выполнить.

Многолетние посты, затворничество, паломничества в отдаленные места, а к тому же еще и перспектива искупления в чистилище не искупленных [в земной жизни] грехов — нельзя ли заменить всё это чем-то попроще? Не только верующие, но и руководство Церкви пришло к мысли о замене тяжелых, обременительных дел епитимьи полезными для Церкви делами. Кто помогал строить церковь, освобождался, по меньшей мере, от части наказаний, налагавшихся во время исповеди; кто отправлялся в крестовый поход, получал для удовлетворения совести полное отпущение. Какое облегчение для грешников! Наказания чистилища упразднялись отпущением грехов; и если грешник выполнял полностью или частично [доброе] дело для удовлетворения совести, то от временных наказаний, включая очистительные наказания чистилища, он освобождался! Но, конечно, всё могло быть еще проще. Участие в крестовом походе — личное дело. Но разве нельзя сделать так, чтобы вместо одного человека в крестовый поход отправился другой? Разве нельзя эту замену одного человека другим превратить в "вещную" замену и возместить неучастие в крестовом походе деньгами? [Разумеется, да]. Так часто делалось и делается в мире. Уже в XII в. папство стало прибегать к такому решению; отпущение грехов начинало становиться для Рима источником пополнения казны. А когда отпущения стали товаром, то нетрудно было додуматься до того, чтобы повсеместно выставить их на продажу. Уже не было необходимости в том, чтобы верующие; как во время введения в 1300 г. т. н. юбилейного отпущения, совершали паломничество в Рим и там на протяжении пятнадцати дней посещали могилы Апостолов. Нет, отпущения доставлялись странствующими торговцами прямо на дом и продавались то там, то здесь; "святая торговля", как называли церковники распространение отпущений, процветала. А Церковь пошла еще дальше навстречу настоятельным потребностям народа в отмене наказаний; ведь испытывавшие мучительный страх перед чистилищем всё еще зависели от нерегулярного появления торговца отпущениями. Чтобы [люди] могли достичь высшей степени уверенности [в своем освобождении от наказаний], отпущение должно было быть в любое время в их распоряжении; нужно было запастись им впрок и держать его в доме, как резерв, на все случаи. Поэтому папство, учитывая и это стремление [верующих] к обретению уверенности [в спасении], стало предлагать вначале избранным, а затем и каждому "Разрешительные грамоты" и позволило продавать их в соответствии с определенной таксой. "Разрешительная грамота" выдавалась на имя владельца и предоставляла ему право исповедоваться перед любым священником, а последний был обязан давать обладателю этого небесного чека полное отпущение грехов: один раз, когда тот был в добром здравии, и один раз (впоследствии — всегда), когда ему угрожала смерть.

Но не хватало еще одного. Да, здравствующие страховались от любого наказания в чистилище и в аду. Но разве мертвые должны были быть лишены такой милости? Когда после долгих колебаний папа в 1476 г. наконец ввел отпущения для бедных душ [в чистилище], то никакого пути назад больше не оставалось. Деньги потекли [в папскую казну] потоками, грамоты об отпущении шли в народе нарасхват. Ну кто же не хотел помочь бедным душам [своих близких] освободиться из чистилища?

Так отпущения стали ярчайшим свидетельством обмирщения Церкви. Продажа Божьей милости на рынке была венцом системы оправдания посредством дел. Использовав естественное стремление благочестивых людей к получению гарантий [своего спасения], а также семейную взаимовыручку, которая проявлялась и по отношению к ушедшим из этой жизни; одержимая корыстолюбием, страстью к накоплению церковного имущества, Церковь предала Евангелие. И этим она обеспечила себе свое земное существование, власть и влияние, богатство и почести.

С некоторого времени практика отпущений вызывала у Лютера сомнения. Из практики Исповеди он знал, что отпущение понимается и проявляет себя как освобождение от любого греха. И вдруг бесчинство [с отпущением грехов] стало твориться совсем близко [от Виттенберга]! Правда, курфюрст Фридрих запретил распространять в своей земле отпущения, [средства от продажи которых предназначались] для строительства собора Св. Петра в Риме, но по ту сторону [курфюршества Саксонского], в [епископстве] Магдебургском, поднял шум распространитель индульгенций Иоганн Тецель и, как базарный шарлатан, предлагал свой товар. Жители Виттенберга устремились в расположенные сразу же за границей [курфюршества Саксонского] городки Ютербок и Цербст, и Лютеру довелось из уст своих отличавшихся дурным нравом прихожан выслушивать восхваления дешевой милости. Прихожане также приводили множество ужасных высказываний Тецеля. Лютер с трудом мог себе представить, что подобные вещи [можно проповедовать] (1). Но его ожидало и худшее. Осенью, когда шум, вызванный Тецелем, давно уже затих, в руки Лютера попала украшенная гербом магдебургского архиепископа книжечка-инструкция для проповедников отпущений (1), где он обнаружил некоторые, провозглашаемые уже от имени епископа, положения, которые проповедовал Тецель. С того времени Лютер не находил больше покоя: он должен, в соответствии со своей обязанностью послушания, написать архиепископу, он должен для предотвращения величайшего несчастья от всей души просить его оказать помощь (2).

1. Тецель проповедует отпущения

Это произошло в 1517 г., когда монах-проповедник, по имени Иоганн Тецель1, большой шарлатан, начал свои проповеди. Герцог Фридрих2 однажды заступился за него в Иннсбруке, когда [император] Максимилиан приказал утопить его в мешке в [реке] Инн,— очевидно, за его великие добродетели. Герцог Фридрих напомнил ему об этом, когда он начал так порочить нас — виттенбержцев. Об этом [Фридрих] говорил и публично. И вот этот Тецель начал торговать отпущениями и продавал милость [Божию] изо всех сил за деньги — то дороже, то дешевле, в зависимости от обстоятельств. В то время был я здесь в монастыре проповедником и новоиспеченным доктором, охваченным пылкой любовью к Священному Писанию. И когда многие люди устремились за отпущениями в Ютербок и Цербст и т. д., то я (воистину, меня спасал мой Господь Христос), не зная, что такое отпущения (да, впрочем, этого не знал ни один человек), начал осторожно проповедовать, что можно делать что-то лучшее, вселяющее большую уверенность [в спасении] по сравнению с отпущениями. Еще раньше я проповедовал здесь, в замковой церкви, против отпущений3, но не заслужил за это никакой милости у герцога Фридриха, потому что он сильно любил свой монастырь4.

Но обратимся к истинным причинам "лютеровской свары"5. Я предоставил событиям развиваться так, как они развивались. Между тем сообщили мне, что Тецель проповедует ужасные, вселяющие страх положения. Некоторые из них я хочу сейчас привести: Он пользуется такой милостью у папы и получил от него такую власть, что может отпустить грех даже тому, кто обесчестил бы Святую Деву Марию — Матерь Божию, если тот положит в ящик [для сбора средств от продажи индульгенций] достаточное [количество денег].

Далее: Если бы Св. Петр находился сейчас здесь, то он не обладал бы большей милостью или властью, чем он [Тецель].

Далее: Он не хотел бы поменяться местами со Св. Петром, находящимся в раю, потому что он своими индульгенциями освободил [от греха] больше душ, чем Св. Петр своими проповедями.

Далее: Если кто-то за душу, находящуюся в чистилище, опускает деньги в ящик [для сбора средств от продажи индульгенций], то, как только пфенниг коснется дна [ящика] и зазвенит, душа сразу же направляется из чистилища в рай.

Далее: Милость отпущений есть именно та милость, посредством которой человек примиряется с Богом.

Далее; Не надо раскаиваться, страдать, прибегать к Таинству Покаяния ради прощения грехов, если кто-то купил отпущение, или грамоту об отпущении [грехов] (собственно говоря, я должен сказать: извлек выгоду).

Он [Тецель] также продавал [отпущения] еще не свершенных, будущих грехов. И подобных махинаций проделывал он ужасно много; ведь при этом для него значение имели только деньги. Однако я в то время еще ничего не знал о том, для кого предназначались деньги. Позже вышла книжечка, на [обложке которой] красовался герб епископа Мерзебургского. И в ней торговцам отпущений поручалось прповедовать некоторые из этих положений. Тогда-то стало ясно, что епископ Альбрехт нанял этого Тецеля, так как он был большим шарлатаном.

Из "Wider Hans Worst» (1541). WA 51, 538, 23 и сл.

2. Жалоба по поводу торговли отпущениями. Письмо из Виттенберга архиепископу Альбрехту Майнцскому от 31. октября 1517 г.

Иисус!

Милости Вам и благосклонности Божией и всего, что Он может сделать и делает! Досточтимый Отец во Христе, Пресветлейший Курфюрст, простите меня, пыль человеческую, за то, что я дерзнул, осмелился обратиться к Вашей Высокой Милости с письмом. Я — и свидетель этому Господь Иисус,— осознавая свое ничтожество и убожество, долго откладывал то, что я сейчас бесцеремоннейшим образом делаю. Сильнее всего побуждает меня к этому долг верности, который я обязан выполнять по отношению к Вам — моему Высокочтимому Отцу во Христе. Поэтому, Ваше Высочество, соблаговолите обратить Ваше внимание на меня — жалкую пыль — и с присущей Вам, как человеку и епископу, снисходительностью разъяснить мне то, о чем идет речь в моей просьбе.

[В немецких землях] под защитой Вашего пресветлейшего титула продаются папские отпущения для строительства [собора] Святого Петра. Я не особенно жалуюсь на крик, поднятый проповедниками отпущений, так как сам я их не слушал. Гораздо сильнее и болезненнее возмущают меня лежащие в основе [этих проповедей] положения, которые усваивает народ и о которых публично говорят повсюду. Несчастные души явно верят в то, что, купив грамоту об отпущении грехов, они могут твердо рассчитывать на будущее [небесное] блаженство6; точно так же верят [люди], что как только они бросят деньги в ящик [для сбора средств от продажи индульгенций], то души [их близких] сразу же полетят из чистилища [в рай]7. Далее: милость [отпущений] настолько могущественна, что любой, даже самый большой грех, может быть прощен. Это якобы возможно даже в немыслимом случае, например, — по словам [проповедников отпущений], — если кто-то обесчестит Матерь Божию8. Наконец,— [проповедуют они],— посредством этого отпущения человек должен освобождаться от любой провинности и наказания9.

Ах, Боже, такие наставления обрекают души, вверенные, дорогой Отец, Вашему попечению, на вечную погибель! И серьезная ответственность, которую Вы несете за эти души, возрастает еще больше. Поэтому я не могу больше молчать об этом деле. Ведь ни один человек не может быть уверен в своем спасении на том основании, что он занят епископским служением и делом. Такую уверенность он получает (и не единожды) благодаря проникновению в него милости Божией. Апостол не раз наставлял нас: в любое время со страхом и трепетом совершать свое спасение (Флп. 2, 12). Ведь даже праведнику трудно обрести спасение (1 Пет. 4, 18). Наконец, путь, ведущий в жизнь [вечную], так узок (Мф. 7, 14), что Господь через пророков Амоса (4, 11) и Захарию (3, 2) сравнивает идущих к святости с головней, выхваченной из огня (Ам. 4, 11: "Производил Я среди вас разрушение, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь"; Зах 3, 2: "И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим: не головня ли он, исторгнутая из огня"). И везде, и всегда Господь заостряет внимание на том, как трудно достичь [небесного] блаженства. Поэтому разве можно убаюкивать народ лживыми сказками и обещаниями отпущения грехов, вселять в него уверенность [в спасении] и [развеивать] страх [перед вечным проклятием]? Ведь отпущения не способствуют святости и исправлению душ; они лишь погашают внешние наказания, которые некогда были наложены в соответствии с каноническими предписаниями10.

Далее, дела, вытекающие из страха Божьего и любви, несравненно ценнее, чем отпущения11. И, тем не менее, о них не проповедуют с такой помпой и с таким усердием, [как об отпущениях], более того — вообще умалчивают о них, считая проповедь отпущений важнее. Однако первой и единственной заботой епископов должно быть то, чтобы народ познавал Евангелие и любовь Христову. Христос нигде не заповедовал проповедь отпущений, а заповедал, особо подчеркивая это, проповедь Евангелия. Какой неимоверный позор, какая великая опасность для епископа, если он позволяет замалчивать Евангелие, разрешая в то же время создавать среди вверенного ему народа суматоху вокруг отпущений и отдавать им явное предпочтение перед Евангелием! Не о таких ли [епископах] говорил Христос: "[Вожди слепые] оцеживающие комара, а верблюда поглощающие" (Мф. 23, 24)?

К этому, Высокочтимый Отец в Господе, присоединяется еще и следующее. В наставлении для распространителей индульгенций, которое опубликовано под Вашим именем, говорится (и это, очевидно, напечатано без Вашего ведома и вопреки Вашей воле), что главная милость заключается в неоценимом даре Божием примирения людей с Богом и в погашении всей совокупности наказаний чистилища. А также,— что будто бы те, которые купили для бедных душ [в чистилище] отпущение, или разрешительную грамоту, не нуждаются ни в каком покаянии12.

И что другое я могу делать, благороднейший епископ и пресветлейший князь, как не просить Вас, Высокочтимый Отец, пред нашим Господом Иисусом Христом соизволить в отеческой заботе обратить взор Ваш на это дело, полностью изъять ту книжечку и издать для проповедников отпущений другое наставление, касающееся их проповедей? В противном случае дело может зайти настолько далеко, что появится человек, который своей книгой публично опровергнет как проповедников индульгенций, так и ту книжечку, — к величайшему позору Вашего Пресветлейшего Высочества. В глубине души я боюсь этого и думаю, что это произойдет в ближайшем будущем, если не последует безотлагательная помощь.

Прошу Вашу Пресветлейшую Милость принять эту мою скромную, но верную услугу, как князь и епископ, т. е. с полной благосклонностью, так как мое сердце преисполнено верности и преданности Вам, Высокочтимый Отец. Ведь и я — овца Вашего стада. Господь Иисус охранит Вас, Высокочтимый Отец, в вечности. Аминь.

Если Вам, Высокочтимый Отец, будет угодно, соблаговолите посмотреть прилагаемые мною положения для диспута. [Ознакомившись с ними], вы увидите, какое это ненадежное дело — [бытующее сейчас] представление об отпущениях, хотя проповедники отпущений считают свое дело непогрешимым.

Ваш недостойный сын Мартин Лютер, августинец, доктор теологии

Вr. 1, 110, 5 и сл.

Лютер, очевидно, предчувствовал, что епископ равнодушно или недовольно отложит это его письмо в сторону. Но беда, постигшая соблазняемые [проповедниками отпущений] души, взывала о помощи. Поэтому Лютер решил представить свое мнение об отпущениях, по меньшей мере, научной общественности и пригласить преподавателей и студентов университета на публичный диспут об отпущениях. В "95 тезисах" он обобщил всё, что, в соответствии с его пониманием Писания, надо было сказать об отрицании отпущений, о власти папы прощать грех, об отпущениях для бедных душ [в чистилище], о сомнительной действенности отпущений, о своем отношении к добрым делам, о мерзости проповеди отпущений. Наконец, он также приводил в форме острых вопросов отрицательные суждения об индульгенциях — [те суждения], которые уже давно высказывались в народе. В соответствии с традициями ученого мира тезисы были напечатаны. Архиепископ Альбрехт также получил, одновременно с письмом Лютера, один их экземпляр. Затем, 31 октября 1517 г., в субботу, накануне праздника Всех Святых, когда в Виттенберге продавали отпущения и когда это привлекло людей из других мест, прибил Лютер плакат с "95 тезисами" на дверях замковой церкви. Никто из должностных лиц и друзей Лютера не знал о его намерениях. Никто также не мог предвидеть, какую бурю вызовет это приглашение на ученый диспут.

Тезисы (3) приводятся ниже в немецком переводе. В основу его положен латинский текст (WA I, 233 и сл.).

В примечаниях приводятся также "Пояснения" к тезисам. Они были опубликованы в 1518 г. В них Лютер подробно разъяснил и обосновал "95 тезисов"

(WA I, 522 к сл.).

3. 95 тезисов

Из любви к истине и из стремления вывести ее на свет, в Виттенберге будут обсуждаться нижеследующие положения под руководством досточтимого отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святой теологии, а также ординарного профессора теологии. Он просит, чтобы те, кто не сможет присутствовать [на диспуте] и непосредственно участвовать в обсуждении [поставленных] вопросов, сделали это в письменной форме. Во имя нашего Господа Иисуса Христа. Аминь.

I. ОБ ИСТИННОМ ПОКАЯНИИ И О ТОМ, ОБЛАДАЕТ ЛИ ПАПА ВЛАСТЬЮ ДЛЯ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ. Тезисы 1-7

a) Евангелическое покаяние пронизывает всю жизнь [человека]

1. Своими словами "Покайтесь" и т. д.13 наш Господь и Владыка Иисус Христос стремился выразить мысль о том, что вся жизнь верующих должна быть [не чем иным], как покаянием.

2. Эти слова не дают основании для того, чтобы понимать Покаяние как Таинство, т. е. как Покаяние перед духовником и удовлетворение14, которое достигается посредством служения священника15.

3. Однако не подразумевается под этими словами и только внутреннее покаяние; внутреннее покаяние — ничто, если оно внешне не приводит к многократному умерщвлению плоти.

4. Поэтому продолжается наказание до тех пор, пока человек ненавидит собственное "я". (Это и есть истинное, внутреннее Покаяние), длящееся до вступления в Царство Небесное.

b) Власть папы прощать грехи ограничена его правами

5. Папа не хочет и не может освобождать от каких бы то ни было наказаний, за исключением тех, которые он налагает по своему усмотрению или же согласно с Церковным каноном16.

6. Папа не может прощать никаких грехов; он только объявляет и подтверждает, что они прощены Богом17; но он может прощать грехи, оговоренные им самим. Ведь оставление их без прощения означало бы полное пренебрежение грешником18.

7. И вообще, Бог не прощает греха никому из тех, кого Он не подчинил священнику как Своему наместнику.

II. ОБ ОТПУЩЕНИИ ДЛЯ МЕРТВЫХ. Тезисы 8-29

a) Церковная власть наказании не распространяется на умерших

8. Канонические предписания, относящиеся к Покаянию, распространяются только на живущих и никоим образом не могут касаться умерших.

9. Поэтому Святой Дух благотворно воздействует на папу, постоянно побуждая его исключать в постановлениях, [касающихся Покаяния], мертвых и пострадавших в результате несчастных случаев.

10. Неразумно и плохо поступают те священники, которые приберегают каноническое Покаяние и для чистилища, т. е. для умерших.

11. Эта сорная трава — превращение канонических наказаний в наказания чистилища, — кажется, проросла тогда, когда спали епископы19.

12. Раньше канонические наказания налагались не после исповеди, а перед нею. В известной мере они были пробным камнем истинного раскаяния20.

13. Усопшие закончили все расчеты [с земной жизнью]. Они уже умерли для канонических законов и, таким образом, свободны от вытекающих из них предписаний.

b) В чистилище должен умереть страх и возрасти любовь

14. Если умирающий [духовно] не выздоравливает или недостаточно проникнут любовью [к Богу], то это неизбежно заставляет его испытывать страх, который становится тем больше, чем меньше и несовершеннее были его вера и любовь21.

15. Этот страх и эти опасения бывают уже сами по себе (о другом умолчим) достаточно велики, чтобы поверить в муки чистилища; ведь они сопоставимы с ужасом потери всякой надежды22.

16. Очевидно, ад, чистилище и Небо, в сущности, отличаются друг от друга, как безысходность, безысходность которая вот-вот грядет, и уверенность в спасении.

17. Говорят, что душам в чистилище уменьшение страха столь же необходимо, сколь умножение любви [со стороны их ближних]23.

18. А мне кажется, что ни доводами разума, ни на основе Писания нельзя доказать, что им нужны как заслуги [перед Богом], так и умножение любви (со стороны их ближних]24.

19. Но столь же малодоказуемым кажется мне то, что души в чистилище уверены в обретении ими [Небесного] блаженства,— по меньшей мере не все [уверены в этом]. [Это относится и к тем случаям], когда мы, [уплатив за индульгенцию], совершенно уверены в этом.

c) У папы нет никакой власти освобождать от наказания в чистилище

20. И когда папа говорит о "полном освобождении от всех наказаний", то он имеет в виду не все наказания вообще, но только им самим наложенные наказания25.

21. Поэтому заблуждаются те проповедники индульгенций, которые провозглашают, что посредством папских отпущений человек освобождается от всех наказаний и обретает [Небесное] блаженство.

22. Более того, не освобождает папа ни от какого наказания в чистилище те души, которые, согласно Церковному канону, должны были покаяться ему в этой жизни.

23. Если полное освобождение от всех наказаний и может быть дано кому-нибудь, то, несомненно, что оно будет дано только совершеннейшим, т. е. очень и очень немногим26.

24. Поэтому, несомненно, многие люди вводятся в заблуждение не оговаривающими этих исключительных случаев, тщеславными заявлениями о том, что их наказания искуплены27.

d) "Бедным душам" нужны не деньги, а заступничество

26. Той властью, которой вообще обладает над чистилищем папа, обладает и любой и каждый епископ и священник в своем приходе — и его приход в особенности.

26. Папа очень хорошо поступает, обещая прощение душам не властью ключей, (которой он над чистилищем вовсе не обладает), а молитвою за них28.

27. Мирское дело проповедуют те, которые говорят, что как только грош упадет в ящик [для сбора средств от продажи индульгенций] и зазвенит, то душа сразу же вылетает из чистилища29.

28. Несомненно одно: как только грош зазвенит в ящике, возрастают доходы и алчность; заступничество же Церкви зависит единственно от благосклонности Божией.

29. Кто знает, все ли души в чистилище хотят освободиться, как рассказывается святыми Северином и Пасхалием30?

III. ОБ ОТПУЩЕНИИ ДЛЯ ЖИВУЩИХ. Тезисы 30-40

а) Отпущение не может способствовать уверенности в спасении

30. Никто не уверен в истинности своего раскаяния, а тем более — в полном прощении своих грехов31.

31. Редко встретишь истинно раскаявшегося. Столь же редок и тот, кто, купив отпущение, спасется; таких очень и очень мало32.

32. Те, которые полагают, что, купив индульгенции, получили спасение, да будут прокляты навеки вместе с их наставниками33.

33. Нужно особенно остерегаться тех, которые говорят, что папские отпущения — бесценный дар Божии, посредством которого человек примиряется с Богом.

34. Ведь эта милость отпущений касается только наказаний, налагаемых людьми [священниками] во время свершения Таинства для "удовлетворения" [грешника]34.

36. Проповедуют нехристианское учение те, которые учат, что всем, кто выкупит души из чистилища или покупает исповедные грамоты35, покаяние не нужно36.

b) Раскаявшийся получает прощение грехов и без отпущении

36. Каждый действительно раскаявшийся христианин может и без индульгенций рассчитывать на полное избавление от наказаний.

37. Каждый истинный христианин, живой или мертвый, причастен ко всем благам Христа и Церкви и без индульгенций, вследствие дара Божьего37.

38. Однако освобождением [от греха] при содействии папы также не стоит никоим образом пренебрегать, потому что, как я говорил, он разъясняет, что оправдание достигнуто посредством Бога38.

39. И для ученейших теологов в высшей степени тяжело одновременно сравнивать перед народом избыточную милость отпущений и истинное раскаяние.

40. Истинное раскаяние ищет и любит наказание, обилие же отпущений облегчает наказания и вызывает ненависть к ним; по меньшей мере — создают они возможность для этого.

IV. ОБ ОТПУЩЕНИЯХ И ДОБРЫХ ДЕЛАХ. Тезисы 41-52

а) Добрые дела по своей значимости намного выше отпущений

41. Об апостольских отпущениях39 нужно проповедовать осторожно, чтобы народ не впадал в заблуждение и не считал, что они предпочтительнее всех других добрых дел [христианской] любви40.

42. Следует учить христиан: папа ни в коем случае не считает, что покупку отпущений можно как-то сравнить с делами милосердия.

43. Следует учить христиан, что тот, кто дает бедным [подаяние] или одалживает нуждающимся, поступает лучше, чем если бы он покупал отпущения.

44. Ведь посредством дела, в основе которого лежит сострадание, возрастает любовь, и человек становится лучше, посредством же отпущений он становится не лучше, а лишь свободнее от наказаний41.

46. Следует учить христиан, что тот, кто видит нуждающегося и, не обращая на него внимания, покупает индульгенции, приобретает не папское отпущение, а гнев Божий42.

46. Следует учить христиан, что если у них нет изобилия, то они должны сохранять всё необходимое в своем доме и ни в коем случае не расточать его на отпущения43.

47. Следует учить христиан, что покупка индульгенций не обязательна и не предусмотрена каноном.

b) Представления папы об отпущениях не отличаются [от наших представлений]

48. Следует учить христиан, что папа, когда он стремится к тому, чтобы распространить побольше индульгенций, скорее заботится о благочестивой молитве, чем о наличных деньгах44.

49. Следует учить христиан, что папские отпущения очень полезны, если полагаются не только на них, но очень вредны, если, полагаясь только на них, теряют страх перед Богом45.

50. Следует учить христиан, что если бы папа знал о злоупотреблениях проповедников индульгенций, то он предпочел бы сжечь дотла собор Св. Петра, чем видеть его строящимся из кожи, мышц и костей своей паствы.

51. Следует учить христиан, что папа очень хочет (да и обязан), даже если бы ему пришлось продать для этого собор Св. Петра, раздать свои собственные деньги тем, у кого их сейчас выманивают из карманов известные нам проповедники индульгенций.

52. Тщетной является надежда на спасение посредством индульгенций46, если даже наместник отпущений — сам папа — заложил за них свою душу.

V. О ПРОПОВЕДИ ОТПУЩЕНИЙ. Тезисы 53-80

а) Евангелие превосходит любую проповедь отпущений

53. Врагами Христа и папы являются те, которые, ради проповеди отпущений, в некоторых церквах почти не вспоминают о слове Божьем.

54. Очень несправедливо поступают со словом Божьим, когда в одной и той же проповеди отпущению посвящают столько же или даже больше времени, чем ему.

55. Папа, конечно, считает, что если отпущение, которое является ничтожнейшей [вещью], должно отмечаться одним колоколом, одной процессией, одной церемонией, то Евангелие, которое является высочайшим [достоянием], должно проповедоваться с сотней колоколов, с сотней процессий, с сотней церемоний47.

b) Истинным сокровищем Церкви является Евангелие

56. Сокровища Церкви, из которых папа раздает отпущения, к не поименованы должным образом, и их не знает народ Христов.

57. Так как [сокровища Церкви] не являются преходящими ценностями, то ясно, почему многие проповедники не рассеивают их легко, но многократно умножают.

58. Также эти [сокровища] не включают в себя заслуги Христа и святых, потому что они приносят постоянно, без содействия папства, спасение внутреннему человеку и крест, смерть и ад — внешнему человеку48.

59. Святой Лаврентий называл бедных в Церкви сокровищницей Церкви, но это словоупотребление было обычным в его время.

60. Взвесив всё, заявляем мы: ключи Церкви, подаренные нам благодаря заслугам Христа, являются этой сокровищницей.

61. Ведь ясно, что для освобождения от наказаний и [отпущения грехов] в особых случаях достаточно только власти папы49.

62. Истинным сокровищем Церкви является пресвятейшее Евангелие славы и милости Божией50.

63. Однако это сокровище почитается очень немногими, потому что оно первых делает последними51.

64. Но сокровище отпущений почитается многими, потому что оно последних делает первыми51.

65. Поэтому сокровище Евангелия — это сеть, которой прежде людей отрывали от богатства52.

66. Сокровище же отпущений — это сеть, которой богатства отрываются от людей52.

67. Отпущения, которые проповедники индульгенций провозглашают величайшей милостью, считаются на самом деле таковыми потому, что они приносят большую прибыль.

68. Но, по сути, они — ничтожнейшая милость, если сравнить их с милостью Божией и милосердием Креста53.

c) Раздающаяся сейчас проповедь отпущений противоречит Евангелию

69. Епископы и священники обязаны принимать распространителей апостольских54 отпущений с величайшим почетом55

70. Но еще больше обязаны они внимательно следить за тем, чтобы распространители индульгенций не проповедовали свои собственные выдумки вместо данного им папой поручения.

71. Кто говорит против истинности апостольских отпущений, да будет предан анафеме56.

72. Но кто выступает против злонамеренности и высокомерия слов проповедников индульгенций, да будет благословен.

73. Папа справедливо поражает отлучением всех тех, кто лукаво действует во вред торговле отпущениями.

74. Но еще больше стремится он поразить молнией отлучения тех, кто под покровом отпущений действует во вред священной любви и истине.

75. Папские отпущения считаются столь могущественными, ибо они провозглашают возможность оправдания человека, который (немыслимое дело!) совратил бы Матерь Божию57. Но ведь это чистейшее безумие!

76. Вопреки этому, утверждаем мы, что папские отпущения не могут устранить даже самого малого, простительного греха58 и вины [согрешившего пред Богом].

77. Говорить, что даже Святой Петр, если бы он теперь был папой, не смог бы даровать больше милостей, [чем распространители индульгенций], — это поношение Святого Петра и папы.

78. А мы, вопреки этому, заявляем, что теперешний и всякий другой папа владеют намного большими милостями [по cравнению с отпущениями], а именно: Евангелием, духовными добродетелями, даром освящения и т. д., как написано в 1 Кор. 12.

79. Говорить, что выставляемый в церквах, пышно украшенный папским гербом крест отпущений обладает такой же ценностью, как Крест Христа — богохульство.

80. Епископы, священники и теологи, которые допускают подобные проповеди перед народом, должны за это лишаться своих полномочий.

VI. ЧТО ДУМАЮТ МИРЯНЕ ОБ ОТПУЩЕНИЯХ. Тезисы 81-91

81. Наглые проповеди отпущений способствуют тому, что даже самые образованные люди испытывают затруднения, защищая приличествующее папе достоинство от позорящих его речей или острых вопросов мирян59.

82. Например: почему папа не освобождает души из чистилища, исходя только из пресвятейшей любви и высших побуждений, т. е. почему он не опирается на прочнейший фундамент, а, напротив, освобождает бесчисленное множество душ за презренные деньги, предназначенные для строительства собора Св. Петра, т. е. опирается на весьма непрочный фундамент?

83. Далее: почему неоднократно служатся заупокойные мессы и отмечаются годовщины умерших60, однако деньги, полученные за эти службы, не возвращаются, или, иными словами, взять их назад папа не позволяет? Разве справедливо продолжать молиться [и брать деньги] за [уже] освобожденного от грехов?

84. Далее: что это за новое благочестие Бога и папы, позволяющее безбожнику и врагу [христианства — распространителю индульгенций] спасать за деньги благочестивые и угодные Богу души, однако не делающее попыток спасать те же самые благочестивые, любимые души, руководствуясь чувством чистой, бескорыстной любви?

85. Далее: почему положения, касающиеся Покаяния, которые давным-давно, вследствие их ненужности, вышли из употребления и были забыты61, ради денег вновь возродились в образе отпущений, как будто бы они были в высшей степени жизнеспособны?

86. Далее: почему папа, чье богатство сегодня превосходит богатство богача из богачей — Креза62, предпочитает строить этот, всего лишь один, собор Святого Петра не на свои собственные деньги, а на средства бедных верующих?

87. Далее: что или какую долю средств, полученных за отпущения, дает папа тем, которые, благодаря полному покаянию, получили право на полное прощение и причастность [к спасению]?

88. Далее: насколько большая святость могла бы выпасть на долю Церкви, если бы папа, как это когда-то было63, сотни раз на день даровал бы каждому верующему прощение и причастность к спасению?

89. Поскольку для папы при распространении индульгенций святость душ намного важнее денег, то почему отменяет он выпущенные раньше грамоты об исповеди и отпущения, которые еще сохраняют силу64?

90. Подобные острые вопросы и мнения мирян, подавляемые силой и оставляемые без ответа и опровержения, вызывают насмешки врагов Церкви и папы и делают несчастными христиан.

91. Если бы отпущения проповедовались в соответствии с духом и намерениями папы, то подобные недоразумения можно было бы легко развеять и, более того, они вряд ли бы возникли.

VII. О МНИМОМ МИРЕ И КРЕСТЕ ХРИСТА. Тезисы 92-95

92. Итак, прочь всех тех пророков, которые говорят народу: Мир, мир... но нет никакого мира65.

93. Но благоденствие всем тем пророкам, которые говорят народу Христову: Крест, крест... и нет никакого креста.

94. Следует увещевать христиан, чтобы они стремились унаследовать от своего главы Христа страдания, смерть и ад.

95. И следует более доверять тому, что в Царство Небесное можно войти после многих испытаний66, чем обнадеживанию: нет никакой опасности!

WA I, 233 и сл.

1517 г.

Публикация Лютером "95 тезисов" означала призыв к установлению в Церкви господства Христа.

Лютер устранил разделение власти между Богом и человеком. Христос — единственный, совершенный, всевластный Глава Церкви. Призыв Христа к покаянию пронизывает всю нашу жизнь до ее последнего мгновения. Христос не удовлетворяется частичным покаянием; кто любит Его и послушен Ему, не может избегать покаяния и наказания; каясь и неся наказание, он свидетельствует о своем послушании [Христу]. Единственно Христос обладает властью над мертвыми; ключи от ада и смерти — в Его руках; полномочия папы не простираются за грань смерти, и его власть прощать грехи не распространяется на бедные души [умерших]. Папа обладает властью ключей на земле; за бедные души [умерших] он может только молиться, не более того. Наше спасение — в руках у одного Христа, и только Он дарует полное прощение грехов. У Него можно найти уверенность в нашем спасении; установленные людьми отпущения такой уверенности дать не могут; верующий христианин причастен к духовным благам Церкви и без отпущений. Христос требует от нас всеобъемлющей, всепоглощающей любви, и этой заповеди надо отдавать предпочтение перед всеми другими заповедями и предписаниями людей; кто совершенствуется в любви, тот и растет духовно в любви, а кто откупается от обязанности любить отпущениями, т. е. деньгами, тот убегает от Заповеди Христовой и обретает гнев Божий.

Христос — Глава Церкви, которая должна проповедовать Его Евангелие. Поэтому в Церкви прежде всего другого должно проповедоваться слово Божие. Недопустимо, чтобы из-за проповеди отпущений предавалось забвению слово [Божие]. Человек может жить и без мессы, и без проповеди отпущений. Но без слова Божьего он жить не может. Если существует сокровищница Церкви, то эта сокровищница — Евангелие. Оно утешает впавшего в печаль, освобождает плененных, избавляет отчаявшихся от страха перед смертью и адом. Церковь — это не банк, а верующий — не рантье, который живет на проценты от вклада чрезмерных заслуг, который уверен и в то же время сомневается в своем спасении. Нет, Церковь — это место, где проповедуется Евангелие, устраняющее мнимую уверенность в [спасении] и дающее истинную уверенность [в обретении Царства Небесного]. И служение ответственных лиц Церкви — епископов заключается в том, чтобы охранять провозглашение [слова Божьего] и не защищать, а препятствовать лжи проповедников отпущений. И если они [епископы] терпят то, что народ вводится в соблазн лживыми проповедями, то за это они должны будут сложить полномочия. Поэтому надлежит им прислушиваться к голосу общины, которая встречает безобразия, творимые распространителями отпущений, многочисленными острыми вопросами; благоговение перед папой только увеличится, если Церковь решится отвечать на эти вопросы, будет серьезно воспринимать и встречать их с искренней любовью, а не с угрозами.

Так разрушил Лютер тайный союз, заключенный обмирщенными церковными властями со стремившимся к самоусовершенствованию благочестием, которое хотело обрести блаженство на земле и уверенность в будущем [Небесном] блаженстве. Где властвует Христос, не будут больше искать этого мнимого мира. Где Он, там — Крест. И подобно тому, как Он — Глава — прошел чрез страдания, смерть и ад, вступят и члены [Тела Христова] чрез скорби в Царство Божие.

В "95 тезисах" Лютер стремился избежать любого намека на то, что он хочет устранить папу и Церковь. [По его словам], к папским отпущениям, да и даже к распространителям отпущений, нельзя относиться с пренебрежением. Священник остается "викарием" Божиим, который может прощать вину. Но столь же ясно в ["Тезисах"] доминирует основное положение Лютера: власть папы и Церкви проявляет себя в полную силу лишь тогда, когда она подчинена власти Христа. И разве могла Церковь спорить с этим?

Лютер не удивился, что на устраиваемый им диспут никто не явился. Но он был поражен, когда распространяемые его друзьями "Тезисы" "в какие-то 14 дней (т. е. в кратчайший срок) облетели всю Германию". В Нюрнберге "Тезисы" были напечатаны на немецком языке; они появились в Эрфурте, Ингольштадте и Базеле; они вывешивались в людных местах, о них оживленно спорили миряне и духовенство. С особым воодушевлением откликнулись [на выступление Лютера] миряне.

Лютер выразил настроения, которые царили во всей Германии. В нем видели человека, который "привязал кошке колокольчик", т. е. сделал то, на что никто другой не решался. Но Лютера [эта популярность] не радовала; скорее, он испугался последствий своего выступления. Несет ли он ответственность за то, что его тезисы, предназначенные для обсуждения в кругу ученых, повсеместно воспринимаются как [неоспоримые] факты и могут быть использованы для нападок на церковную практику? Лившиеся потоком восхваления не доставляли ему удовольствия. Позже он замечал: "Песня [тогда] представлялась слишком высокой для моего голоса". Вспоминая прошлое в одной из "Застольных речей" первой половины тридцатых годов (TR 1, 1206), Лютер замечал: "В работу с Евангелием я, не осознавая этого, был втянут Богом. Если бы я предвидел то, что сейчас осталось в моем прошлом, я никогда не занялся бы этим. Но мудрость Божия превосходит мудрость человеческую. Он просто закрыл мне глаза, подобно тому, как надевают наглазники лошади перед поездкой. И поэтому в самом начале [пути к новой вере] сказал я в своей комнатке нашему Господу Богу со всей серьезностью и от всего сердца, что если Он хочет втянуть меня в игру, то пусть ведет ее только для Самого Себя, а меня пусть оберегает от того, чтобы я не примешивал к этому себя, т. е. свою мудрость. Эту молитву Он услышал. И впредь будет Он милостив [ко мне]!"

Игра началась очень быстро. Друзья [Лютера] на [теологическом] факультете были смущены и напуганы, орденские братья боялись публичного позора и преследований, Спалатин воздерживался [от каких бы то ни было оценок], курфюрст, как всегда, молчал. Но другие не молчали. [Этими другими] были Тецель и подвергшиеся вместе с ним нападкам его орденские братья —-доминиканцы, которые своими проповедями подняли оглушительную шумиху вокруг еретика [Лютера]. Тецель выразил надежды своих друзей следующим образом: в течение трех недель Лютер будет предан огню. Тецель же написал контртезисы. А известный доктор Экк из Ингольштадта набросился в острых критических заметках под названием "Obelisci" (Obelus (греч.) - пометка читателя на полях текста. В сердние века этим словом обозначали представлявшиеся ложными или еретическими места текста) на дерзких глупцов — гуситов и еретика [Лютера]. И это вызвало у Лютера, который сам причислял себя к числу сторонников Гуса, болезненные переживания и горькое разочарование, так как он находился в дружеской переписке с Экком. Но все-таки Экк был столь дальновидным человеком, обладал таким острым чутьем, что первым из теологов обратил внимание на значение выступления Лютера: [по его мнению], Виттенберге кий монах таит в себе угрозу не только для отпущений, но и для всей церковной системы! Лютер должен был защищаться от нападок со всех сторон. Зимой он написал на немецком языке "Проповедь об индульгенциях и милости", которая была опубликована в марте 1518 г. В ней он еще раз изложил свой взгляд на индульгенции в двадцати преисполненных мощи, понятных народу тезисах. Священное Писание, — [заявлял он], — требует не того, чтобы грешник нашел удовлетворение в наказании; [оно требует от него] готового к покаянию сердца, обращения к Кресту Христову, самоотречения и искренней любви к ближнему. Именно это сочинение, которое особенно много читали в густонаселенных городах Южной Германии, вызвало неослабевающее внимание общественного мнения [к виттенбергскому монаху].

Удивительно, но в это время Лютер не получил никакого ответа от архиепископа Альбрехта. А ведь Лютер в первую очередь обращался именно к нему. Альбрехт не хотел ввязываться в неприятное дело. Поэтому он переадресовал его [папской] курии; пусть папа сам разбирается в этом, а он, архиепископ, не хочет ссориться с могущественным августинским орденом. Но доминиканцы действовали с гораздо большим усердием. И действовали тайно. На конвенте саксонского капитула во Франкфурте-на-Одере по настоянию Тецеля они решили подать папе официальную жалобу, в которой Лютер представлялся как подозреваемый в ереси. Будучи уверенными в успехе этого дела, они ликовали: в ближайшее время еретик будет сожжен на костре. Эту ненависть не следовало воспринимать несерьезно, ведь вся инквизиция, борьба Церкви с еретиками— находилась в руках доминиканского ордена. Но Лютера утешило то, что Штаупиц решил 25 апреля 1518 г. провести в Гейдельберге капитул ордена немецких августинцев. Лютер был приглашен на него. Под его председательством должен был состояться обычный в таких случаях диспут, для которого ему предстояло написать тезисы.


Здесь читайте:

Лютер, Мартин (Luther, Martin) (биографические материалы)

Германские государства в XVI веке (хронологическая таблица)

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС