М.Ф. Пахомкина
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ П >

ссылка на XPOHOC

М.Ф. Пахомкина

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

М.Ф. Пахомкина

ФИЛОСОФИЯ

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Философия: основные этапы и направления ее развития

Тема. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Галилей (Galilei) Галилео.

I. Интеллектуальная разминка

1. Движение, возникшее к концу Средневековья, противостоящее схоластке и духовному господству Церкви и выражающее признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, развитие творческих сил и способностей.

2. Временные рамки эпохи Возрождения.

3. Философско-мировоззренческая установка, оценивающая мир через человека, полагая его центром мироздания.

4. Автор «Божественной комедии» и др. произведений, предпринявший попытку снять противопоставление земного и божественного в человеке.

5. «Отцом» гуманизма называют итальянского мыслителя ________.

6. «Прекрасен мир, но тело человека многократно превосходит другие», - писал представитель раннего Ренессанса ________.

7. Назовите величайшего гуманиста эпохи Возрождения, размышлявшего о человеке как особом мире в космической иерархии.

8. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежат неуверенность, сомнение в истинности знаний.

9. Назовите представителя этого направления ренессансной философии.

10. Способ, путь теоретического и практического освоения мира.

11. У истоков экспериментального метода познания мира стоял ________.

12. Известный философ Возрождения, ученый, кардинал.

13. Какой метод нашел выражение в следующем его суждении: «В едином Боге свернуто все…, и он «развертывает все…во всем»?

14. Автор книги «Об обращении небесных сфер».

15. «Колумбом неба» называют _________.

16. Всеобщая одушевленность природы.

17. Философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению, есть _______.

18. Представителем натуралистического пантеизма данной эпохи был _______, мистического ________.

19. Основное произведение Ш. Монтеня, ставшее настольной книгой А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.

20. Основатель утопического социализма, мыслитель эпохи Ренессанса.

21. Автор книги «Город Солнца».

22. Мировоззренческая установка, отвергавшая идею повседневного вмешательства Бога в дела природы и человека. Бог здесь мыслился лишь как перводвигатель.

23. Автором известного трактата «Государь» является ________.

24. Ученый-мыслитель Ренессанса, изложивший основы механистической картины мира.

25. Тему героического энтузиазма затронул в своих трудах ________.

 

II. Задачи, упражнения, комментарии

1.      В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».

 

·        Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали.

·        Каков идеал человека вообще и ренессансного в частности?

·        Как называется данная концепция и как она соотносится с пантеистической картиной мира?

 

2.      Высшим критерием нравственной жизни Д. Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».

 

·        В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?

·        Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя?

·        Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно.

 

3.      Сравнивая «Книгу Писания» и «Книгу природы», Г. Галилей подчеркивал, что первая должна истолковывать лишь библейские тексты. Главное же назначение «Книги природы» - раскрыть тайны божественного творения с помощью наблюдений и разума. «Природа есть совокупность объективных законов, которые человек познает с помощью эксперимента и математики». Она должна быть настоящим предметом философии.

 

·        Как Галилей решает вопрос о соотношении разума и веры (ортодоксально-теологическая концепция, рационалистическая или двойственности истины)?

·        К какому философскому направлению тяготеют его размышления?

·        Как Галилей относится к Богу?

 

4.      В философско-политическом трактате Н. Макиавелли анализирует мир человеческих отношений, политическую деятельность, способы и методы ее осуществления, называя главной ее целью всяческое содействие укреплению государства. Здесь же итальянский мыслитель провозглашает закон политической морали: «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими».

 

·        Сравните этот подход с христианскими социально-политическими идеалами.

·        Как соотносятся политика и мораль, власть и нравственный облик правителя у Макиавелли?

·        Под каким нарицательным названием его идеи вошли в социальную философию?

·        Как вы относитесь к этому? Приведите известные вам примеры, когда идея Макиавелли «Цель оправдывает средства» была реализована в политической жизни.

 

5.      Коперник высказывал гипотезу о том, что Земля отнюдь не является неподвижным центром Вселенной. Прокомментируйте оценку Ф. Энгельса, назвавшего новое воззрение «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости» и постепенном отказе от бытовавшей ранее геоцентрической картины мира.

 

III. Заполните таблицы

1. Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды

Мыслитель Основные  
произведения
Гуманистические
идеи и жизненные
принципы
     

 

2. Проблема человека в эллинистической, средневековой и возрожденческой философии (продолжите работу над таблицей, приведенной на стр. 121.)

Философия Философ
(по выбору)
Сущностные
характеристики
человека
Идеал
личности

   1. Эллинистическая

   2. Христианская

   3. Эпоха Ренессанса

     

 

3. Образ человека в христианстве (икона) и искусстве Возрождения (живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело)

Эпоха Основные черты, идеалы,
отношение к телу и духу
Предназначение человека,
цель его бытия в мире

   1. Средневековье

   2. Возрождение

   

 

IV. Тематика творческих заданий.

1. «Дух», «духовность», «одухотворенность»

2. Достоинство личности.

3. Гуманизм сегодня.

4. Героизм, героический энтузиазм вообще и  в жизни Д. Бруно в частности.

5. Мировоззрение и искусство.

 

V. Тесты

1. Основная мировоззренческая установка эпохи Возрождения …

А) Атеизм;

Б) Деизм;

В) Пантеизм;

Г) Теизм.

 

2. Впишите пропущенное слово в выражение:

«Освобождение мировоззрения и практической деятельности людей от влияния религии и церковных институтов называется __________».

 

3. Соотнесите:

Автор                                                       Произведение

А) Т. Мор;                                                1) «Похвала глупости»;

Б) Ш. Монтень;                                        2) «Божественная комедия»

В) А. Данте;                                              3) «Утопия»;

Г) Э. Роттердамский.                               4) «Опыты».

 

4. Ярчайший представитель возрожденческой науки Леонардо да Винчи считал, что основным союзником науки является опыт. Определите его гносеологическую установку. Это … 

А) Рационализм;

Б) Эмпиризм;

В) Мистицизм;

Г) Сенсуализм.

 

5. К эпохе Возрождения не относится …

А) Фичино;

Б) Дамиани;

В) Петрарка;

Г) Пико делла Мирандола.

 

6. Автором работы «Ученое незнание» был философ-кардинал …

А) Ш. Монтень;

Б) Н. Кузанский;

В) Т. Кампанелла;

Г) Э. Роттердамский.

 

7. Укажите соответствие:

Мировоззренческая позиция                                       Автор

А) Деизм;                                                                     1) Кузанский;

Б) Пантеизм;                                                               2) Галилей;

В) Теоцентризм.                                                         3) Августин.

 

8. Социальную теорию Т. Мора можно оценить как …

А) Реалистическую;

Б) Утопическую;

В) Христианско-гуманистическую.

 

9. Истинным мерилом нравственности Д. Бруно утверждал …

А) Религию и веру;

Б) Человеческое «Я»;

В) Принцип «Не вреди»;

Г) Деятельность человека и его земные цели.

 

10. Основной тенденцией в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса являлся …

А) Переход от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому;

Б) Борьба против антропоцентризма;

В) Стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.

 

Дополнительная литература

1. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984.

2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. – М., 1990.

3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин.  – М., 1989.

4. Горфункль А.Х. Гуманизм и натурфилософия Итальянского Возрождения / А. Х. Горфункль.  – М, 1977.

5. Горфункль А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункль. – М., 1991.

6. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин.  – М., 1992.

7. Монтень М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки / М. Монтень. – М., 1975.

8. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения / В. И. Рутенбург. – М., 1991.

9. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII. Веков / В. В. Соколов. – М., 1999.

10. Юсим М. А. Эпоха Макиавелли / М. А. Юсим. – М., 1990.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие / Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Русская национальная философия (философский проект). 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС