> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > СИМОН ПЕТЛЮРА >
ссылка на XPOHOC

Симон Петлюра

1921 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Симон Петлюра

petlyura_s.jpg (21608 bytes)

Симон Петлюра.

Выступление С. Петлюры на Шевченковском празднике в Тарнове *)

9 марта 1921 года

Г. Председатель. Господин Главный Атаман! От имени Президиума и Шевченковского Комитета разрешите пригласить Вас принять участие и словом в праздновании юбилея нашего Великого поэта Т. Шевченко.

Г. Главный Атаман. Уважаемые депутаты и господа граждане! Мы только что пели вечную память тем, кто, продолжая великую борьбу, остался там, где и наш национальный гений, и своим делом, своим страданием и кровью прокладывают путь к той цели, которая все время была путеводной звездой для Шевченко. Те слезы, те страдания, которые переживал в течение веков наш народ, безграничны, огромны, и как ничто в мире не исчезает, так не исчезнут и эти страдания нашего народа. Об этих коллективных страданиях нашего народа, о страданиях нации не только наш народ, но я уверен, — ибо таков закон психологии творчества народных масс — будет слагать легенды, но они будут оживлять и другие времена, другие народы. Что будет так, господа, доказательством тому может служить живой пример из истории творчества, из истории жизни нашего Шевченко. Перед Вами, господа депутаты, докладчики раскрыли с разных сторон многогранные заслуги нашего гения. Дело гения измеряется результатом его деятельности. Шевченко был гениальным поэтом.

Поэт делает, говоря. Слово поэта является делом его. И это слово — дело поэта Шевченко, поэта милостью Божьей, поэта, о котором можно сказать словами Гете, что он ударил по струнам не только нашего народа, — ибо Шевченко принадлежит не только нам, — с неведомой, неизвестной доселе силой, — сделало огромное дело для нашего народа. Он раскрыл в своих произведениях богатство души нашего народа. Он пропел нашу многострадальную историческую судьбу. В перлах поэзии, наполненной глубоким содержанием, прекрасной по своей форме, незабываемой по его заветам, Шевченко раскрыл грани нашей национальной души и тем самым показал, прежде всего, нам самим, а потом и всему миру, те великие силы, которые скрывал в себе наш народ. Господа, великие идеи, великие дела в истории человеческой никогда не оцениваются как следует современниками. Мы знаем целый ряд гениальных личностей в мировой истории, которых современники не понимали, потому что они не дорастали до понимания идей и дел этих личностей, и забрасывали их камнями. Современники говорят о них неправду потому, что попросту их не понимают. Разве не такова судьба нашего Шевченко, разве его произведения сейчас — признанные даже русской критикой, — разве их понимали современные поэты-гиганты русской критики? Достаточно напомнить Белинского, как он встретил Шевченко, чтобы убедиться в правильности моей мысли. Здесь, господа, депутат Ковалевский, ссылаясь на письма Шевченко, совершенно правильно напомнил цитаты о том, что история жизни Шевченко является историей части его народа, сделав коррективы, мы придем к выводу, что это не часть, а вся история нашего народа. Та аналогия, которую я хочу сейчас провести, действительно, имеет гармоничную связь между историей жизни и дела Шевченко и историей жизни и дела украинского народа. Конечно, когда великую идею часто не понимают ее современники, она, прежде чем ее усвоят народные массы и общественность, пройдет несколько состояний и фаз в своем развитии. На первой стадии мимо нее проходят, ее не понимают; на второй — смеются или пожимают плечами, на третьей — начинают понимать, а уже на четвертой люди, которые смеялись или не понимали, удивляются, как они не понимали ее, когда она так проста, жизненна, элементарна. Так повторилось и с Шевченко, да, господа, мы очень хорошо знаем, повторяется на наших глазах с украинским народом и с идеей украинского народа. Идея Украинской Государственности не нова, господа, ее знали в Европе еще в 16-17 веке. Архивы и музеи расскажут Вам об этом, как расскажут Вам об этом и книги, написанные нашими историками. Вместе с тем идея Украинской Государственности замерла и обновилась, реставрировалась лишь в последнее время, она вызывает целый ряд возражений, о которых я говорил. Сначала ее встречают с удивлением, есть враги, смеющиеся над ней, но уже сейчас на наших глазах половина мира начинает ее понимать, и мы находимся накануне общего признания ее. Когда мы проанализируем, вдумаемся и осмыслим, почему именно так произошло, почему мы о своей идее украинской независимости, украинской государственности наконец можем говорить так, как я говорю, господа, если смотреть и оценивать это дело с исторической точки зрения, то мы в большой степени можем быть благодарны Тому, во имя Кого мы здесь собрались и кому посвящаем этот день. Если в этот день и в наших лагерях, и на Украине наши думы, наши сердца бьются в унисон, если мы связаны солидарностью и представляем собой одно целое, одно неразрывное в данный момент, то разрешите мне, господа, высказать несколько соображений о том, почему так происходит. Если мы будем привязывать имя Шевченко к какой-то партии, к какому-то определенному мировоззрению, мы не будем уважать и понимать дело и творчество нашего гения. Нашему гению в партиях будет узко и тесно. Гений не знает границ. Вы знаете попытки привязать всех поэтов в мире к определенной партии, к определенной партийной работе всегда заканчивались для поэтов и гениев катастрофически: гений выходил из партии, гению было тесно. Я думаю, что если бы украинская литературная критика занималась выяснением, к какой партии лучше приобщить Шевченко, то это было бы занятием неблагодарным и не соответствовало бы не только содержанию, но и результатам той большой работы, которую сделал своим делом, своим словом Шевченко, ибо каждая украинская партия может с одинаковым правом и в одинаковой степени назвать его своим. Я бы сказал, что Шевченко в этом смысле является ничьим поэтом и поэтом всех. Лишь внимательно вчитываясь в его произведения, проникаясь его духом и содержанием его сочинений, Вы логически придете к выводу, что он поэт угнетенной нации. Но, господа, когда мы создаем свое национальное государство, мы создаем его одновременно на двух твердых принципах: национальная свобода и социальное избавление. Это две грани одного и того же процесса, одной и той же работы. Но в творческой повседневной работе, совершаемой украинцами со времен Шевченко и после его смерти до наших дней, в этой работе то слово Шевченко, богатство формы его, то глубокое содержание, которое оставил Шевченко после себя в своем незабываемом Кобзаре, было и, как правильно заметил депутат Феденко, на долгие времена останется необходимым элементом в каждодневной нашей жизни, в каждодневных наших переживаниях. Почему это так? Мы, господа, можем быть практичными политическими деятелями, военными, коммерсантами, но у каждого из нас есть потребность время от времени открыть книгу любимого поэта, любимого автора и там найти для себя не только моральный отдых, но одолжить, усвоить или возобновить стимулы для нашей повседневной работы морального свойства, без которых человек не может жить. Тем-то нам Шевченко и дорог, тем-то он нам и мил, незабываемый, что в его творчестве есть тот живучий богатый материал, который, несмотря на дальнейшее развитие украинской литературы, украинской поэзии, останется лучшим, наиболее ценным ее достижением. Достаточно глубоко и ярко отмечено было в первом докладе депутата Прокоповича именно то великое значение веры, которая все не покидала Шевченко, которая его спасла, и по аналогии с ней той веры, которую мы имеем, в справедливость нашего дела, которая нас, Слава Богу, не покидает и которая нас спасет.

Если вы рассмотрите историю украинской поэзии, то увидите, что момент веры никогда не покидал ни одного из наших поэтов, даже поэты чистой лирики, которые очень редко обращались к мотивам городским, и те отдавали дань национальной вере, ею жили и ею творили. После Шевченко в 90-е годы такой великий талант, как Франко, превратил идею веры украинской поэзии в идею убежденности в нашем национальном деле. Он пошел дальше. Когда мы будем говорить с точки зрения государственной о наших широких народных массах, то они будут еще долгое время жить теми мотивами, которые так широко и глубоко развиты Шевченко. И эта вера, перед которой мы склоняем голову, и отдаем дань уважения, когда читаем Шевченко, она является, на мой взгляд, одной из выразительных черт нашей идеи, которую мы как граждане Украинского Государства воплощаем в жизнь. На самом деле, основания для утраты веры у нашего политика и у первого попавшегося обыкновенного гражданина были, есть и будут; но должна быть Украина, мы говорим об этом не слепо, не по-глупому, каждый аргументирует это по-своему, но мы говорим — Украина должна быть и все делаем для этого.

Мы не обращаем внимания на слова поэта, говорившего, что у каждого из нас не раз душа болела, не раз мы кусали свои руки и сами себя проклинали, но тщетны эти проклятия, молот строительства УНР — того идеала, который нам сияет, никто еще не опустил. Эта глубокая вера, она имеет свой первоисточник — ту веру, которую имел незабываемый наш Тарас. Эта идея веры захватывает наши массы. Разве не верой живут наши крестьяне, стонущие под большевистской тяжестью? Разве не верой живет наше казачество, наши войска, которые лишь ждут и верят в то, что ожидание не обманет их? Эта идея веры является чрезвычайно характерной для всей истории украинской поэзии и украинского народа. Родоначальником этой веры в национальное дело является тот, во имя Которого мы здесь собрались и чью память мы здесь чтим. Да, господа, и нам надо вытерпеть ряд новых мук, новых страданий во имя нашей веры. Что бы с нами не случилось в будущем, пусть духовный образ того, кто у каждого из нас перед глазами, никогда нас не покидает в нашей работе. Он своей жизнью заплатил за эту веру. Мы шли за ним, как за нашим духовным вождем, как за тем символом нашего возрождения, нашего освобождения, который имеет каждый народ. Образ Его, как отмечено в докладе депутата Феденко, чрезвычайно глубоко бытует в нашем народе. Я подчеркиваю полную аналогию между жизнью Шевченко и тем делом, которое он сделал, и жизнью и делом украинского народа. Украинский народ сейчас выходит в муках и страданиях на арену активной истории. Ему светит заря новой жизни. Мы, работающие для этого, являющиеся выразителями Его воли, мы должны каждый в своей ежедневной деятельности брать пример, брать как образец то дело, ту жизнь, которую оставил нам после себя Шевченко. Господа, Шевченко не только писал стихи, он делал живое творческое дело. В биографии его Вы найдете, что там, где начиналась какая-либо организация Украинская, там был Шевченко, он не чурался ее, не чурался черной повседневной работы, входил в соответствующие организации, чтобы там вместе с другими делать то, что и сам мог сделать. Это живой пример; его надо изучать, ему надо следовать, и если мы всегда, имея перед собой этот духовный образ нашего гениального поэта, будем воплощать его в своей жизни, в своей работе, то результаты проявятся быстрее, чем Вы думаете. Пример его активной любви к родному краю — это пример для нас. Правду сказал один чешский поэт, что «в звездах небесных есть один великий закон, закон над законом из золота отлит, что родной край больше всего ты должен любить». Эту активную любовь надо превратить в живые дела государственного творчества, государственного дела! При этом я высказываю искреннее пожелание СР., чтобы тот образ, который, господа депутаты, на Ваших заседаниях всегда перед Вашими глазами, чтобы он напоминал всегда идею Украинской Государственности и долг перед украинским народом. (Слава, громкие аплодисменты). Поют «Ще не вмерла Украiна» (приветствуют господина Главного Атамана и господина Президента Совета Республики).

Г. Председатель. От имени СР. еще раз поздравляю дорогих гостей с национальным праздником и благодарю за участие в нашем празднике. Засим торжественное собрание, посвященное Т. Шевченко, объявляю закрытым.

Председатель Совета Республики И. Фещенко-Чопивский(с.р.)

Первый Секретарь Сергей Бачинский (ср.)

Копия верна

Делопроизводитель (подпись неразборчива)

Оригинал. Машинопись.
ЦГАВОВУ: Ф. 3696. On. 3. Д. 3. Л. 51—57.

Примечания

*) Виступ С. В. Петлюри на Шевченкiвському святi в Тарновi 9 березня 1921. Публикуется по: Симон Петлюра. К.: Видавництво iменi Олени Телiги, 1999. С. 395—398.

Здесь печатается по книге: Симон Петлюра. Главный атаман. В плену несбывшихся надежд. Под редакцией Мирослава Пововича и Виктора Мироненко. Москва - Санкт-Петербург. 2008.


Здесь читайте:

Петлюра Симон Васильевич (1879-1926), украинский националист.

Исторические лица Украины (указатель имен).

Украинская народная республика 1917 -1919 гг. (справочная статья).

Западно-Украинская народная республика. 11. 1918 - 06. 1919 г. (справочная статья).

Гражданская война 1918-1920 в России (хронологическая таблица).

Война между Польшей и Украиной (ЗУНР) (хронологическая таблица).

Хроника распада России в 1917 году (хронологическая таблица).

Распад России в 1917 году (составные части, кроме УНР).

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС