Крупные и малые города
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Крупные и малые города

-

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

КРУПНЫЕ И МАЛЫЕ ГОРОДА И СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ

Рост крупных и небольших городов в Японии в средневековый и ранне-современный периоды следовал в основном развитию городов-замков и торговых городов, хотя храмовые и портовые города также сыграли свою роль в урбанистическом развитии. Процесс градообразования в основном происходил в период Эдо, хотя корни его уходят в Средневековье. Исключением из этого общего правила в средневековый период стали несколько крупных городов, таких как Киото и Камакура, сделавшихся процветающими центрами благодаря статусу столицы императора или сёгуна. 

Города-замки

Города-замки обязаны своим появлением периоду Муромати, для которого характерно строительство деревянных укреплений, в основном возводившихся на холмах и обеспечивавших лучший обзор местности и безопасность. Эти крепости были предшественниками замков и стилей замкового строительства, достигших большего совершенства в период Воюющих Государств. По мере того как возрастало военное и политическое значение замков, они также становились центрами экономической активности в пределах своего региона. С ростом торговли вокруг замков купцы, ремесленники и крестьяне поселялись вместе с самураями в пределах сферы влияния замка. В результате замки превратились в города-замки. К периоду Адзути—Момояма (конец XVI века) города-замки стали политическими и административными центрами владений даймё, и считается, что в большинстве таких владений внутри города-замка проживала как минимум десятая часть населения. Некоторые из таких поселений превратились потом в крупнейшие японские города, такие как Эдо и Осака.

В XVI веке укрепленные города (дзока мати) начали перерастать в городские комплексы. Отчасти это произошло из-за того, что города-замки служили правительственными административными центрами, внутри которых проживали многие даймё и почти все самураи. Постепенно эти крупные и небольшие города стали населяться торговцами, купцами, ремесленниками и прочими слоями населения, образовывавшими рабочую силу, продолжавшую строительство и поддерживавшую инфраструктуру. В результате этого процесса города-замки приобрели функции торговых городов.

 

В средневековой Японии города появлялись как грибы после дождя. Правда, в основном это были домики из рамкок и рисовой бумаги. В мягком приморской климате и в таких домах вполне можно жить. Иное дело - жильё на пространствах Евразийского континента - от Тихого океана до Атлантического. А капитальное жильё нуждается и в капитальном обслуживании, в периодическом ремонте. Кто поможет в ремонте? А вот на сайте http://baumaster.kiev.ua/performed-works/renovation-of-apartments/ как раз рассказывается о компании «Баумастер», которая ремонтом и занимается.

 

Торговые города

Торговые города (утиба мати) впервые появились в период Камакура как территории, где правительство разрешало продавать различные товары в определенные дни месяца. По мере увеличения плотности населения городов-замков рынки стали располагаться возле или внутри них. Некоторые торговцы также селились в городах, в то время как другие путешествовали от рынка к рынку. Исторические города-рынки представляли собой сочетание села с городом. По мере роста населения крупных и небольших городов постоянно действующие торговые лавки практически заменили более ранние периодические рынки.

Города-храмы и города-святилища

Города-храмы/святилища (мондзэн мати) возникали рядом с буддистскими храмами и синтоистскими святилищами обычно вдоль дорог, ведущих к религиозным объектам. Эти города обслуживали паломников, посещающих святые места. Придорожные заведения предоставляли паломникам питание и ночлег, в них продавали амулеты и другие религиозные принадлежности. По мере того как религиозные центры увеличивались в размерах, расширялась и постоянная инфраструктура, необходимая для поддержания их деятельности.

Портовые города

Портовые города вырастали вокруг морских портов, постепенно превратившихся в процветающие торговые центры. Примером городов, развивавшихся за счет торговли с азиатским континентом, могут служить такие крупные города, как Аноцу, Боноцу, Хаката и Сакан (подробнее о них см. ниже). Даже после ограничений на внешнюю торговлю, введенных сёгунатом в XVI веке, порты, занимавшиеся внутренней торговлей продолжали процветать.

Почтовые города

Почтовые города (сюкуба мати или сюкуэки) возникали вдоль дорог, связывавших друг с другом крупные и небольшие города. Почтовые города иногда, по сути дела, представляли собой поселки, служившие путешественникам временным пристанищем и позволявшие пополнить запасы продовольствия. Некоторые такие города превратились в крупные, обыкновенно в результате расположения возле рынка или на пересечении двух или более дорог. Эти города контролировались правительством. Подробнее о них см. в главе 11 «Транспорт и сообщение»

Сельская местность

Летописным сведениям о сельской жизни в средневековой Японии часто недостает точности. Подробности становятся более ясными лишь после 1600 года. В общем, в Средневековье и в начале Нового времени сельское население проживало в деревнях, являвшихся основой благосостояния всей общины. Все сельские жители зависели от развития сельскохозяйственного производства. Обыкновенно в деревнях выращивали рис, зерно и другие культуры. Конечно же, существовали и местные отличия в организации общины, определявшиеся и тем, насколько местность, например равнинная или холмистая, разделяла людей или, наоборот, соединяла их вместе.

Деревенский уклад стал меняться с появлением больших городов, таких как Эдо и Осака, и увеличения значения городов-замков как центров торговой деятельности на протяжении ранне-современного периода. Неопределенная в своих выгодах земледельческая жизнь с ее непостоянными урожаями иногда оказывалась менее предпочтительной, чем городская с ее постоянной занятостью и другими преимуществами. Помимо земледельческих деревень для Средневековья и начала Нового времени были характерны деревни рыболовецкие и горные, появившиеся на местах лесоразработок и других производств, продукция которых поступала на рынки расширяющихся городов периода Эдо.

Провинции

Провинции (хан) представляли собой территории, передававшиеся сёгунами Токугава в управление провинциальным даймё. Термин хан относится как к самой земле, так и к провинциальным правительствам. Провинциальные центры административного, военного и финансового управления обеспечивали местную власть и связь с сёгунатом Эдо. Количество таких провинций в период Эдо не было постоянным. Всего в любой заданный момент времени насчитывалось около 260 владений. Подъем или упадок отдельной провинции обычно являлись следствием внутреннего конфликта или вмешательства правительства Токугава. Сёгун мог, например, передать управление провинцией другому даймё в случае возможного восстания.

Провинции отличались друг от друга величиной, бюрократическим устройством и степенью своей автономии от прямой власти сёгунов Токугава. В общем, чем дальше от Эдо находилась область, тем большей была ее независимость. Владения обладали разными возможностями по производству риса. В зависимости от величины провинции производство риса в ней составляло примерно от 10 000 до 1 000 000 коку (1 коку = 5 бушелям, или 180 литрам) риса в год.

Получив в награду владение, даймё должен был выполнять определенные обязательства по отношению к сёгуну. Эти обязательства включали создание и под держание местного самурайского войска и согласие на систему санкин котай, по которой даймё должны были каждый второй год проводить в Эдо, лично представ перед сёгуном.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 86-89.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС