> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ПОЛДЕНЬ  >

№ 5'07

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ

ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
XPOHOC

Русское поле:

ПОЛДЕНЬ
МОЛОКО - русский литературный журнал
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
РОМАН-ГАЗЕТА
СЛОВО
ПОДЪЕМ - литературный журнал
ВЕСТНИК МСПС
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

СЛУЖИТЬ  ДОБРУ!   СЛУЖИТЬ ИСКУССТВУ!   СЛУЖИТЬ ОТЕЧЕСТВУ!

Этому священному девизу Московского художественного училища Степан Курлов был верен всю свою жизнь.

Степан Курлов

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ХАЛТУРЫ

Нас с Гошкой связало одной веревочкой неодолимое тяготение к изобразительному искусству: я хранил на чердаке кем-то брошенный муштабель, а Гошка от кого-то слышал о существовании авангардизма. Всем своим знакомым он так и заявлял:
 – Вы не знаете, что такое авангардизм, а, между прочим,… это детище американского модернизма! Да, да!
Но выявить суть этих течений заморского искусства Гошка не мог, бледнел и вынужден был мне признаться:
 – Боюсь… Не лектор я, не умею возникать…
В награду за чистосердечное признание я показал Гошке муштабель:
 – Вот… Палка-подставка. Употребляется обычно престарелыми живописцами при работе в качестве подпорки для руки… Нам он до компостера, у нас руки не дрожат… Усек?
Гошка не остался в долгу и вырвал из отцовской записной книжки страницу, которая познакомил  меня со словом «халтура». Оказалось, что оно церковного происхождения, в старину произносилось «халтуриум» и представляло собой список умерших, оглашаемый священником перед прихожанами. Позднее этот почтенный латинский термин катастрофически изменился. Халтурой стали называть  даровую поживу – еду, питье или что-нибудь, доставшиеся на поминках. А еще позднее – побочные заработки…
Мы с Гошкой не страдали клептоманией, всякое хищение нас не прельщало, но навело на озорную мысль: «А что если где-нибудь подхалтурить по части живописи?».
Случай не замедлил подвернуться.
В ближайшем сельском клубе требовалось написать для сцены торжественное живописное панно, и председатель колхоза давно и неутешно для этой чрезвычайной цели творческую человеко-единиц – художника.
– Реалисты! – отрекомендовались мы.  – Последователи Бенвунуто Челлини!..
Председатель колхоза ничего не знал о темпераментном итальянском ваятеле и потому не стал наводить справки о его здоровье.
Не очень-то обескураженные таким обстоятельством, мы сели за составление бумаги, в которой говорилось, что нижеподписавшиеся, с одной стороны – мы с Гошкой, а с другой – председатель, призваны выполнить большую эстетическую миссию. И скрепили престижный текст  всамделишными подписями.
Фронт вдохновенного труда открылся…
Как практиканты в область живописной техники мы вторгались впервые, но это смутило только на мгновение.  «Зачем разводить масляные краски сливочным маслом, когда для этого есть отличный разбавитель – бензин, – здраво рассудили мы. Не вызывала чувство страха и грунтовка полотна. Здесь был применен дерзновенно-новаторский эксперимент: огромный подрамник с полотнищем для панно мы загрунтовали готовой к употреблению, предназначенной для покраски полов, нитроэмалью. Эффект превзошел все ожидания: полотно превратилось в темно-коричневый линолеум, а здание сельского клуба наполнилось адским запахом ацетона и горелых костей ископаемого чудовища.
Следующим этапом была «чистая» живопись…
На другой день мы вооружились малярными кистями и не стали скупиться на бензин: в банки с густотертыми красками мы добавили жидкости столько, что зрительный зал сельского клуба стал напоминать цех машинно-тракторной ремонтной мастерской.
Зато дело продвигалось успешно. К обеду мы написали зеленую ниву, голубую с махровыми разводами реку и оранжевую дорогу. К вечеру были «готовы» дремучий лес, ядовито-желтые облака, фиолетовый горизонт. Посредине панно блеклым пятном проступало солнце, зубчатое по своей окружности.
Тут мы заспорили.
– Солнце за такими облаками, в натуре, не ходит,  – сказал Гошка.
– Пусть это будет не солнце, а луна,  – возразил я, закрашивая зубья, обрамлявшие светило. 
– Пейзаж-то дневной, и луны, если учесть время суток, еще не видно, – запротестовал Гошка.
– Тогда давай оставим этот круг, как солнце, а левее напишем луну. Ее колхозники любят, когда на свидания к милашкам идут или когда по деревне самогонку ищут…
 – Хорошо, давай напишем, только правее. А то нас обвинят в левом сюрреализме.
К концу рабочего дня оба светила сияли, как отполированные алюминиевые подносы.
На следующий день, так и не смыв с рук отечественной нитроэмали, мы появились в кабинете председателя колхоза и потребовали вознаграждение.
– Вы авангардисты? – неожиданно спросил он, и по щекам Гошки поползла мертвенная бледность.
– Нет! – самоотверженно бросился на выручку товарищу я. – Нет! Мы…
            – А что же там у вас намазано? Я вчера вечером комиссию приводил. Мы и так становились, и так, а все равно ничего не понятно…  Да и дороговато заломили!..
Гошка бледнел все больше, у меня в горле сильно першило. Оба мы в буквальном смысле слова гибли у председателя на глазах.
И вдруг меня осенило:
– А вы знаете, как мы работаем?!
Найдя спасительный выход, я преобразился так, что стал похож на человека, способного идти в наступление.
– Как работаете? – с тревогой спросил председатель.
– По муштабелю! – выпалил я.
– Ну, если по муштабелю,  – не замечая явного подвоха, глубокомысленно произнес председатель. – Тогда другое дело…
И подписал расходный ордер.

 

Другие номера журнала "Полдень":

№ 3, 2003

 

© ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ "ПОЛДЕНЬ", 2007

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Литературный альманах «Полдень»

Главный редактор Валентин Сорокин

Заместитель главного редактора Владимир Фомичев

Почтовый е-адрес редакции - Polden2007@gmail.com

WEB-редактор Вячеслав Румянцев