II Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

II Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

II Романовские чтения

В. В. Денисов

Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

«Исторические описания» монастырей Ярославской епархии

(XIX – начало XX века)

Целенаправленное систематическое изучение монастырей Русской Православной церкви началось еще в конце ХVIII в., однако наибольшее распространение такая деятельность получила только в XIX – начале XX в. Анализ трудов предшественников дает возможность выявить три основных подхода к изучению проблемы.

Церковно-археологический подход получил развитие в первой половине ХIХ – начале XX в. Термин «церковная археология» впервые использовал иеромонах Иродион (Ветринский) в 1829 году 1 . В середине XIX в. церковная археология была введена в программу духовных учебных заведений как вспомогательная литургическая дисциплина, изучающая происхождение и развитие церковного богослужения. Дальнейшее развитие и расцвет церковной археологии приходится на конец XIX - начало XX в. В указанный период эта дисциплина развивалась по двум основным направлениям: историко-литургическому и историко-описательному.

Первое направление было связано с изучением культурных памятников христианского востока, которые в большом количестве поступали во время путешествий российских ученых в Палестину, Сирию, Египет, на Афон, Синай. Второе направление восходило своими корнями к жанру «хождений», составленных паломниками Древней Руси, запискам участников «академических путешествий» XVIII в., описям церковного и монастырского имущества.

Представителей церковно-археологического подхода отличал повышенный интерес к письменным источникам и «археологическим древностям». История монастырей у этих исследователей рассматривалась в тесной связи с историей региона или России в целом. Отличительной особенностью церковно-археологических публикаций, особенно в начальный период, был незначительный объем и недостаточно глубокая проработка вопроса. Авторы уделяли особое внимание отдельным наиболее замечательным фактам из истории монастырей, исследовали связи с выдающимися деятелями.

Одним из самых ранних указов духовной консистории, датированным 18 января 1801 г. предписывалось «сделать справки, нет ли в монастырях иконостасов из образов патриарших»2 . В апреле 1804 г. в обители поступил указ Его Императорского Величества, позволявший историографу Николаю Карамзину работать с древними рукописями во всех монастырях и библиотеках Святейшего Синода.3 В июле того же года был разослан документ об учреждении при Московском университете «Общества истории и древностей Российских»4 . Настоятелям предписывалось подготовить описи всем летописям и хронографам, хранящимся в монастырях, и отправить их в общество для изучения.

Выявлением и сбором древних рукописей занимался архиепископ Ярославский и Ростовский Антоний (3наменский) (1806–1820). В 1816 г. он получил список с «Летописи о граде Угличе», находившейся в Алексеевском монастыре, копии с летописца из Николо-Улейминского монастыря и целого ряда других источников5 . Ко времени управления архиепископом Антонием Ярославской епархией относятся несколько документов, связанных с исследуемой проблемой. Указом от 23 июня 1814 г. учреждениям духовного ведомства предписывалось заводить книги «для записи о случающихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению Российской истории»6 . Распоряжением архиепископа Антония от 1817 г. настоятели и настоятельницы всех монастырей епархии приглашались делать дополнения к вышедшей в свет «Истории Российской иерархии»7 .

В монастырских архивах сохранились копии указа из Святейшего Синода 1828 г. о проведении «археографического путешествия по России» и допущении ученых-археографов в библиотеки и хранилища духовного ведомства8 . Многие документы ярославских монастырей были опубликованы в издании «Акты археографической экспедиции».

Монастырские хранилища содержали не только ценные документы и книги, но также уникальные вещественные памятники, представлявшие большой интерес для создававшихся музейных собраний. В архивах удалось обнаружить два таких указа: от 6 ноября 1829 г. о выявлении древних знамен, оружия и доспехов и от 26 июня 1842 г. о наличии в монастырях «антиминсов древнего освящения»9 .

Археолого-статистический подход получил развитие в середине XIX – начале XX в. Основными предпосылками для его развития стали общее увеличение объема информации о состоянии монастырей, более глубокое изучение выявленных источников, а также развитие методов статистики не только в государственных органах, но и в церковном ведомстве. С этого времени «значительная информация о церковных древностях была введена через успешно развившийся жанр монографических археолого-статистических очерков, которые готовили настоятели храмов и монастырей или близкие к ним исследователи»10 . Многие памятники и архивные материалы, на которых базировались авторы, впоследствии были утрачены. Во второй половине XIX в. начали выходить существенные для истории церквей и монастырей сводки архивных материалов.

Представителей археолого-статистического подхода отличал интерес к текущему состоянию монастырей. Описания монастырей, сделанные настоятелями в соответствии с получившими в то время распространение программами, содержали также сведения об имуществе и земельных владениях. Эти авторы не всегда считали себя представителями церковной археологии, которая тогда рассматривалась в большей степени как литургическая учебная дисциплина, однако они готовили почву для ее развития.

Императорским указом от 26 июня 1852 г. предписывалось всем настоятелям оказывать помощь протоиерею Иоанну Троицкому, проверяющему представленные ему церковно-исторические и статистические описания11 . Аналогичным документом от 27 апреля 1861 г. назначались в губернские и областные статистические комитеты члены от местных духовных консисторий. В нем предписывалось: «Дать знать Преосвященным Епархиальным Архиереям, с предписанием, чтобы они, Преосвященные, избрали в местные Статистические Комитеты непременных членов от Консистории, и сделали распоряжение об оказании духовными лицами вверенных им Епархий содействия в доставлении Статистическим Комитетам необходимых им числовых данных и других сведений, и в предоставлении Секретарям Комитетов или другим лицам, от их уполномоченным, средств к проверке и пополнению этих данных и сведений по подлинным источникам, если, впрочем, не будет встречаться особенных препятствий к удовлетворению сего последнего ходатайства»12 .

Археолого-художественное направление в церковной археологии прошло несколько этапов становления. «Прежде всего, следует выделить «художественные путешествия» первой трети XIX в., в ходе которых складывались начальные представления о типологии церковных сооружений, фиксировались руины и ранние раскопки, создавался первичный фонд материалов для анализа»13 . Во второй трети XIX в. изучение церковной архитектуры дополнительно стимулировало развитие национального стиля в зодчестве.

Мощный толчок изучению церковных древностей дал процесс организации археологии как самостоятельной науки в России. С 60-х гг. XIX в. шло быстрое оформление археологических обществ, был создан особый орган централизованного управления развитием археологических исследований – Императорская археологическая комиссия, организовывались археологические съезды. В конце XIX – начале XX в. появились особые церковно-археологические комиссии, ко митеты и общества, занимавшиеся охраной местных церковных древностей, их изучением, описанием, реставрацией и даже археологическими раскопками.

Так 3 июня 1852 г. в обители поступило распоряжение архиепископа о продолжении графом Уваровым «археологических розысканий отечественных древностей в нынешнем году вблизи стен и оград монастырских и вообще на землях церковного ведомства Ярославской епархии»14 . В 1855 г. Императорское археологическое общество, «желая привести в известность русские древние памятники», распространило по епархиям «Записку для обозрения русских древностей»15 . По своей форме и затронутым вопросам это была своеобразная программа комплексного изучения культовых и гражданских памятников, в том числе и монастырей.

Указ Его Императорского Величества от 15 мая 1859 г. был связан с задачами реставрации и музеефикации одного из древнейших архитектурных памятников Москвы - Палат Бояр Романовых. Документ предписывал выяснить, «не находится ли в монастыре... какой-либо старинной утвари ХVI и ХVII вв., как-то: мебели, столового прибора, постельного убора, умывального прибора, кухонной и другой домовой утвари и снарядов: военного и охотничьего, музыкального и для езды, и буде где окажутся таковые вещи и немедленно донести...»16 . Другой указ от 3 мая 1873 г. требовал «доставить сведения, не хранятся ли в ризницах монастырей и соборов каких-либо писем и бумаг императора Петра Великого»17 . В настоящее время неизвестно, предпринимались в монастырях региона какие-либо действия в соответствии с вышеназванными документами или нет, однако в архивах обителей сведений об этом не зафиксировано.

Распоряжением Ярославской духовной консистории от 1876 г. , изданным согласно указа Александра II, настоятелям было предписано вести церковные летопи-си18 . Последний указ, относящийся к теме исследования, датирован апрелем 1882 г. Документ предписывал настоятелям монастырей озаботиться составлением списков «древним церковным и монастырским вещам, не употребляемым при богослужениях, но имеющим значение по отношению к нашей церковной археологии и истории Русского художества вообще и церковного, в особенности (как-то: разного рода орудиям, воинским доспехам, монетам, древним сосудам и утвари, жертвованным в дар картинам, портретам, мебели, вещам и прочим, а также самым зданиям древнейших и знаменитейших монастырей и церквей)»19 .

В первой половине ХIХ в. начали активно издаваться книги и брошюры о монастырях Ярославской епархии, которые сразу заняли особое место среди прочих церковно-исторических публикаций. Именно в них были зафиксированы наиболее ценные сведения об истории обителей, а также достопримечательностях и реликвиях, хранящихся там. Авторами исторических описаний обычно выступали три категории исследователей: краеведы, изучавшие историю данного монастыря, епархиальные архиереи или монашествующие лица, занимавшие административные и хозяйственные должности в монастыре (настоятели или строители).

Необходимо отметить, что мотивация к творческой деятельности у всех перечисленных категорий церковных историков имела некоторые отличия, а, соответственно, отличались и конечные результаты их труда. Основной контингент краеведов составляли школьные учителя и приходское духовенство – представители наиболее образованных сословий. Главный мотив их к научному труду – личный инте рес к объекту исследования. Личным интересом могли руководствоваться также епархиальные архиереи и монашествующие. Однако, чаще всего, они составляли монастырские описания в контексте своей текущей административной деятельности или по поручению вышестоящего начальства.

Самым ранним, из них является выполненное, вероятно, Д.С. Селецким «Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевско-го-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасского, что на Песках», изданное в 1849 году20 . Годом позже вышло в свет отдельным изданием «Описание Югской Дорофеевой общежительной пустыни»21 .

Среди обителей Ярославля научный интерес краеведов вызывали, прежде всего, наиболее древние и знаменитые. Так, например, А.П. Крылов в 1860 г. опубликовал «Описание Ярославского первоклассного Толгского мужского монасты-ря»22 . Несколько позже, в 1873 г., вышла книга об этой обители, составленная, вероятно, кем-то из монашествующих23 . Второе издание книги под названием «Ярославский первоклассный Толгский монастырь» появилось в 1888 году24 . И, наконец, в 1913 г., в связи с подготовкой к юбилею монастыря, вышли в свет труды Д. Орлова, посвященные как его основателю, так и самой обители25 . Годом позже появилась брошюра Н.Г. Первухина о Толгском монастыре26 . Первым исследованием по Спасо-Преображенскому монастырю стала работа архиепископа Нила (Исаковича), опубликованная в 1862 году27 . Книга ризничного иеромонаха Владимира, посвященная этой обители вышла в свет в 1881 г., а в 1913 г. была переиздана28 . Также следует упомянуть «Описание Ярославского Афанасьевского мужского монастыря», которое появилось в 1860 г., а к 300-летнему юбилею этой обители была опубликована небольшая по объему брошюра29 . Отдельным изданием в 1864 г. вышла книга по Казанскому женскому монастырю30 .

Значительный научный интерес представляли для исследователей и монастыри Ростова. В 1858 г. священник А. Израилев опубликовал описание Рождественского девичьего монастыря, которое было переиздано в 1899 г.31 Несколько книг было написано ростовским краеведом А.А.Титовым. Так, например, в 1893 г. он опубликовал исследование о Троице-Варницком монастыре32, а годом позже – о Богоявленском Авраамиеве монастыре33. Примерно в то же время, вышла его книга о Борисоглебском монастыре34. Неоднократно А.А.Титов обращался к изучению Спасо-Иаковлевского монастыря – в 1898 г., 1900 г. и 1913 году35 . И. Охотин в 1862 г. составил описание Богоявленского Аврамиева монастыря36. К числу трудов по истории ростовского края относилась книга о жизни преподобного Иринар-ха, затворника Борисоглебского монастыря37. Исследователь А.В. Гаврилов опубликовал «Историко-археологическое описание Белогостицкого монастыря» в 1880 году38. Н. Чуфаровский годом позже издал книгу о Петровской обители39.

Настоятели угличских монастырей тоже приняли участие в подготовке и публикации исторических описаний. Так, например, в 1870 г. архимандрит Антоний издал небольшую книгу о Покровском монастыре40. Несколькими годами позже вышел в свет одноименный труд по этой обители41 . Николо-Улей-минский строитель иеромонах Власий в 1892 г. опубликовал небольшое исследование о своем монастыре42 . Игуменья Измарагда в 1873 г. издала брошюру «Угличский Богоявленский женский монастырь»43 которая в том же году была опубликована в епархиальной периодической печати. Этому же монастырю посвятил свое исследование краевед А.Н. Ушаков44 . К сожалению, до настоящего момента остаются невыясненными причины, по которым не было издано отдельного труда по древнейшему угличскому монастырю – Алексеевскому.

В остальных городах и уездах Ярославской губернии процесс изучения и публикации историко-культурного наследия монастырей протекал весьма активно, хотя и чуть в меньших масштабах. Рыбинск, кроме упомянутого ранее описания Югской Дорофеевой пустыни, отметился еще одним исследованием по данной пустыни45 , а также брошюрой протоиерея Ф. Морева о Софийском мо-настыре46 . Игумен Антоний написал брошюру о пошехонской Исаковой пустыни, которая была в 1861 г. издана в Рыбинске отдельным тиражом47 , а также опубликована в епархиальной периодической печати. Следующее описание этого монастыря было издано отдельной брошюрой в 1877 году48 . Небольшое исследование о православной женской общине, существовавшей на месте бывшей Севастьяновой пустыни в Пошехонском уезде вышло в свет в 1888 году49 .

Наиболее ранней по времени публикацией по истории монастырей в «Ярославских губернских ведомостях» является статья С. Сперанского о Толгском первоклассном монастыре, опубликованная в 1845 году50 . Известный угличский краевед И.П. Серебреников опубликовал статью, посвященную Алексеевскому монастырю51 , а его сын, В.И. Серебреников, Богоявленскому, Воскресенскому монастырям52 . Их ярославский краевед С. Серебреников подготовил исследование об угличском Покровском монастыре53 . В.И. Лествицын составил описание Югской Дорофеевой пустыни54 . Заслуживает внимания исследователей церковной истории статья о Ярославском Казанском женском монастыре.55

Анализ публикаций, вышедших «Ярославских епархиальных ведомостях» следует начать с исследований, посвященных монастырям г. Ярославля. Наиболее часто в данном издании встречаются статьи о Толгском и Спасо-Преображенском монастырях. Так, например, А. Боголюбский в 1861 г. опубликовал статью о старине Толгского монастыре и его окрестностей.56 Несколькими годами позже вышло в свет подробное описание данной обители.57 И. Токмаков подготовил к изданию материалы для истории Толгского монастыря.58 Архиепископ Нил в 1861 г. опубликовал в епархиальных ведомостях описание Спасо-Преображенского монастыря.59

Значительное число публикаций было посвящено и ростовским обителям. В этом издании вышли в свет исторические описания Авраамиева60 и Спасо-Песоцкого монастырей.61 А. Боголюбский написал исторический очерк о Борисоглебском монастыре.62

Не были обойдены вниманием исследователей угличские обители. Игуменья Измарагда написала статью о Богоявленском монастыре, которая была опубликована в ЯЕВ63 , а также отдельным изданием. В периодическом издании вышло в свет историческое описание Николо-Улеймин-ского монастыря64 . Две статьи были подготовлены священником и членом ЯГУАК К. Ярославским. В первой рассматривалась история Богоявленского монастыря65 , а вторая представляла собой список всех угличских монастырей с указанием имен настоятелей, источников и литературы66 . Исследователь церковной истории А.А. Соколов посвятил свои труды Покровской, Кассиано-Учемской обителям67 .

Из остальных обителей можно отметить следующие описания: А. Крылова о рыбинском Софийском женском монастыре68 , дьячка И. Благовещенского о молог-ском Афанасьевском69 , о пошехонской Исаковой пустыни игумена Антония70 .

Завершая статью, можно сделать вывод о том, что в указанный период в монастырях Ярославской епархии довольно активно велась деятельность по составлению «исторических описаний». Они имели большое научно-практическое значение: одновременно выступали в роли исследований по церковному краеведению, а также выполняли функции отчетов о текущем состоянии обителей.

 

Примечания

1 Беляев Л. А. Церковная археология и церковное искусство // Православная энциклопедия. Т. вводный. М. : Православная энциклопедия, 2000. С. 459.

2 УФГАЯО, ф. 36, оп. 1, ед. хр. 29, л. 22.

3 Там же, ед. хр. 21, л. 63.

4 Там же, л. 66.

5 Денисов В. В. Роль церкви в изучении местной истории в Х1Х веке / Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развития культуры народа. Кострома : КГПИ, 1994. Ч. 1. С. 71–75.

6 УФГАЯО, ф. 39, оп. 1, ед. хр. 92, л. 95.

7 Там же, ф. 36, оп. 1, ед. хр. 33, л. 29.

8 Там же, ф. 39, оп. 1, ед. хр. 97, л. 62–62 об.

9 УФГАЯО, ф. 36, оп. 1, ед. хр. 51, л. 10 об., л. 39 об.

10 Беляев Л. А. Указ. соч. С. 460.

11 УФГАЯО, ф. 36, оп. 1, ед. хр. 51, л. 124.

12 О назначении в Губернские и Областные Статистические Комитеты членов от местных Духовных Консисторий // Ярославский епархиальный вестник, 1861. Ч. оф. ¹ 36.

13 Беляев Л. А. Указ. соч. С. 461.

14 УФГАЯО, ед. хр. 45, л. 114.

15 См.: Ярославские губернские ведомости, 1855. Ч. н. ¹ 21 и др.

16 УФГАЯО, ф. 36, оп. 1, ед. хр. 49, л. 35.

17 Там же, ед. хр. 60, л. 5.

18 Там же, ф. 39, оп. 1, ед. хр. 155, л. 55.

19 Там же, ф. 36, оп. 1, ед. хр. 63, л. 32.

20 [Селецкий Д. С.] Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спа-со-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасского, что на Песках. Спб, 1849.

21 Описание Югской Дорофеевой общежительной пустыни. Ярославль, 1850.

22 Крылов А. Описание Ярославского первоклассного Толгского мужского монастыря. Ярославль : Тип. Г. Фалька, 1860. 40 с.

23 Ярославский Толгский монастырь. Ярославль : Тип. Г. Фальк, 1873. 84 с.

24 Ярославский первоклассный Толгский монастырь. Изд. 2-е, доп. Ярославль : Тип. Г. В.Фальк, 1888. 163 с.

25 Орлов Д. Основатель Толгского монастыря. Ярославль, 1913.; Он же. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314–1914. (Историко-статистический очерк). Ярославль, 1913.

26 Ярославский первоклассный Толгский монастырь 1314–1914 / сост. Н. Г. Первухин. Ярославль : Тип. Н. Х. Николаевой, 1914. 24 с. : ил.

27 Нил [Исакович], архиеп. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. Ярославль, 1862.

28 Владимир, ризничный иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом. М. : Тип. В. А. Александровской, 1881. 206 с. + 2 плана; Он же. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. Ярославль, 1913. 192 с. + 2 плана.

29 Описание Ярославского Афанасьевского мужского монастыря. Ярославль : Тип. Фальк, 1860. 40 с. Ярославский Афанасьевский третьеклассный монастырь. К 300-летнему его юбилею 2 мая 1615 года – 2 мая 1915 года. Историко-систематический очерк. Ярославль : Епарх. тип., 1915. 18 с.

30 Ярославский Казанский женский монастырь. Ярославль : Тип. Фальк, 1864. 84 с.

31 Израилев А., свящ. Описание Ростовского, Ярославской губернии, Рождественского девичьего монастыря. Спб. : Тип. Ю. Штауф, 1858. 72 с.; Он же. Ростовский Рождественский третьеклассный женский монастырь Ярославской губернии. Спб., 1899.

32 Титов А. А. Историческое описание Троице-Варницкого заштатного мужского монастыря близь Ростова Великого Яросл. губ. Моск. губерн. : Тип. А. И. Снегиревой, 1893. 43 с.

33 Титов А. А. Ростовский Богоявленский Аврамиев монастырь / изд. архимандр. Ювеналия. М., 1894. 75 с. : ил.

34 Титов А. А. Ростовский, что на Устье, Борисоглебский монастырь. Б. м. : б. г. 61 с.

35 Святый Иаков, епископ Ростовский и основанный им монастырь в Ростове Великом, Яросл. губ. По рукописям А. А.Титова. 2-е изд. Ростов Великий : Тип. Оппель, 1898.15 с. Титов А. А. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове Ярославской губернии. М.: Печатня Снегиревой, 1910. 24 с.; Он же. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове Ярославской губернии. Ростов Ярославский, 1913.

36 Охотин И. Описание Богоявленского Аврамиева Ростовского монастыря. Ярославль, 1862.

37 Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на Устье реке. М., 1863.

38 Гаврилов А. В. Историко-археологическое описание Белогостицкого монастыря. Спб., 1880. 41 с. : 2 л. ил.

39 Чуфаровский Н. Ростовский Петровский монастырь и его основатель преподобный Петр царевич / изд. тщ. строит. Макария. Ярославль : Тип. Губ. Зем. управы, 1891. 17 с.

40 Антоний, архим. Угличский Покровский монастырь. Ярославль, 1870. 74 с.

41 Угличский Покровский монастырь. Ярославль, 1874.

42 Власий, иером. Николо-Улейминский монастырь близ города Углича. Ярославль : Тип. Губернск. Земск. Управы, 1892. 15 с.

43 Смарагда, игум. Угличский Богоявленский женский монастырь. Ярославль. 1873. 72 с.

44 Ушаков А. Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в г. Угличе, Ярославской губернии. Ярославль : Тип. губ. прав., 1891. 32 с.

45 Югская Дорофеева пустынь. Ярославль, 1899. 15 с.

46 Морев Ф., прот. Рыбинский Софийский женский монастырь. Ярославль, 1908.

47 Антоний, игум. Исакова пустынь в Пошехонском уезде. Исторический очерк. Рыбинск, 1861.

48 Пошехонская Исакова пустынь Ярославской епархии. Ярославль, 1877.

49 Православная женская община на месте бывшей Севастьяновой пустыни в Пошехонском уезде. Ярославль : Тип. Губ. Правл., 1886.

50 Сперанский С. Краткое историческое описание Толгского первоклассного монастыря // Ярославский губернский вестник. 1845. Ч. неоф. ¹ 3, 7, 9.

51 Серебреников И. П. Исторические сведения об Угличском Алексеевском монастыре // Ярославский губернский вестник. 1848. Ч. неоф. ¹ 9 и др.

52 Серебреников В. И. Богоявленский девичий монастырь в Угличе // Ярославский губернский вестник. 1853. Ч. неоф. ¹ 44–45.; Он же. Исторические сведения об Угличском Воскресенском монастыре, ныне упраздненном // Ярославский губернский вестник. 1849. Ч. неоф. ¹ 28, 29, 37.

53 Серебреников С. Исторические сведения об Угличском Покровском монастыре // Ярославский губернский вестник. 1849. Ч. неоф. ¹ 12–13.

54 Лествицын В. Югская Пустынь // Ярославский губернский вестник. 1873. Ч. неоф. ¹ 51, 53, 55, 57, 59.

55 Ярославский Казанский женский монастырь. Историческое описание // Ярославский губернский вестник. 1863. Ч. неоф. С. 803, 932, 942, 945.

56 Боголюбский А. Несколько слов о старине Толгского монастыря и его окрестностей // Ярославские епархиальные ведомости. 1861. Ч. неоф. ¹ 43.

57 Ярославский Толгский мужской монастырь. Подробное описание // Ярославские епархиальные ведомости. 1867. Ч. неоф. ¹ 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 49, 50, 51, 52.

58 Токмаков И. Материалы для истории Толгского монастыря // Ярославские епархиальные ведомости. 1881. Ч. неоф. С. 23, 30.

59 Нил, арх. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением: жития св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина Яросл. чудотворцев и хронолог. указателя иерархов Ростовския и Ярославския паствы // Ярославские епархиальные ведомости. 1861. Ч. неоф. ¹ 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12.

60 Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Историческое описание // Ярославские епархиальные ведомости. 1861. Ч. неоф. ¹ 27, 28, 33, 40.

61 Ростовский Спасо-Песоцкий монастырь // Ярославские епархиальные. 1876. Ч. неоф. ¹. 1.

62 Боголюбский А. Ростовский Борисоглебский монастырь, что на устье. Исторический очерк // Ярославские епархиальные ведомости. 1864. Ч. неоф. ¹ 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.

63 Измарагда, игум. Угличский Богоявленский женский монастырь // Ярославские епархиальные ведомости. 1873. Ч. неоф. ¹ 10–11.

64 Угличский Николо-Улейминский монастырь. Историческое описание // Ярославские епархиальные ведомости. 1864. Ч. неоф. ¹ 22–28, 34, 36.

65 Ярославский К. Об основании и месте первоначального существования Угличского Богоявленского женского монастыря // Ярославские епархиальные ведомости. 1886. Ч. неоф. ¹ 41.

66 Ярославский К. Исторические сведения о бывших и существующих Угличских монастырях с хронологическим перечнем начальствовавших лиц, с указателем источников и пособий для полного описания монастырей // Ярославские епархиальные ведомости. 1887. Ч. неоф. ¹ 24–29 и др.

67 Соколов А. А. История Угличского Покровского монастыря // Ярославские епархиальные ведомости. 1861. Ч. неоф. ¹ 44–47. Он же. Учемская Касьянова пустынь // Ярославские епархиальные ведомости. 1861. Ч. неоф. ¹ 29.

68 Крылов А. О заложении близ г. Рыбинска общежительного женского монастыря во имя Софии // Ярославские епархиальные ведомости. 1860. Ч. неоф. ¹ 16.

69 Благовещенский Ив., дьячок. Мологский Афанасьевский монастырь. Описание // Ярославские епархиальные ведомости. 1866. Ч. неоф. ¹ 20, 28, 35, 36, 39, 41, 45, 46, 47.

70 Антоний, игум. Исакова пустынь в Пошехонском уезде. Исторический очерк // Ярославские епархиальные ведомости. 1861. Ч. неоф. ¹ 36, 37.

© В. В. Денисов, 2009

II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС