II Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

II Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

II Романовские чтения

Попова О.В.

Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова

Использование скаутских идей для социализации молодежи в процессе реформирования российской государственности в ХХ и в начале ХХI века

В преддверии ключевых изменений в российском обществе и государстве в начале ХХ века, или скорее веры в их возможность и необходимость в российском обществе особое значение приобретала проблема формирования новой личности. Уже первые преобразования в политической жизни на пути к гражданскому обществу, правовому государству выявили дефицит индивидуальности и инициативности, правосознания и политической культуры, прагматизма и практичности с одновременным преобладанием максимализма,  вседозволенности, упованием безличным коллективизмом и соборностью и неистребимым тяготением к воле вольной, не к свободе как  мере личной независимости, обусловленной наличием личных прав, а именно безграничной воли.

В среде прогрессивной и просвещенной части общества вызывали неудовлетворение и результаты работы школы. Значительная часть учащихся в период революционных событий 1905 г. пошла на поводу у радикальных сил. Учитель переставал быть авторитетом и примером для обучаемых.

Еще большую озабоченность вызывала духовная опустошенность и физическая истощенность крестьянских детей, детей рабочих, начинавших систематически трудиться с раннего возраста. Реформируемое российское общество все более осознавало потребность в воспитании активных, деятельных, образованных граждан. На основе достижений естественных и гуманитарных наук складывались новые концепции обучения и воспитания подрастающего поколения. Важная роль в достижении новых целей воспитания детей и подростков отводилась совместной деятельности детей и взрослых в рамках самодеятельных объединений, призванных вовлечь подрастающее поколение в массовое движение приобщения, социализации юных граждан к общечеловеческим ценностям на основе практического участия в общественно-полезной жизни и совершенствования, самовоспитания человеческой личности. Научной основой детского движения стал закон “биогенетического развития”, согласно которому ребенок в процессе роста перенимает все стадии развития человеческого общества, пока не достигнет культуры своей эпохи.

Педагоги-новаторы создавали новый воспитательный опыт в “опытных станциях”, “новых школах”, “детских летних колониях”, “трудовых артелях”, “майских союзах”, “обществах взаимопомощи” и т.п. Формы взаимосвязи с государством и обществом у них были разные. Но этот опыт показал, что детские объединения являются эффективным средством воспитания.

Новые формы работы с подростками стали искать многие социальные институты российского общества - армия и церковь, политические объединения и партии, профессиональные союзы и попечительские фонды, школы и другие учебные заведения. Поражение России в русско-японской войне привлекло внимание общественности и власти к поиску его причин. Среди прочих немаловажных было плохое физическое состояние солдат, слабая допризывная подготовка. Использование системы “скаутинг” - воспитания “юных разведчиков” способствовало ликвидации этого пробела.

Педагогами создавались системы, в которых взрослый и подросток взаи­модействовали, в рамках единого педагогического процесса. Российские педагогические новации послужили основой разнообразных детских, подростковых объединений. И на их формирование сильное влияние оказала идея длительной романтической игры в белого доброго рыцаря, идея воспитания подростка, как разведчика будущего - скаута. С идеями и содержанием деятельности скаутов общественность России познакомилась в 1909 г., когда здесь была переведена на русский язык и издана книга английского полковника Р.Баден-Пауэлла “Скаутинг для мальчиков” (под названием “Юный разведчик”). Служивший в Царском Селе в лейб-гвардии I стрелковом полку капитан Олег Иванович Пантюхов, прочтя эту книгу, организовал детей своих сослуживцев в скаутский патруль «Бобер». И в праздник святого Георгия Победоносца 30 апреля 1909 г. они зажгли свой первый костер в Павловском парке под Санкт Петербургом. В 1910 г. О.И.Пантюхов создал уже отряд скаутов Царского Села, а штабс-ротмистр Г.А.Захарченко собрал десятки мальчиков 12-18 лет в московский отряд скаутов.

Первых организаторов отрядов юных разведчиков поддержал царь Николай II и командировал их в 1910 г. ознакомиться подробнее с опытом работы в Англию, Голландию, Данию, Швецию. С результатами поездки Пантюхов ознакомил двор. Содержание деятельности зарубежных скаутов, поддержка их королевскими дворами еще более убедили царя и его окружение в ценности зарубежного опыта воспитания молодежи как в духе высокой гражданственности так и верности государственным установлениям.

Становлению организации могло помочь привлечение внимания к ней правящей элиты русского общества, царя. В Россию был приглашен основатель скаутизма Р.Баден Пауэлл. В кон­це декабря 1910 г. он прибыл в С.-Петербург, побывал в отряде О.Пантюхова и получил аудиенцию у Николая П. Интересовался основным содержанием и деталями конкретной поддержки скаутского движения главами европейских стран. Николай II рассказывал Пантюхову, который уже к этому времени стал полковником, что ему “очень понравился Баден Пауэлл, его идея восхитительна. Пусть общественность поддержит эти попытки”. Встреча с Баден Пауэллем сыграла свою роль - вскоре после нее царь приехал на смотр скаутских отрядов в Царское Село. Немногим позже в этот отряд вступил его сын.

Распространению скаутинга, как системы воспитания подрастающего поколения, способствовало и популяризация его идей: в 1911 г. 0.Пантюхов  издал книгу “Бой-скауты”, через год “Памятку юного разведчика”. Появились книги-брошюры новых последователей скаутского движения В.С.Преображенского, И.Н.Жукова. Педагогическая общественность адаптировала английские идеи на русскую почву. Идея служения Родине, идея верности российской государственности, русской вере, лежала в основе движения скаутов, воплощалась в жизнь в романтической форме длительной игры в благородного, заботливого, доброжелательного рыцаря. Задача организации - воспитание будущих граждан России, крепких душевно и физически, волевых, честных, стойких, преданных своему долгу, одухотворенных идеей бла­городного служения Родине. Формы деятельности подростков были близки им и понятны, романтичны. Как и символы, атрибуты: “Исполнить долг перед Богом, Родиной и Государем” - первая запо­ведь. Галстук на шее можно развязать, лишь сделав доброе дело в течение дня. Утром скаут молился: “Господи! Помоги мне быть сегодня лучше, чем я был вчера!”. Вечером: “Господи! Помоги мне быть завтра лучше, чем я был сегодня!”. Таким образом, в игре, в словах и поступках формировалось стремление к нравственному идеалу. Декларировалось будущее братство народов, а юные разведчики объявлялись братьями всем (другим) скаутам (России) мира. Вместе с тем, скауты не должны заниматься политикой, так как она чужда еще неокрепшей душе. Девиз скаутов: “Будь готов!” и ответ “Всегда готов!”. Активная жизненная позиция подкреплялась целой программой практической подготовки. Она включала в себя гимнасти­ку, гигиену, оказание медицинской помощи, изучение военного дела, умение ориентироваться на местности, туризм, знание практических сведений из области электротехники, фотодела, садоводства, пчеловодства, столярного и поварского дела Скаут должен уметь зарабатывать деньги и иметь в сберегательной кассе хотя бы 1 рубль, заработанный собственным трудом. Система взаимоотношений со сверстниками формировала внутреннюю дисциплину и привычку к ней. Подросток добровольно брал на себя обязательства, скреплял их торжественным обещанием - своим словом. Это было могучим нравственным стимулом. И все это вместе взятое, вся воспитательная система “скаутинг”, лежащее в основе скаутизма, как организационного движения подростков, молодежи, давало преимущество перед другими объединениями подростков.

Царь благоволил и военно-спортивной организации детей, подростков, “потешным полкам”, но за ними не было такой всеобщей объединительной идеи, как у скаутов. Летом 1912 г., вернувшемуся из очередной поездки к английским скаутам О.Пантюхову, Николай П разрешил участие скаутского отряда в ежегодном параде на Марсовом поле “потешных полков”. И этот факт привлек внимание столичной общественности. Но отряды еще оставались элитными, находились только в обеих столицах, насчитывающими всего несколько сот скаутов.

Попытки создания отрядов невоенными людьми, а сугубо гражданским человеком - учителем гимназии - не увенчались успехом. Созданный в одной из Петербургских гимназий “Легион русских разведчиков” после отъезда своего основателя В.Г.Янчевецкого, распался - в учительском коллективе не нашлось последователей. Устоявшееся общественное сознание учителей не позволяло нарушить дистанцию между ними и учениками, а скаутское содружество предполагало подобное. Не каждый педагог мог стать скаутмастером. Для этого нужна и особая психология взрослого и особая подготовка и решимость переживать вместе с ребятами общие события, делить нев­згоды летнего палаточного лагеря, не только многое знать, но и уметь делать своими руками, быть постоянно на виду у подростков и служить им примером к подражанию.

Толчком к широкому распространению скаутизма послужила первая мировая война. 1 августа 1914 г. Россия включилась в нее и общество остро востребовало те качества, которые формировались в скаутских отрядах.

Не прошло и месяца, как в Петрограде было создано “Общество содействия мальчикам разведчикам” - “Русский скаут”. Его возглавили военные – председателем стал  вице-адмирал И.Ф.Бострем, а вице-председателем О.И.Пантюхов. При этом, свой отряд он при­командировал к обществу, отряд стал называться 1-м Петроградским отрядом юных разведчиков. В Москве возникло аналогичное “Общество организации юных разведчиков” под покровительством ве­ликой княгини Елизаветы Федоровны.

При обществе вначале действовал один отряд - московский отряд скаутов. Его возглавил В.А.Попов, редактор приключенческого журнала “Вокруг света”. Понятно, что все это вызвало публикации в печати, статьи, увлекательно повествующие о скаутской дисциплине, о чести скаутов, братстве, привлекли внимание во многих городах. Форменная оригинальная одежда скаутов, значки, символы, аксельбанты, горн, барабан, посохи и косынки (галстуки), “тайные знаки” - все это воспринималось увлекательной игрой, а не скучными, серьезными занятиями, следовательно привлекало к участию в организации. В 1914 г. в Астрахани, Батуми, Киеве, Одессе, Саратове, Ставрополе, Перми и др. возникают скаутские отряды, как правило при учебных заведениях. Отряды начинают оживленную переписку между собой, обмениваясь опытом. Киевский отряд возглавил спортсмен и доктор А.К.Анохин. В 1915 г. в Киеве появляется первый в России отряд скаутов-девочек (“герль-скауты”) в одной из женских гимназий (130 человек). К обычной программе были добавлены “женские” специальности - уход за детьми, кулинария, цветоводство, домашнее хозяйство. Немногим позже, такой же отряд возник и в Петрограде.

26-30 декабря 1915 г. состоялся “Первый Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующих­ся скаутизмом”. К нему было привлечено внимание и общества и властных структур: среди 50 делегатов - был адмирал Илья Чайковский (брат композитора П.И.Чайковского, В.В. фон Мек, сестра царицы Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Николай П пожелал успеха развитию скаутизма в России. На съезде были интересные доклады, приняты резолюции, документы. Очень серьезный разговор шел вокруг трех проблем: как и на какой основе объединить скаутские отряды в России, о взаимоотношении скаутских организаций с государственными органами и школой, о месте организации в обществе, о роли взрослых в ее деятельности и др.[i] В резолюции съезда была отмечена необходимость объединения отрядов в единую организацию, были приняты единые тексты молитвы, законов, обычаев, заповедей, торжественного обещания скаутов. Все это позволило организаторам утверждать, что разрозненная практика местных организаций была скоординирована, общества содействия слились в один общий Всероссийский Союз. Секретарем его стал скульптор и педагог И.Н.Жуков.[ii] Распространение скаутинга по стране в 1914-1915 гг. позволяет говорить о начале массового движения. И эти организации включились в процесс помощи России в первой мировой войне. Это было достаточно большое количество детей - более 50000 человек в 143 городах! Помогали раненым в госпиталях, выступали с концертами перед солдатами, занимались помощью семьям, ушедшим на фронт, помогали разносить депеши, распоряжения властным структурам, в прифронтовой зоне занимались разведкой. Следовательно, эта работа воспитывала в детях лучшие чувства и качества личности: сострадание, ответственность, государственное мышление, коллективизм. А конкретная деятельность помогала государственным структурам выполнять свои функции.

Следует отметить и декларированную аполитичность скаутских организаций в рамках существующего строя, олицетворяемого императорской властью. В течение 1916 г. шел массовый рост скаутских организаций, пополнение их выходцами из различных социальных слоев общества - детей военных, городских предпринимателей, буржуазии, интеллигенции и служащих. Детей рабочих и крестьян можно было насчитать единицы, в отряды почти не вступали - не было денег на приобретение формы, да и работать было нужно, что­бы поддержать семью. И дело не только и не столько в этом. Отталкивала целевая установка, царистская направленность организации, а практические навыки они приобретали в семейном и производственном труде.

Грянули Февральская и Октябрьская революции. Самодержавие рухнуло. Системные изменения в обществе заставили скаутов отвечать на вопрос: с кем вы? И.Н.Жуков перебрался в Читу, принял идеи Советской власти и пытался примирить с ней скаутов. О.Пантюхов, как полковник лейб-гвардии, разделил судьбу белого движения: ушел вместе с Врангелем в эмиграцию, но продолжал отсылать приказы скаутам в Советскую Россию. Часть скаутов служила у белогвардейцев: у Колчака, Деникина и в других армиях были специальные ответственные за работу с ними. Подростки создавали трудовые дружины в тылу, ремонтировали дороги, организовывали концерты, отдавая деньги белой армии. Сотрудничали в Осваге (осведомительном агентстве) Деникина, Врангеля, Освед-фронте Колчака, расклеивали контрреволюционные плакаты, воззвания.

Как видим, во время раскола общества, социально-политических и экономических перемен, революционных событий - быть свободным от политической деятельности невозможно стало и детям, подросткам. И не только потому, что они участвуют в политической деятельности, классовой борьбе, поддерживая родителей, но и по­тому, что руководители детских, молодежных организаций, заняв определенную политическую позицию, призывают их к этому же, ведут за собой.

Социальные интересы, мировоззренческие предпочтения увели значительную часть в белое движение. Руководители скаутов, приверженные всему, что отвергла революция, звали к борьбе за великую Россию, олицетворяемую идеалами белого движения.

С аполитичностью скаутов было покончено в ходе революции и гражданской войны. Другая часть скаутов, завороженная великой целью равенства и братства, пошла за большевиками. Многие вступили в комсомол, боролись в подполье против белых и иностранных интервентов. Среди них О.Тарханов, Н.Максимов, М.Лозинский и др. И в этой работе им помогали навыки разведчиков, которые они приобрели в скаутских дружинах. Были и скауты, которые оставались нейтральными в дни Октября и в годы гражданской войны, а в начале 20-х перешли на сторону комсомола. В основном это те, кто любил работу с ребятами, романтическую, увлекательную, полную приключений жизнь, у кого были организаторские и педагогические способности. Кто пытался сберечь детские души от вражды, насилия, веря в общечеловеческие ценности и идеалы, которые будут востребованы в мирной жизни, в созидании нового общества. Среди них те, кто подписал декларацию скаутмастеров, призывающую к сотрудничеству с комсомолом, В.Цауне, Г. и Е.Дитрихи, В.Яковлев и другие. Скаутмастера предложили свои услуги Всевобучу - организации, которая при военных комиссариатах готовила к службе в армии до­призывную молодежь. Изучение строя, азбуки Морзе, флажковой связи, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности - все это было необходимо будущим воинам. Поэтому скаутские дружины получили государственную поддержку органов всеобщего военного обучения.

В стране возникло несколько различных по названию организаций, в основе которых, лежала воспитательная система “скаутинг”. Они использовали формы, методы и содержание скаутизма: части особой подготовки допризывной молодежи, отряды юных коммунистов (ЮКи), юные коммунисты-скауты, дружины красных скаутов, РОЮР - Русская организация юных разведчиков и т.п.

По содержанию деятельности выявилось четыре направления.[iii] Первое - традиционный скаутизм, с мастерскими, в которых ребята получали трудовые навыки, сдавали испытания на разряды, подчинялись жестокой военной дисциплине, воспитывали в се­бе навыки разведчика. Таких отрядов было большинство, они отказывались от участия в любых политических акциях, не примыкали ни к какой политической партии, ни к одному из нескольких  десятков молодежных организаций. Второе направление скаутского движения - объединение “Лесных братьев” - последователи идей игры в следопытов леса, охотников. Третье направление - юкизм. Оно появилось в декабре 1918 года, когда проходил II съезд Всевобуча (Всеобщее воинское обучение граждан - организация существовала в 1918-1923 гг.). На нем было принято решение создать Всероссийскую организацию юных коммунистов (ЮК), применяя в работе с подростками так называемый “новый скаутинг”. Четвертое направление - пионерство, или “освобожденный скаутинг”. Это направление и было развито в пионерскую организацию, которая помогала советской власти формировать и нового человека и новые коллективистские отношения между людьми. Помогала реформировать Советскую Россию в духе коммунистической доктрины. Остальные три направления, как не соответствующие новому базису и надстройке советского общества сошли с исторической сцены.

Возродился скаутинг в России в 90-е годы ХХ века, когда изменились базисные условия, появилась частная собственность на основные средства производства, многопартийность и многовариантность детского и молодежного движения. В возрожденном скаутинге вновь проявились его лучшие черты: воспитание гражданина своей страны, формирование личности ответственного человека за свою страну, стремление принимать активное участие в процессе ее развития.[iv] Практически во всех субъектах Российской Федерации имеются скаутские дружины, которые воспитывают детей, молодежь в духе любви к Родине, помощи своей семье, окружающим их людям. Скаутинг готовит молодежь к жизни через общение, практические дела, участие в улучшении окружающей жизни. Понимание российским государством роли молодежи, детских объединений в судьбе страны выразилось в том, что 2009 год был объявлен в России годом молодежи,[v] а правительство приняло решение отпраздновать 100 - летие детского движения, 100 - летия со дня основания скаутинга в России. Празднования пройдут 30 апреля -3 мая 2009 в Павловском парке, под Санкт-Петербургом, где был зажжен первый скаутский костер.

Все приведенные факты свидетельствуют, что скаутинг является важным методом социализации детей, подростков, молодежи, приобщения их к жизни, участия детей в жизни страны, как в условиях ее реформирования, так и в процессе созидательной поступательной деятельности.

 

Примечания

[i] Скаутизм в России: Труды I съезда деятелей по скаутизму. 26 – 30 декабря 1915 г. – Пг., 1916.;

[ii] «Русский скаут» // Социальная работа и педагогика: словарь-справочник. Сост. Н.Ф. Басов, Е.Е. Смирнова, А.И. Тимонин. Под ред Н.Ф. Басова, - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – С. 111.

[iii] Подробнее см. Кудинов В.А. Большие заботы маленьких граждан. М.: Молодая гвардия.- 1990

[iv] Социальное служение молодежи // Социальная работа и педагогика: словарь-справочник. Сост. Н.Ф. Басов, Е.Е. Смирнова, А.И. Тимонин. Под ред Н.Ф. Басова, - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – С. 125.; «Молодежь России» - федеральная программа // Социальная работа и педагогика: словарь-справочник. Сост. Н.Ф. Басов, Е.Е. Смирнова, А.И. Тимонин. Под ред Н.Ф. Басова, - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – С. 74.

[v] План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года молодежи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 г. № 1955-р

II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС