SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ  >

№ 1'2003

Ксения Дугина

 

ЖУРНАЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
ПОДЪЕМ 
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

Ангел-хранитель Ксении Дугиной

Художница Ксения Дугина — мастер на все руки. Ей все легко удается — и железный поднос цветами немыслимой красоты расписать, и из шелкового куска ткани сотворить такую кофту, что все вокруг ахнут, и ковер из тряпочных обрезков соткать, не ковер, а праздник для души. Но особенно хороши у Ксении куклы, и не просто куклы, а фигурки ангелов. Коллекционеры и галерейщики за ними охотятся, а детишкам из бедных семей художница дарит эти фигурки на именины. Ксения, по мнению всех, кто ее знает, — светлый и легкий человек, да и будь она иной, разве были бы такие необыкновенно милые лики у ее творений.

Рассказ о творчестве, обернулся рассказом о судьбе, о любви, о жизни...

Я — коренная москвичка. Бабушка моя по матери происходила из дворян. Замуж она вышла в 16 лет. В 1918 году ее семья решила покинуть страну. Они доехали до Екатеринодара, дедушку сняли с поезда и расстреляли (он был полковник царской армии), а бабушка осталась одна в чужом городе с тремя детьми, ничего не умея и никого не зная. Мама моя была самой младшей, ей было тогда семь лет.
Двоих старших детей бабушка в Екатеринодаре растеряла, потому что лежала в тифе. Выздоровев, она осталась работать при лазарете. И сразу же начала искать детей. Одного сына нашла живым в тифозном вагоне, что стоял на запасных путях станции, а другого, совершенно случайно, в психушке: кто-то из медработников лазарета сказал, что там лежит мальчик, который ругается по-французски. Потом бабушка с божьей помощью сумела вернуться в Москву и поселилась в своем собственном двухэтажном доме на Таганке, правда, в бывшей комнате привратника, потому что к тому времени ее дом был уже национализирован. Она устроилась медсестрой в одну из больниц, и на ее скудное жалование семья жила, случалось, голодали, но выжили. Когда в 60-м году бабушка умерла, мы положили ее в гроб так, как она просила: в белой сестринской косынке с красным крестом надо лбом. В гробу она была красивой.
Мама моя окончила музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова и пела на эстраде. А папа приехал в Москву из Сибири. С мамой он познакомился, будучи студентом, когда снимал угол у бабушки. Впоследствии папа стал профессором, известным специалистом в области турбин. Заведовал кафедрой в Московском энергетическом институте. Жили мы на Чистых прудах. Атмосфера в доме была замечательная. По вечерам за столом у нас всегда были люди — друзья родителей. Пели, играли на гитаре, фортепиано, вели интересные разговоры. До пяти лет я жила у своей няни, выпускницы Смольного института, очаровательной женщины Анны Ивановны, обучавшей меня рукоделию, французскому языку и манерам. Домой меня брали только на воскресенья. Надо сказать, что рукотворчеством я занималась с тех самых пор, как себя помню, всегда что-то лепила, вырезала, раскрашивала, шила. Девочка я была тихая и молчаливая. Родители со мной и сестрой общались мало. Для них было достаточно, что мы есть. Я в том смысле, что им так было интересно друг с другом, что на нас просто времени не хватало.
После школы я хотела сразу же пойти в институт имени Сурикова на факультет прикладного искусства, но родители настояли, чтобы я поступила в архивный, тогда это было весьма престижное учебное заведение. Я поступила, во многом благодаря моему свекру (к тому времени я уже успела выскочить замуж), весьма высокопоставленному чиновнику из издательской сферы. С первым своим мужем я познакомилась в библиотеке иностранной литературы, куда пошла работать сразу после школы. Это был очень красивый молодой человек, правда, как выяснилось вскоре, весьма испорченный богемным образом жизни. Он водил компанию с детьми партийных и государственных чиновников, короче говоря, был типичным представителем «золотой молодежи» того времени. Прожив с мужем где-то около года, я объявила, что подаю на развод. Саша к тому времени уже учился в МГИМО, изучал скандинавские языки. А в этом, самом престижном вузе страны, который готовил будущих дипломатов, разведчиков и всякий прочий истэблишмент, очень следили за тем, чтобы все было чинно-благородно и морально устойчиво. И разводы в эту схему как-то не вписывались. В общем, получился жуткий скандал. На меня ополчились все — его родители, мои родители, моя сестра, друзья. Кончилось тем, что поломала я все вдребезги: с мужем развелась, с родителями разругалась, из осточертевшего мне института ушла. Поступила в вечерний класс художественной школы при Суриковском институте, а потом, наконец, и в сам институт. Когда я училась в художественной школе, стал ухаживать за мной один молодой человек по имени Борис. Ухаживал красиво. И все приносил с собой на занятия какую-то еду, потому что я в то время очень нервничала, плохо ела и была страшно худая. Но, как личность, этот парень меня не интересовал. Но как-то мы с ним сошлись. Думаю, потому что я тогда была в разладе сама с собой, в ссоре с родителями, и мне попросту хотелось какого-то человеческого участия. И когда я подумала: “Господи, Боже мой, чего же это он за мной ходит?”, он уже к нам на квартиру (я тогда жила с родителями) свои вещички перенес. А тут выяснилось, что я беременна. О том, чтобы сделать аборт, у меня и мыслей не было. Ну, мама и сестра пошли в атаку — как это рожать без мужа? Я и расписалась. Потом взяла «академку», полгода лежала на сохранении и родила Никиточку, любимого сына.
После рождения сына я восстановилась в институте, но мне было очень трудно продолжать учение. Дело в том, что к тому времени у папы появились интересы на стороне, а мама, чтобы не впасть в депрессию, устроилась секретарем-референтом в один из известных московских вузов и даже слышать не хотела о том, чтобы бросить работу и посидеть с внуком. Кроме того, так получилось, что Борис не спешил устроиться на работу и предпочитал оставаться свободным художником, поэтому семью приходилось кормить мне. В конце концов институт я бросила. Отдала Никиту в ясли, а сама подрядилась оформлять парикмахерские, потом мне предложили работу на заводе художественной гравюры, что на Масловке. Работа была сдельная, и в первый месяц я заработала аж 206 рублей, по тем временам это были очень приличные деньги. Но чтобы их получить, приходилось работать и денно и нощно. (С тех самых пор я букеты ненавижу и лелей, и русские пляски на фоне березок, потому что за годы своей работы на этом заводе нарисовала их незнамо сколько). Зарабатывала я хорошо, и все вроде бы шло нормально: Никита в детском саду, муж дома сидит (надо сказать, что у нас к тому времени была уже трехкомнатная квартира, купленная на деньги моего отца), продумывает сюжеты своих будущих картин, а я работаю. Но прошло время, и у меня началась жуткая аллергия на масло, скипидар и лак. Что делать? Другой-то профессии у меня нет. Потом, я не член Союза художников. Решила, ладно, пойду снова парикмахерские оформлять. Но тут судьба надо мной смилостивилась: генеральный директор нашего завода предложил мне стать мастером на одном из филиалов. И вот прихожу я на этот филиал и, боже ты мой, не производство, а помойка помойкой. На втором этаже халупка, кабинет мастера. Захожу, сажусь за стол, грустно мне. Но тут солнышко проглянуло, все сразу изменилась, похорошело и как-то так на душе полегчало. “А ведь хорошо мне здесь”, — думаю. Так я начала работать в новой должности. И как-то справлялась. В подчинении у меня были маляры, штамповщики, художники, лакировщики, грузчики. Кроме художников, пили все. И было у меня два кошмара: первый — это следить, чтобы наше производственное помещение, начиненное лаками и красками, не сгорело по вине какого-нибудь пьяного грузчика, а второй — ежемесячный отчет — во-о-т такая огромная простыня, которую прежде чем заполнишь, поседеешь. И как раз, когда я мучилась над очередным отчетом, к нам на филиал прислали нового начальника, Александра Ивановича Дугина, и с этого времени началась главная страница моей жизни. Да, почему страница? С этого времени, по сути, и началась моя жизнь.
Честно сказать, я на него сначала внимания не обратила. Не до того было. У меня голова кругом шла от своих проблем — горит план, из-за чего могут снять прогрессивку, сын в двойках погряз, дерзит, муж ноет, что в нем погиб великий художник, и ругается, что поздно домой прихожу, отчет опять-таки не сдан, в общем, сплошные неприятности...
И вот зовут нас на пятиминутку, и директор представляет нового начальника филиала — невысокого усатого мужичка. Обыкновенного такого. Начал он выступать, я сижу, о своем думаю, а он поднимает глаза — веки у него такие тяжелые — смотрит на меня, замолкает и вдруг краснеет.
“Ага!”, — отмечаю, а самой приятно, ведь женщина есть женщина...
...Я не готова была к любви. Я даже не верила, что так бывает... Я уже смирилась со своей жизнью, привыкла к своему всегда ноющему мужу, хотя порой приходила домой, запиралась в ванной и ревела. А тут такая напасть... Главное, что меня удивило в Сане, это то, что он не расфуфыривался передо мной, как все мужики, не распускал перьев. Он был такой, какой он есть, абсолютно естественный и, как я поняла впоследствии, надежный, как каменная стена. Это был самый натуральный производственный роман длиной в целых пять лет. Мы встречались на работе и говорили о работе. Свиданий у нас с ним не было, единственное, что мы себе позволяли — он провожал меня на трамвайную остановку у Останкинского пруда. Однажды, указав на Шереметьевский дворец, Саня сказал: “Если у нас с тобой в жизни не получится быть вместе, то когда умрем, знай, что встречаться мы с тобой будем по ночам в его залах”. Мы и сейчас, когда проезжаем мимо, останавливаемся на этом месте, там деревья такие красивые...
А выхода-то у нас не было, так мне казалось. У него жена, очень хороший человек, врач-терапевт, мать, двое дочерей, выстраданная квартира. У меня — мама, сестра, которые меня не поймут (они всегда считали нас с Борисом очень красивой парой), сын Никита, и, наконец, муж, хоть и бездельник, но муж, не чужой же человек... У каждого из нас есть обязательства перед близкими людьми, перед детьми. Нельзя же свое счастье строить на трупах? Так я думала тогда, и когда почувствовала, что схожу с ума от всех своих мыслей, решила все резко отрубить и уйти с работы, чтобы больше не видеть Александра Ивановича, как говорится — с глаз долой, из сердца вон. Сказала ему о своем решении, когда он меня в очередной раз провожал домой. Саня ничего не ответил, только смотрю, у него по щекам слезы текут. И тут, меня как ударило: “Господи, что ж я делаю! Ведь это моя единственная жизнь, и почему я должна ее губить? Ведь никто никогда мне не скажет “спасибо” за то, что я отказалась от любимого человека. Разве я не имею права быть счастливой!? ”.
Спустя несколько дней Саня пригласил меня с Никитой в ресторан, сыну тогда было лет 15, самый противный возраст. Надела я на парня костюм, поехали мы. Саня нас ждет, столик заказал. Познакомила я их. Саня налил Никите чуть-чуть коньячку и говорит: “Никита, я пригласил тебя сюда, чтобы попросить руки твоей мамы”. Никите, по-моему, очень польстило, что у него, как у взрослого, согласия спрашивают, и он так серьезно сказал, что он лично не против, а потом совсем по-детски спросил: “А как же папа?” И Саня ему ответил, что это проблему он берет на себя. Нужно сказать, что Никита у меня ребенок был трудный. После восьмого класса его попросили из школы, так как он сильно учителям нервы портил, и я, можно сказать, с большими трудностями “по бартеру”, устроила его в художественный колледж учиться на гравера, в обмен на то, что согласилась в этом колледже вести роспись по металлу. Во многом я была сама виновата: как раз в те годы, когда должна была быть рядом с ним, у меня на него не хватало ни сил, ни времени, потому что мне приходилось содержать семью, и я вертелась как могла — делала по заказам кукол, писала иконы (по благословению священника нашего прихода), преподавала. Борис, углубленный в себя, в свои творческие проблемы, как мне кажется, сына попросту не замечал. Ну а сын, вольный казак, связался с плохой компанией, и дело чуть не дошло до наркотиков. Так что приход Сани в наш дом оказался для моего Никиты очень даже своевременным. Что меня удивляло, так это то, что мой сын как-то сразу Саню зауважал, и я думаю потому, что он никогда не повышал на него голоса и всегда внимательно выслушивал. Он говорил с ним как со взрослым человеком, и Никите это очень нравилось. И Сане удалось то, что не удалось родному отцу, — Никита допустил его до себя, до своих проблем
С Саниным появлением в моей жизни все стало на свои места. Впервые рядом был человек, который все решал сам и за все, что есть в нашей жизни, нес ответственность. Хотя ситуация была очень сложная. Саня свою квартиру и дачу оставил жене и девочкам, а мою кооперативную на Алтуфьевском шоссе мы никак не могли разменять, поэтому все жили под одной крышей — мы с Саней, Никита и Борис, такая вот получилась коммуналка. Подобное житье, конечно, трудно назвать гармоничным, но мы с Саней как-то справлялись, наверное, благодаря чувству юмора. Так мы прожили несколько лет, и только когда умерла моя мама, а у Никиты уже родился сын, мы отдали ему ее однокомнатную квартиру.
Саня для меня стал самым настоящим ангелом-хранителем. Лишь благодаря ему, я сумела пережить испытание, которое выпало мне.
А история была такая. Еще до знакомства с Саней, мы с подругой, не оставляя основной работы, решили открыть кооператив по производству “рашн-деревяшн”, тогда как раз перестройка начиналась, и иностранцы в больших количествах покупали всякие русские сувениры. Организовали дело хорошо. Стали появляться деньги, а тут еще случилось, что мои давние знакомые поехали по турпутевке в Америку, да там и остались, бросив в Москве квартиру и дачу (кстати, и то и другое Саня, по их просьбе, впоследствии приватизировал на их имя). Так вот они предложили брать продукцию нашего кооператива на консигнацию. Нам это показалось выгодным, и мы согласились. Отправила я им большую партию товара и сама три месяца проработала у них под Бостоном, делая кукол по заказу (фарфоровых кукол, кстати сказать, я делала уже много лет, их хорошо покупали). Так вот, мне уже уезжать, я нервничаю: у меня невестка на сносях, а мои друзья мне за проданный товар денег не отдают, говорят, что, мол, сейчас не могут, только через месяц. Ну что делать, люди-то, чай, не чужие. Поехала я в Москву, где меня голодные художники с семьями ждут, поехала не с деньгами, а с долговым обязательством. Надо сказать, что у нас в кооперативе все было на доверии построено. Люди знали, что я неприменно им за работу заплачу, и никаких расписок с меня не брали. Что делать? Саша говорит: “Людей обманывать нельзя”. Ну и стали мы потихонечку распродавать вещички, чтобы заплатить самым голодным. А денег из Америки все нет и нет. Хоть и дорого, но, временами, звоню, а мои друзья мне каждый раз в ответ — скоро вышлем, потерпи.
Прошло полгода, наступила зима, опять звоню, а они меня огорошивают тем, что, оказывается, вообще не собираются отдавать нам долг. Тут Саня берет трубку и вступает в разговор. “Решайте, — говорит, — что вы хотите, чтобы я продал: вашу квартиру или дачу. Я вычту сумму долга, а остальные деньги положу на ваш счет”. Они трубку бросили, а через три дня утром ворвались ко мне в квартиру бандюки и требуют, чтобы я отдала все документы на эту квартиру и дачу. И для пущей убедительности набирают Никитин номер телефона, дают мне трубку, и слышу я, как моя невестка рыдает: «Мама, — говорит, — отдайте им, пожалуйста, все, что они просят. Они Витеньку из кроватки вынули и голеньким над перилами балкона держат». Конечно, все документы я им тут же отдала. После этого случился у меня нервный срыв. Я два месяца пролежала на кровати лицом к стенке. Выходил меня Саша. После всей этой истории решили мы с ним, что никаким бизнесом я больше заниматься не буду, потому что главное в жизни — это спокойствие, и копить надо не деньги и тряпки, а хорошие воспоминания, ведь к гробу багажника не привяжешь...
С художниками со всеми я расплатилась, распродали мы все, что у нас было, но никто на меня в обиде не остался. В том же году я начала делать ангелов... Первого сделала для своего внука, чтобы как-то его защитить...

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2002

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

 

Редакция

Учредитель: издательство "БЕЛМАКС"

Главный редактор Ирина ДМИТРИЕВА

Издается с 2003 года.

Адрес для электронной почты ivd@belmax.ru  

WEB-редактор Вячеслав Румянцев