О календаре и Спасе
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > ПРАВОСЛАВНИЕ >

ссылка на XPOHOC

О календаре и Спасе

-

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Федор Гиренок о календаре и Спасе

Месяцеслов - это целостный космос традиционной русской культуры.

Спаси Христос!

"...Домострой - это не теория в современном смысле этого слова. В нём формулируетсся строго определённая норма и образец жизнеустройства человека. В традиционной русской культуре роль такого нормативного предписания играл месяцеслов, то есть календарь. В нём была развита символическая структура языческого, а затем и христианского сознания наших предков. Ведь что такое символ? Это любое природное или социальное событие, которое воспринимается так, что оно никогда не означает то, что оно означает. В месяцеслов, замечает А.Стрижев, "органично были вплетены предметы развития природы, животного и растительного мира, солнечного и лунного цикла, соответствующие правила питания и труда, нормы социальной организации, семейных отношений и почитания предков. Месяцеслов - это целостный космосс традиционной русской культуры, свод примет, метких речений и нормативов поведения". Благодаря символической структуре сознания кресстьянину Древней Руси и средневековья удавалось объединить в одно целое, в один упорядоченный космос ритмы своей жизни и ритмы природы...

"Онтология ума" наших предков координировала не только естественное течение природных процессов и трудовой ритм, но и общение в миру, с домоустройством, правилами питания и семейных отношений... Наши предки до 18 августа, то есть до Спаса на горе, не употребляли в пищу ни фрукты, ни овощи (за исключением огурцов). Они считали это грехом. Почему? Потому что до 18 августа, дня Преображения, плоды ещё не созрели. Они мелки, зелены и некрасивы, то есть продолжают расти и набирать силу. И только с 18 августа на столе появляются овощи и фрукты, ибо, как говорили в народе "Пришёл Спас, всему час". У этого обычая есть ещё одна сторона. Связана она с традицией, обязывающей в этот день наделять бедных и неимущих дарами садов и огородов. Эта традиция соблюдалась так строго, что если кто-то отказывался от исполнения доброго дела, то его считали недостойным общения и мирского сообщесства.

(http://splendor.virtualave.net/FORUMS/traditio/posts/399.html)

На январь:

6 января - Богоявление Господне

16 января. Поклонение веригам св. апостола Петра. День этот слывет в сельскохозяйственном быту под названием Полукорма, так как с этого времени остается держать домашний скот на зимнем корму еще другую половину зимы до наступления весны. Об этом дне малороссы по созвучию замечают: «на Петра вериги, трутся крыги» (льдины); это значит, что с настоящего времени начинает ломаться лед

18 январяДень свв. отцов Афанасия и Кирилла Александрийских. Первый из этих угодников в русском простонародье слывет под именем Ломоноса, так как обыкновенно около дня его памяти бывают сильные морозы, во время которых многие замораживают себе лица. Потому простолюдины справедливо замечают: «На Афанасия береги нос». От имени этого святого лютые морозы эти называются Афанасьевскими. На основании подобного же наблюдения простой русский люд по созвучию имени другого угодника, Кирилла, замечает: «Афанасий и Кирило забирают за рыло».

22 января - День св. апостола Тимофея. Простолюдины, замечая, что около дня этого угодника приходится половина зимы, апостола Тимофея называют Полузимником. На Тимофея же, по замечанию наших поселян, бывают сильные морозы, которые от имени этого угодника часто называются Тимофеевскими.

24 января - День преподобной Ксении. Подобно тому, как св. апостол Тимофей называется Полузимником, на том же основании преподобная Ксения носит имя Полузимницы. Во многих местах эта угодница еще именуется Полухлебницей, так как с этого дня половина срока осталась до нового хлеба и так как к этому времени озимое зерно пролежало в земле половину срока до всхода. На день преподобной Ксении наши предки имели обыкновение справляться на торгу о ценах хлеба и, если замечали, что они повышались, ожидали дороговизны; если же понижались — ожидали дешевизны хлеба.

31 января - День преподобного Никиты, епископа Новгородского. Русский Народ считает этого угодника хранителем от пожара и молнии, и потому в «Сказании о том, киим святым каковыя благодати исцелений от Бога данным», назначается молитва об избавлении от этих бедствий. Очевидно, что верование это основывается на жизнеописании св. Никиты; в нем повествуется, что этот святой «пожар града молитвами своими угаси и ина многа чудес творяше».

Далее читайте:

Богоявление (epijaneia, epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятый праздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня.

Навечерие Богоявления, Крещенский сочельник.

Православные иконы:

| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш-Щ | Э | Ю | Я |

Все религиозные термины:

| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС