> XPOHOC > РЕЛИГИИ МИРА
 ссылка на XPOHOC

Беспоповцы

--

РЕЛИГИИ РОССИИ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Беспоповцы - направление в старообрядчестве с конца XVII в. Его последователи отвергли церковную иерархию. Наставники Б. избираются из мирян. Из христианских таинств сохранили только крещение и исповедь. Их вместе с богослужением совершают наставники. Среди Б. возникло много толков и согласий. Например, длительный спор о признании таинства брака завершился разделением на безбрачников, или федосеевцев, и брачников, у которых это таинство стали совершать наставники. Крайний фанатизм свойствен идеологам спасовского толка, возникшего в Керженских скитах. В качестве выхода из царства антихриста они указывали верующим путь самоубийств и самосожжений. В XVIII в. образовались поморский толк (даниловцы), филипповский толк и бегунский (страннический) толк. Наибольшим влиянием сейчас пользуются поморы-брачники в Литве, которыми руководит Высший старообрядческий совет в Вильнюсе.

Использованы материалы сайта http://mirslovarei.com/


Беспоповцы — одно из 2 наиболее крупных направлений (наряду с поповцами) в старообрядчестве, возникшее в кон. XVII в. Осн. положения Б. утверждены на старообрядч. соборах 1692 и 1694 в Новгороде Великом. Б. считали, что после реформы Никона Рус. Православ. Церковь отступила от «истинной», «старой» веры, они отрицали православ. церк. иерархию; отказались от священников (отсюда назв.), заменив их выборными наставниками и начётчиками; провозглашали принцип всеобщего священства поскольку «благодать священства взята на небо», «каждый мирянин есть священник», признавали необходимость только 3 религ. обрядов (таинств): крещения, исповеди (в несколько иной форме, чем в православии) и причастия (понималось как духовное приобщение к Богу). Б. признавали воцарение в «мире» Антихриста — или духовного (под к-рым подразумевалась «никонианская» церковь), или личного (воплощавшегося в конкретных лицах, как правило, в правящих монархах); не признавали царя и цар. власти (т. к. она покровительствует официальной православ. церкви и подвергает преследованиям сторонников староверия). Все живущие за пределами беспоповских общин считались «мирскими», принадлежащими к «миру Антихриста», чтобы избежать «Антихристовой скверны » и спасти свою душу, приверженцы «истинно православ. веры» должны были избегать контактов с «мирскими», не допуская общения с ними «ни в еде, ни в питье, ни в молитве». Всех переходивших к ним православных, старообрядцев-поповцев («иноверцев») принимали только через повторное крещение. Беспоповщина зародилась на севере и северо-западе России (Поморье), а затем распространилась в Поволжье, на Урале и в Сибири среди гос. и оброчного крест-ва, а также ремесленников и купцов. Известная религ. отчужд ённость наблюдалась в отношениях между предст. разл. беспоповских толков. В 1-й пол. XVШ в. наибольшим влиянием среди них пользовались поморцы (зародились в 1694 в лесах по р. Выг). Центром поморцев стала Выговская пустынь во главе с братьями А. и С. Денисовыми. В нач. XVIII в. от поморцев отделились филипповцы, известные религиозным фанатизмом и самосожжениями. В конце XVII в. на пск. и новг. землях сформировались федосеевцы, которые выделялись своим учением о всеобщем безбрачии и проповедью аскетизма. Тогда же в керженских лесах появились нетовцы, или спасовцы («нет в мире ни православ. священства, ни таинств, ни благодати», а спасение можно получить, только уповая на Иисуса Христа — Спаса).

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия

 

 

РЕЛИГИИ РОССИИ

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС