SEMA.RU > XPOHOC > РЕЛИГИИ
 ссылка на XPOHOC

Братства православные

--

РЕЛИГИИ РОССИИ

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Братства, национально-православные организации русских людей в Малороссии и Белоруссии в XV-XVII в. Создавались обычно вокруг приходских церквей на основе ремесленно-цеховых объединений. Братства имели свои уставы, собирали взносы со своих членов. В 1439 возникло братство во Львове, в 1458 — в Вильно, во 2-й пол. XVI -н. XVII вв. — в Мстиславле, Бресте, Минске, Орше, Перемышле, Киеве. Братства открывали типографии, школы, где преподавание велось на старославянском и греческом языках. Вокруг этих школ собирались русские культурные силы, издавались и распространялись церковная богословская и политическая литература. Братства сыграли большую роль в сохранении русского национально-православного самосознания в борьбе с экспансией католичества и униатства. Киевское братство стало даже политическим центром русского национально-освободительного движения в Малороссии против польских оккупантов.

О. П.

Русское небо


Братства православные — религиозно- национальные общины, учреждавшиеся в кон. XVI—XVII в. при православ. церквах, из прихожан на терр. Белой Руси, Украины и Литвы для защиты своих сословных интересов от распространения католицизма и униатства, а также для поддержания благосостояния своих храмов, устройства церковных празднеств и т. д. Чем больше возрастала для православия опасность со стороны иезуитов и униатов, тем сильнее становились Б. п. Они возникали во всех главных городах указанных территорий, брали под свой патронат православные церкви и монастыри, устраивали на свои средства больницы, богадельни, странноприимные дома, училища, школы и др. Их организационные формы напоминали средневековые городские цехи. Б. п. имели свои уставы. Боролись за право ставропигии, т. е. за независимость от местного духовного начальства и подчинение непосредственно патриарху. Первые Б. п. появились ещё в XV в. (старейшие во Львове и в Вильно), в КаменецПодольске и Рогатине — в 1589, в Могил ёве — в 1590, в Бресте — в 1591, в Перемышле — в 1592, и др. Некоторые из Б. п. стали весьма влиятельны и получили широкую известность, как напр., в г. Львов. Патр. Антиохийский Иоаким во время своего проезда (1586) через Галичину дал львов. Б. п. большие права: вопервых, он вывел братство из подчинения местному епископу и дал ему ставропигию; во-вторых, братство получило право искоренять всякое бесчиние в церкви, следить за деятельностью священников, обличать даже епископов, если те будут нарушать православ. постулаты или христианск. нравственность, отлучать недостойных от церкви и т. д. Львовское братство завело у себя больницу, типографию и школу и своим вмешательством в церк. дела весьма стеснило львовск. епископа. Б. п. были основаны на демократич. принципах. Их членом мог быть каждый, кто делал взнос на общие расходы. Осн. массу «братчиков» составляли горожане, однако, кроме них, в Б. входили представители духовенства, шляхты и крестьян. В 1620 в Киево-Богоявленское Б. п. вписалось всё запорожское войско во главе с гетманом П. К. Сагайдачным. Во Львове инициаторами создания братства и его гл. деятелями долгое время были горожане, духовенство же оставалось вне организации, а представители шляхты вошли в него лишь в XVII в. По образцу Львовского было учреждено Троицкое братство в Вильно, появились Б. п. и в Белой Руси: в Бресте, Витебске, Гродно, Бережанах, Могилеве, Минске, Мстиславле, Орше, Полоцке и др., а также в укр. городах: Киеве, Луцке, Холме и др. В Виленском, Луцком и Киевском братствах ведущую роль играли духовные лица и шляхта. Б. п. заботились о просвещении народа, с тем чтобы подготовить достойных учителей православ. веры и благочестия. Стали появляться училища, которых ещё не бывало на Руси: в них обучали не только славянской грамоте, но и греческому, латинскому и польскому языкам, а также грамматике, риторике, астрологии, математике и др. На базе школы Киевского Б. в 1632 была создана Киево-Могилянская коллегия (позднее академия). Из братских школ вышел ряд писателей, учёных, политич. деятелей, деятелей просвещения, книгопечатания, искусств, которые содействовали укреплению связей украинских и белоруских народов с русским народом (напр., Иов Борецкий, Лаврентий Зизаний, Памва Берында, Захария Копыстенский, Епифаний Славинецкий и др.). Согласно своему уставу, члены Б. п. в случае нужды обеспечивались беспроцентной ссудой, обязывались помогать друг другу при болезнях, устраивать похороны, содержать общую свечу в церкви и т. п. С введением Брестской унии (1596) деятельность Б. п. сильно затруднилась, однако они продолжали существовать почти до кон. XVIII в., являясь важным фактором культурного развития на Украине и в Белой Руси. Во 2-й пол. XVII—XVIII в., в связи с дальнейшим укреплением феодальных отношений, нек-рые деятели православной церкви создавали клерикальные организации, не имевшие ничего общего, кроме названия, с прежними Б. п., хотя и ссылавшиеся на их традиции.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия

 

 

РЕЛИГИИ РОССИИ

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС