Оптина пустынь
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > ПРАВОСЛАВНИЕ >

ссылка на XPOHOC

Оптина пустынь

к. XVIII в.

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Оптина пустынь

Оптина пустынь. Вид со стороны реки Жиздры. XIX век.

Оптина пустынь. Современный вид.
Фото Людмилы Румянцевой. 2008 год.

Оптина пустынь - один из крупнейших духовных центров России XIX в., место поломничества её ярчайших представителей. Духовное могущество Оптиной пустыни имеет глубокую предысторию, восходящую к VIII-XIII вв.

Посреди Калужской области расположено ополье. Оно не велико 75х50 км. Тут потрясает широта пейзажей. Леса тут не велики и холмистые ландшафты первозданно прекрасны. В VIII-X вв. славяне вятичи облюбовали ополье и плотно его заселили. На юго-восточной окраине ополья расположен прославленый своим мужеством город Козельск. Летописцы начинают упоминать этот город с 1146 г. Оптина пустынь выросла около Козельска.

Калужское, или вятичское, ополье очень богато древнерусскими летописными городами. Вот их имена: Брынь, Серенск, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль, Мощин. Дорога ведущая к Оптиной пустыни проходит мимо городищ этих жемчужин русской истории. И чем менее известны старинные города вятичского ополья тем они притягательнее, тем более сулит радости встреча с ними.

Оптина пустынь в XXI в. остаётся великой духовной цитаделью, и даже многократное её посещение не отвращает желания приехать в монастырь под Козельском ещё много много раз.

+ + +

Оптина пустынь.
Владимирский собор до его разрушения еврейскими большевиками.
Слева на открытке пятикуполный Введенский храм.

Оптина пустынь.
Владимирский собор. Современный вид (2007 год).

Оптина пустынь (Козельская Введенская Оптина пустынь), православный монастырь на правом берегу р. Жиздры (левый приток Оки) в двух километрах от Козельска.

Время основания пустыни точно неизвестно. Основателем же ее, по преданию, является раскаявшийся разбойник Опт.

Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России очень велико. Она является лучшим свидетельством духовного возрождения, возникшего в к. XVIII в. в России.

Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они, эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена его творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.

Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского, молдавского старца, возродителя “Духовного делания” в монашестве, выходца из Полтавской губ. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхим. Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его ученик и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка, писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирин, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии “Цельности духа”, которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.

Оптина пустынь.
Казанский храм. Современный вид (2007 год).

При старце Амвросии — ученике о. Льва и о. Макария, Оптина достигает расцвета. Слава о старце гремит по всей России. К нему устремляются со всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы. Во время расцвета России и Оптиной пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление.

Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов), ученик старца Амвросия — Иосиф, старец Варсонофий — в миру полковник генерального штаба, по благодатной одаренности подобный своим учителям. Последние старцы: Феодосий-мудрец, Анатолий-утешитель (Потапов) и дивный Нектарий — продолжали ту же традицию.

Последний из них — старец Нектарий во дни огненного испытания Родины утолял духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.

К старцам Оптиной пустыни тянулись выдающиеся писатели и мыслители России — Н. В. Гоголь, С. П. Шевырев, М. П. Погодин, К. Д. Кавелин, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, С. А. Нилус, В. В. Розанов и мн. др.

При большевиках обитель была разорена. Возрождение ее началось в 1987. В июне 1988 причислен к лику святых прп. Амвросий Оптинский. Память преподобного празднуется 10/23 октября.

16 ноября 1988 в Оптиной совершилось чудесное явление благодатной росы на Казанской иконе (написана в XVIII в.). В тот же день начала мироточить недавно написанная икона прп. Амвросия.

26 июня 1996 был причислены к лику местночтимых святых Оптинские старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеросхимонах Никон (Беляев) как исповедник и архимандрит Исаакий (Бобриков), священномученик.

Празднование Собора Оптинских старцев 11/24 октября.

Русское небо


Могила И.В. Киреевского в Оптиной Пустыни.

Оптина Введенская Козельская пустынь — один из известнейших православных мужских монастырей близ г. Козельска (Калужская обл.). В настоящее время монастырь получил статус ставропигиального, имеет свои подворья в Москве и Петербурге. Оптина пустынь была основана на рубеже 14—15 веков. Вплоть до середины 16 века в ней совместно обитали монахи и монахини (так называемые "средостенные" монастыри), что было запрещено при Иване Грозном на Стоглавом соборе. После разорения литовскими и польскими войсками в 1610—1617 годы долгое время монастырь был беден и малоизвестен. Всероссийскую известность он приобрел в начале 19 века, когда превратился в центр возрождающегося в России так называемого института "старчества". Старцем назывался живший в отдельной келье у монастырской стены мудрый и почитаемый монах, который являлся для паломников высшим духовным авторитетом; к нему они тянулись, чтобы признаться в своих прегрешениях, получить доброе наставление и совет, как поступить в согласии с Богом в затруднительных обстоятельствах (подробно об этом рассказано в романе Достоевского "Братья Карамазовы"). В 1821 году на территории монастыря был устроен Иоанно-Предтеченский скит. Монастырь посещало большое число паломников. В его ограде наряду с культовыми зданиями и кельями монахов имелись гостиница для богомольцев, странноприимный дом, больница для монашествующих и мирян. Важную роль в жизни Оптиной пустыни сыграли старцы Леонид, Макарий, преподобный Амвросий и др. Монастырь приобрел славу как один из центров русской культуры. Здесь собирались, переводились и переписывались труды древнерусских, византийских, древнегреческих авторов; была развернута широкая научно-публикаторская деятельность, которой большое внимание уделяли известные просветители братья Иван и Петр Киреевские (оба похоронены в монастырской ограде около стен главного Введенского собора). Оптина пустынь оказалась местом духовного притяжения выдающихся русских писателей и мыслителей. Приезжал в эту обитель Н. В. Гоголь (жил в отдельном домике), неоднократно бывал здесь Ф. М. Достоевский (и ему отвели домик), не менее шести раз посещал пустынь Л. Н. Толстой. Сюда приезжали В. А. Жуковский, И. С. Тургенев,  А. М. Жемчужников, А. К. Толстой, А. Н. Апухтин, Н. Г. Рубинштейн, В. С. Соловьев, В. В. Розанов и многие др. Отдельно следует отметить К. Н. Леонтьева, который четыре года жил в этой обители и здесь же в келье старца Варсонофия принял тайный постриг под именем Климента; он избрал путь строгих монашеских правил. В 1923 году монастырь был закрыт по настоянию советской власти, Многие вещи, в том числе большую часть книг, из него вывезли. Долгие годы монастырские здания находились в аренде у различных организаций, помещения пришли в упадок. Вот свидетельство очевидца — писателя Владимира Солоухина: "Остатки красной кирпичной стены как бы размыты сверху, как бы обтаяли. Точно так же размыты и обтаяли монастырские башни. Про главы Введенского собора, что он обтаял сверху, сказать нельзя, это было бы слишком слабо. Он обезглавлен и торчит в небо бескупольным барабаном. Точно так же обезглавлена Казанская церковь, к югу от собора. Владимирская церковь (больничная) исчезла совсем. От церкви Марии Египетской остался бесформенный остов". С начала 60-х годов в Оптиной пустыни ведутся реставрационные работы; на ее территории открыт филиал Козельского районного краеведческого музея. С 1987 года в монастыре стала возрождаться монашеская жизнь. В 1988 году был освящен первый храм — в честь Владимирской иконы Божией Матери. В настоящее время возобновилось паломничество, началось издание духовных книг, вновь собирается монастырская библиотека. О большом духовном авторитете О. п. сегодня свидетельствует и тот факт, что Священноархимандритом этого монастыря является сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В. В. Горбунов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 319-321.


Оптина пустынь.
Таким Введенский храм был при советской власти.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Ставропигиальный Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь) - монастырь в 4 км от города Козельска Калужской области на берегу р. Жиздры, основан, по преданию, в XIV-XV веках раскаявшимся разбойником Онгой. В XVII веке получил земли и владения от царя Михаила Федоровича. В XVIII веке пришел в упадок. Инициатива восстановления обители принадлежит митрополиту Московскому Платону (Левшину), пославшему туда в начале XIX века монаха Пешножского монастыря о. Авраамия. В 1821 году был основан скит во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, куда были приглашены о. Моисей и о. Антоний, подвизавшиеся в Рославльских скитах под руководством учеников старца Паисия Величковского, возродившего православное старчество. В 1829 году, когда о. Моисей был назначен настоятелем Оптиной пустыни, в монастырь прибыл о. Леонид (в схиме Лев) (Наголкин) (умер в 1841 году), положивший начало оптинскому старчеству. Старчество считается в православной церкви особым родом святости, открывающим дар различения духов, прозорливости и дающим право на духовное руководство. Старцы-руководители выбирались из лиц высокой нравственной жизни и назывались иногда духовными старцами. Отношение духовных детей к своему старцу регламентировалось положениями, взятыми из «Добротолюбия», и основывалось на безграничной вере старцу, непрекословии и отсечении своей воли. При старце о. Макарии (умер в 1860 году) и под его руководством издаются рукописи Паисия Величковского, хранившиеся в монастырской библиотеке, его житие и переводы святоотеческих текстов преп. Исаака Сирина, свв. Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Максима, житие Григория Синаита и др. В это же время происходит сближение с Оптиной пустынью деятелей русской культуры. Ближайшее участие в издательских делах и редактировании переводов принимали духовные дети о. Макария Киреевский и его жена Н. П. Киреевская (Арбенева), поселившиеся в 40-е годы в имении Долбино в 40 верстах от Оптиной пустыни, Шевырев, Голубинский, Т. И. Филиппов. В 1850 году совершал паломничество в Оптину пустынь поэт А. К. Толстой, останавливался здесь Гоголь (впервые — в июне 1850 году, вторично - в июне 1851 года, в последний раз - в сентябре этого же года), который писал иеромонаху Оптиной пустыни Филарету: «Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть как бы в Оптиной пустыни» (Письма, т. 4, с. 327). После смерти о. Макария старческий подвиг принимают о. Иларион (умер в 1873 году) и о. Амвросий (Гренков) (умер в 1891 году), который продолжил издание духовной литературы. Под его руководством выходит «Лествица» Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария, жизнеописания о. Моисея и о. Антония. В конце 70-х годов им основывается женская Казанская Шамординская обитель. В июне 1878 года в Оптину пустынь приезжал Достоевский вместе с В. С. Соловьевым. 2 раза беседовал с о. Амвросием. Беседы и посещение монастыря отразились в его работе над романом «Братья Карамазовы». В августе 1874 года Оптину пустынь впервые посетил, возвратившись из Турции, К. И. Леонтьев, его другом и духовником становится о. Климент (Зедергольм), перешедший из лютеранства в православие магистр греческой словесности; после его смерти в 1878 году Леонтьев становится духовным сыном старца Амвросия, почти ежегодно навещает Оптину пустынь и поселяется с семьей в 1887 году в «консульском» доме за монастырской оградой, здесь он пишет свои последние работы, а в августе 1891 года принимает тайный постриг под именем Климента. После смерти св. Амвросия традиции старчества продолжают о. Анатолий (умер в 1894 году), Иосиф (умер в 1911 году), Варсонофий (умер в 1913 году), Анатолий младший (умер в 1922 году), Нектарий (умер в 1928 году), Никон (умер в 1931 году). Последние старцы умирают в гонениях и ссылках. В Оптиной пустыни неоднократно бывал Толстой. Его сестра М. Н. Толстая, познакомившись в 1889 году с о. Амвросием, вступила в Шамординский монастырь. Уйдя из Ясной Поляны, Толстой пришел в Шамордино и Оптину пустынь, но не решился на встречу со старцами. Умирающий Толстой просит приехать в Астаново старца Иосифа, но приехавшего вместо него старца Варсонофия не допускает к Толстому его окружение. С Оптиной пустынью связано имя русского религиозного писателя С. А. Нилуса (1862-1929), духовного сына старца Варсонофия. Поселившись в доме, где до них жил Леонтьев, Нилус с женой прожили там с октября 1907 по май 1912 года. Работая с архивом, он становится своеобразным летописцем Оптиной пустыни, пишет книгу «Сила Божия и немощь человеческая» (ч. 1-2, 1908), «Святыня под спудом» (1911), «На берегу Божьей реки» (ч. 1-2, 1916-1919), наполненные ожиданием близости исторической катастрофы, пришествия антихриста. В 1923 году храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту - дом отдыха. В 1988 году Оптина пустынь возвращена православной церкви и в настоящее время практически полностью восстановлена.

А. П. Козырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 449.


Далее читайте:

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав.

Идиоритм — тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников.

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Литература:

Криволапов В.Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции. - "Писатель и время", вып. 6-й, М., 1991, с. 373-423.

О. Иосиф. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пустыни // Душеполезное чтение. 1898. № 1;

Богданов Д. П. Оптина 1тустынь и паломничество в ней русских писателей // Исторический вестник. 1910. № 10:

Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М., 1990;

Матвеев П. А. Гоголь в Оптиной пустыни // Русская старина. 1903 Лз 2;

Зайцев Б. К. Достоевский и Оптина пустынь // Литературная Россия. 1989. 18 декабря;

Зайцев Б. К. Оптина пустынь // Возрождение. 1929. 27 октября;

Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвиль, 1970;

Леонтьев К. Н. Избр. письма. 1854- 1891. Спб., 1993;

Леонтьев К. Н. Моя исповедь: Отец Климент Зодергольм, иеромонах Оптиной Пустыни. Онтинский старец Амвросий // Полное собр. соч. и писем: В 12 т. Спб., 2003. Т. 6, кн. 1;

Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Троице-Сергиева лавра. Ч. 1-2. 1992;

Четвериков С. Оптина пустынь. 2-е изд. Париж, 1988;

Котельников В. А. Православные подвижники и русская литература: На пути к Оптиной. М., 2002.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС