Антиохийская Православная Церковь
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ >

ссылка на XPOHOC

Антиохийская Православная Церковь

-

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Антиохийская Православная Церковь

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из старейших автокефальных православных церквей. Основана в 30-е гг. 1 в. н.э. в Антиохии, которая была третьим по величине городом Римской империи (вслед за Римом и Александрией; ныне - город Антакья в Турции). Основателем Антиохийской Православной Церкви считается апостол Пётр. После разрушения в 70 Иерусалима Антиохия стала центром христианства на Востоке. На 1-м Вселенском (Никейском) соборе (325) была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский, так же как и епископы Александрийский и Римский, провозглашался главенствующим епископом своего округа. Тогда под юрисдикцией Антиохийской Православной Церкви находились Сирия, Финикия, Палестина, Аравия, Киликия, Кипр и Месопотамия. После 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431) от неё откололись почти все восточные епархии, принявшие несторианство. На 4-м Вселенском (Халкидонском) соборе (451) Антиохийской Православной Церкви наряду с Константинопольской и Александрийской, которые раньше управлялись главенствующими епископами, получила статус патриархата, а патриарх Антиохийской Православной Церкви получил по преимуществам чести третье место в перечне предстоятелей православных церквей. По решению этого же собора 58 епархий Антиохийской Православной Церкви были переданы Иерусалимской православной церкви. Осуждение монофизитства на 4-м Вселенском соборе привело к разделению Антиохийской Православной Церкви на две части: оставшихся верными православию и склонившихся к монофиситству. Сохранившие православие получили название мелькитов (от слова «мельк» - император, т.е. сторонников византийского императора), принявшие монофиситство - яковитов. Мелькиты преобладали в эллинизированных прибрежных городах, монофиситы - в небольших городах и сельской местности внутренней Сирии. Контроль над патриархатом попеременно переходил от мелькитов к яковитам, а с 550 Антиохийская церковь официально разделилась на две части: православную и яковитскую церкви. После вторжения арабов в 7 в. Антиохийская Православная Церковь сумела сохранить свой статус, несмотря на то, что мусульмане поддерживали яковитов. Когда в период с 702 по 742 антиохийский патриарший престол оказался вакантным, этим воспользовались монахи, чтившие отшельника Марона своим святым покровителем, и образовали свой собственный маронитский патриархат Антиохии (см. Марониты). В 960 Византия вновь завоевала Сирию, после чего был восстановлен мелькитский патриархат, принявший византийские обрядность и канонический закон. Во время походов крестоносцев был создан католический Антиохийский патриархат. После ликвидации в 1268 антиохийского королевства крестоносцев, завоёванного мамлюками, удалось восстановить мелькитский патриархат, однако из-за того, что город Антиохия был почти полностью разрушен, патриарший престол в 1366 переносится в Дамаск. С 1724 по 1899 высшее духовенство патриархата избиралось из греков, однако впоследствии высшие духовные саны стали получать и арабы.

Догматика и обрядность в Антиохийской Православной Церкви практически такие же, как и в других православных церквах. Богослужение ведётся на арабском и греческом языках.

Главой Антиохийской Православной Церкви является патриарх, имеющий титул Блаженнейшего и святейшего (имя), патриарха великого Божьего града Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока, отца отцов и пастыря пастырей. Резиденция патриарха находится в Дамаске. При патриархе имеется Священный синод, который объединяет всех правящих архиереев и собирается, в соответствии со старыми канонами, один раз в год - после Пасхи.

Антиохийская Православная Церковь состоит из 18 епархий. 6 из них находятся в Сирии [Дамаск, Латакия, Халеб (Алеппо), Хама (Эпифания), Хомс (Эмесса), Эс-Сувейда (Бостра)], 6 - в Ливане [Бейрут (Беритос), Триполи, Аккар (Аркадия), Эль-Хадат (Библос и Ботрус), Захли (Гелиополис и Селевкия), Мердж-Аюн (Тир и Сидон)], остальные - в Турции, Ираке, Кувейте, странах Аравийского полуострова, Иране, в Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Епархии в южноамериканском и австралийско-океанийском регионах объединены в 3 экзархата: мексиканский, чилийский и австралийский.

Численность последователей Антиохийской Православной Церкви составляет приблизительно 800 тыс. чел. По этнической принадлежности это в подавляющем большинстве арабы. Живут главным образом в Сирии (св. 300 тыс.) и Ливане (238 тыс.). Сторонники Антиохийской Православной Церкви имеются также в Турции, Ираке, Кувейте и некоторых др. арабских странах, Иране, а также среди арабов-христиан, переселившихся в Северную и Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию.

О.Е. Казьмина.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 681-682.

Далее читайте:

Антиохия — город в Северной Сирии (совр. Антакия) на р. Оронт и византийская фема-дукат.

Патриархи Антиохийской Православной Церкови (биографический справочник).

Александрийская Православная Церковь - одна из старейших автокефальных православных церквей.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС