Игорь ИГНАТЬЕВ, Иван ФАДЕЕВ
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2010 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Игорь ИГНАТЬЕВ, Иван ФАДЕЕВ

2010 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Игорь ИГНАТЬЕВ, Иван ФАДЕЕВ

Католицизм сегодня: факты и размышления

Бенедикт XVI причащает в руку
хорошо известного еретика Роджера Шульца,
протестантского основателя
Тэзэ
(8 апреля 2005 г., площадь Св. Петра, Рим)

XX столетие стало поворотным в истории католицизма и всего западного Христианства. Пожалуй, никогда ещё мир не видел настолько глубокой секуляризации общества, падения авторитета Церкви и её внутренней деградации. Но что же послужило причиной этого? Неужели научно-технический прогресс и развитие экономики настолько губительны для веры? Или может ответ стоит искать в библейской мудрости «как слышать без проповедующего?» (Рим. 10,14).

При написании этой статьи авторы опирались как на литературные и мультимедиа – источники так и на живые свидетельства и наблюдения, полученные лично в странах Европейского Союза и в России. В своих рассуждениях мы опирались в том числе и на официальные документы самой же Католической церкви (далее - КЦ), которые по сей день официально остаются в силе.

Начало падения числа верующих в традиционно-католических странах (Италия, Бельгия, Франция и т.д.) и в странах с традиционно значительной пропорцией католиков (Нидерланды, США, Великобритания и т.д.) начинается примерно с 60-х годов 20 века. Примерно в это же время был созван II Ватиканский собор КЦ (Vaticanum Secundum). Например, в США с 1930 по 1965 гг. число католических священников удвоилось и составило 58000 человек, после II Ватиканского собора их число упало до 45000, причём большинство из оставшихся относится к людям преклонного возраста. В 1950 году было рукоположено 1575 человек, а в 2002 – всего 450! В 1958 3 из 4 лиц, относивших себя к КЦ, заявили, что посещают мессу регулярно, недавно проведённое американским Католическим Университетом Notre Dame исследование показало, что сегодня это соотношение – один из четырёх. Оговоримся сразу – и из тех, кто ходит в церковь далеко не все разделяют веру в Евхаристию: целых 70 процентов опрошенных в возрасте с 14 до 44 лет заявили, что Евхаристия – это символическое напоминание о Христе, а не Он Сам, присутствующий по Плоти и Крови, как этому учит первый канон IV Латеранского собора КЦ (1215 г.). [1а] И это только одна из догм Католицизма, которая в наши дни актуальна лишь на бумаге. Многие люди, считающие себя католиками, не верят в то, что собственно говоря, и создаёт католическую идентичность, как ни парадоксально это звучит. [1б] Также пугающе высоко число языческих суеверий среди верующих и частота их перемещений среди различных конфессий. [2a]

Не лучше ситуация и в Старом Свете. В самом сердце Западной Европы во Фландрии в 1967 г. больше половины населения было практикующими католиками. После II Ватиканского собора это число стало неуклонно снижаться и достигло примерно 10 процентов в 2000-х, более того, подавляющее число регулярных прихожан – люди пожилого возраста [3а] Бельгийское телевидение 31 января 2010 года сообщило об одном необычном для этой страны событии – в кафедральном соборе Антверпена (одного из крупнейших и важнейших городов всего государства) впервые за три года было совершено рукоположение в священники. [3б] В Ирландии, которая славится своим просветителем Св. Патриком, и которая до последнего времени являлась образцом традиционно-католической страны, сейчас сильный недостаток священников, немыслимый ещё одно поколение назад. [4] И даже в Риме, где находится Ватикан, сегодня проводятся гей парады [5], а во Флоренции в историческом католическом храме XV века был открыт ночной клуб, [6а] что, к сожалению, не единичный случай подобного неподходящего использования церквей, куда перестали ходить люди в Италии и в мире в целом. [6б]

Игнорируют своё призвание католические учебные заведения, некоторые из них предпочитают просто выкинуть как несоответствующее сегодняшней реальности слово «католический» из своего наименования. [7]

По всему миру без гонений вымирает католическое монашество, что начало происходить, как важно отметил кардинал и префект Конгрегации по делам Институтов Посвящённой Жизни и Обществ Апостольской Жизни Франц Роде, после II Ватиканского собора. [8] Остро стоит проблема общей религиозной безграмотности народа. [2б]

Вот лишь немногие факты, описывающие ситуацию с католицизмом да и с Христианством в целом на Западе. У авторов и издателей нет физической возможности перечислять все вопиющие тенденции и случаи, имеющие место быть в современной КЦ.

Это все свидетельствует о падении числа верующих и о падении духовного уровня лиц, называющих себя католиками после последнего собора. Давайте же рассмотрим и проанализируем официальный текст основных решений Vaticanum Secundum, чтобы проследить причинно-следственную связь событий.

Весьма странным документом собора является Unitatis redintegratio (Восстановление единства). Первые слова этого декрета ставят его задачей восстановление единства среди всех христиан, делая его одной их основных задач КЦ. Но так ли это необходимо, если КЦ с своей же собственной точки зрения и так обладает всеми средствами спасения и содержит в себе истинное учение Христа, как это констатируется например в Editae saepe, п. 29 крупного католического святого папы Пия Х (26 мая 1910)? И какими средствами II Ватиканский собор призывает это единство достигнуть? На практике это «достигается» через синкретизм – «церковный» винегрет. Например, проводятся смешанные «литургии» с еретиками [2в, г], не гнушаются даже тоталитарными сектантами из «Богородичного центра»: «В 1998 году в новосибирском католическом костёле практиковалась совместная «служба», в которой принимали участие, кроме настоятеля католического собора, пастор «адвентистов 7 дня» и «священники» тоталитарной секты «Богородичный центр». Заканчивалось такое «молитвенное» собрание преподанием всем присутствующим всеобщего благословения одновременно от «пастырей» трёх представленных движений, о чем свидетельствует видео запись совместного богослужения римо-католиков с членами «Богородичного Центра» и «Адвентистов 7 дня.»» [2в] Конечно, логично молиться о спасении тех, кто за пределами церкви, но в контексте их обращения в единственную истинную веру, что непосредственно следует, например, из решений Флорентийского собора самой же КЦ (папа Евгений IV, Флорентийский собор, Cantate Domino, 1441, ex cathedra). II Ватиканский собор обязывает католиков восхищаться достижениями еретиков, схизматиков и апостатов (Unitatis redintegratio, п. 4), тогда как древний православный римский папа Пелагий II (Dilectionis vestrae, 585) и Флорентийской собор (папа Евгений, Флорентийский собор, Cantate Domino, сессия 11, 4 февраля, 1442) мудро учат тому, что не нужно соблазняться о волках в овечьих шкурах: даже если человек пролил кровь и пожертвовал свою жизнь как бы во имя Христа, но отверг истинную веру, то после смерти его не ждёт ничего, кроме вечного огненного наказания. Дополним всё это важными цитатами из Библии. «И если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). Истинная любовь и истинное счастье же могут обитать только в истинной церкви – папа Пий XI, Mortalium Animos, п. 9, 6 января 1928. «Сказал Господь: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»». (Мф. 7:21–23).

Имеет ли смысл искать единства, с каждым, кто именует себя христианином, как это делает сегодняшняя КЦ?

Иоанн Павел II “причащает” женщину с неприкрытой грудью
во время “пасторского” визита в Папуа — Новая Гвинея (8 мая 1984 г.) –
авторы статьи находят подобный способ
«поддержания единства среди христиан» достаточно экстравагантным…

Один из авторов данной статьи сам был свидетелем того, как девушки, называвшие себя католичками, «причащали» всех подряд из своих рук, всех присутствующих во время Тэзэ – богослужения в городе Лёвен (Бельгия) в католической церкви Св. Иоанна Крестителя 11 ноября 2007 г. Эта экуменическая встреча была организована католическим приходом местного (формально) католического университета (всё это возглавлялось и проводилось с ведома кардинала и на тот момент великого канцлера Лёвенского католического университета Годфрида Даннеелса, который, кстати говоря, принимал активное участие в разработке Sacrosanctum Concilium - Конституции о священной Литургии II Ватиканского собора, но об этом немного позже).

Одним из самых губительных для веры документов собора является Lumen Gentium (Свет народам) – Конституция о церкви. п. 16: «спасительный Промысел объемлет и тех, кто признаёт Творца, и среди них прежде всего мусульман, которые, исповедуя свою приверженность вере Авраама, вместе с нами поклоняются Богу единому, милосердному, Который будет судить людей в последний день». Католический архиепископ др. богословия Марсель Франсуа Лефевр, который принимал участие в работе собора и был членом центральной подготовительной комиссии, справедливо прямо назвал это насмешкой над первой заповедью и над первым членом символа веры. [9] Папа Григорий XVI учил, что поклонение Богу уникально для Кафолической Церкви (Summo Jugiter Studio, п. 6, 27 мая 1832), о том же учил и православный Святитель папа Григорий Великий в своих комментариях на Книгу Иова Многострадального (Moral. in Job, 16.5), на чём акцентировал внимание верующих папа Григорий XVI в своей энциклике Summo Jugiter Studio (Summo Jugiter Studio, пп. 5-6, 27 мая 1832). (В Православии Константинопольский собор 1180 года официально отвергает тождество Аллаха с Богом Творцом Вселенной, о чём напоминал нам отец Даниил Сысоев). [10] На практике это приводит к совместным молитвам папы и рядовых католиков с мусульманами [11а], иудеями [11б] и даже с буддистами [11в], которые отвергают существование Бога как такового. «Консервативный» папа Бенедикт XVI принял участие в полноценной исламской церемонии в 2006 году в Стамбуле и по авторитетным свидетельствам «молился как мусульманин». [11г] Кардинал Жан-Луи Торан, председатель папского совета по межрелигиозному диалогу, официально поблагодарил мусульман за «возвращение Бога в Европу».[11д]

Бенедикт XVI молится в Голубой мечети (Стамбул, Турция)
вместе со своими исламскими братьями 30 ноября 2006 г.

Католический кафедральный собор города Ахена, Германия.
Экуменическая встреча, организованная официальным католическим обществом
Sant'Egidio, сентябрь 2003 г. В католическом соборе можно
услышать, например, исламскую или бахаи – проповедь.

«Entdecke den Islam!» - «Открой для себя Ислам!»
в … стенах католического кафедрального собора; там же

Проповедь религии бахаи закрывает собой и в буквальном,
и в переносном смысле Св. Иосифа; там же

Проповедь буддизма на фоне Святого Христианского Алтаря; там же

Вспоминается фундаментальный труд крупного католического святого Фомы Аквинского «Сумма Теологии», в котором учитель Церкви прямо говорит о том, что все религиозные церемонии – это исповедования определённых религий, и в случае ложного исповедования человек совершает смертный грех (Summa Theologica, части I-II, вопрос 103., ответ 4). Блаженный Августин учил тому, что и реальное, и даже симулированное участие нехристианских церемониях приводит «к падению в пропасть дьявола» (Epistola LXXXII, ad Hieronymum, Cap. II, n.18). Также отметим, что Базельский собор самой же КЦ назвал Ислам «отвратительной сектой Мухамеда» (папа Евгений IV, Базельский собор, сессия 19, 7 сентября 1434).

2010 год начался с визита Бенедикта XVI в римскую синагогу, где он заявил, что христиане и иудеи молятся одному и тому же Богу, из чего следует сделать вывод, что христианам допустимо принимать участие в иудейских религиозных церемониях подобно самому Бенедикту XVI. [11е] В католических учебных заведениях [12а] и монастырях [12б] размещаются храмы нехристианских религий. Католические монахи официально прямо призывают к открытости к опыту в других религиях. [12в] Католический иеромонах Кевин Хант был официально назначен буддистским дзень-сенсеем. Церемонию в аббатстве Св. Иосифа (Спесер, США) провёл другой католический иеромонах Роберт Кеннеди, который до этого уже был официально назначен буддистским дзень-мастером. [12г]

Венский собор самой же КЦ назвал Мухамеда безбожником а исламские молитвенные собрания в мечетях оскорблением Бога и большим скандалом для верующих, официально призывая христиан бороться с этим (папа Клемент V, Венский собор, 1311‐1312), та же самая идея прозвучала с Римской кафедры в 19 веке столетиями позже (папа Пий IX, Syllabus Errorum, пп. 78-79), согласно решениям II Ватиканского собора «большим ударом по поклонению истинному Богу» стал запрет на строительство новых минаретов в Швейцарии. [13] Также КЦ гордится тем, что поддерживает финансово строительство самой большой мечети Европы в Кёльне. [14]

В Ассизии в католическом монастыре дважды (в 1986 и в 2002) по инициативе Иоанна Павла II и с его непосредственным участием была проведена молитвенная встреча всех религий, на которой католики во главе с папой Иоанном Павлом II помолились вместе с представителями почти всех религий планеты. На встречу были приглашены в том числе жрецы откровенно сатанинского культа вуду и франк-масоны. Во время этого действа далай-лама поместил на алтарь церкви Св. Франциска, в который заложены святые мощи, идол Будды. [15]

Иоанн Павел II приветствует колдунов секты вуду,
прибывших из Африки для совместной молитвы
всех религий (в т.ч. и их –
вуду) в Ассизи (Италия), 1985 г.

«Консервативный» папа Бенедикт XVI написал в свою очередь в 2006 г. хвалебную оду в честь 20-летия со дня первой экуменической встречи в Ассизи. [15в]

Dignitatis humanae (Достоинство человеческой личности) –Декларация Второго Ватиканского собора о религиозной свободе, п. 3: «Поэтому гражданская власть, которой свойственно заботиться об общем временном благе, должна признавать религиозную жизнь граждан и содействовать ей. Но следует сказать, что эта власть преступает свои пределы, если она присваивает себе право руководить религиозными актами или препятствовать им.» Этот документ безусловно противоречит предыдущим документам КЦ вплоть до 19 века (папа Пий IX, Quanta Cura пп. 3-6, 8 декабря 1864, ex cathedra) и привёл к добровольному после II Ватиканского собора отказу РКЦ от государственного статуса в Испании и Италии. [16] До собора статьи  испанского закона Fuero de los Espanoles (принят 17 июля 1945) 6.1 гарантировала государственную защиту исповеданию и практике католической веры, после – закон Ley Organica del Estado (принят 10 января 1967 – почти сразу после собора) защищает религиозный плюрализм. К чему это привело нетрудно догадаться и заметить. После лишения государственного статуса РКЦ в этих странах, тем не менее возмущается тем, что эти государства принимают антихристианские законы. Конечно, формальный статус официальной церкви не всегда ведёт к решении проблем с законами о разрешении абортов, эвтаназии, официальных однополых браков, но тем не менее, у церкви было бы гораздо больше юридических инструментов для того, чтобы повлиять на ситуацию.

Ad Gentes (К народам) –Декларация Второго Ватиканского собора о миссионерской активности, п. 6: «Ибо, хотя сама по себе Церковь охватывает всю совокупность и полноту средств спасения, она, тем не менее, не всегда и не сразу же действует во всём объёме и не может так действовать <...> Более того: случается и так, что после удачно начатого продвижения вперёд ей приходится, к сожалению, снова отступать или, по крайней мере, пребывать в состоянии некоей неполноты и недостатка.» Т.е. вполне возможно, что католик не имеет всех средств спасения в своей церкви и вынужден искать помощи у протестантов и франк-масонов.

Nostra aetate (Наше время) –Декларация Второго Ватиканского собора об отношении Церкви к нехристианским религиям, п. 3: «Также Церковь с уважением относится и к мусульманам. Они поклоняются Единому Богу, Живому и пребывающему; милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему к людям; они стремятся подчиниться всей душой Его определениям, даже непостижимым, как подчинялся Авраам, на которого охотно ссылается исламская вера. Хотя они не признают Иисуса Богом, но по читают Его как пророка. Также они почитают Марию, Его девственную Мать; временами они даже самоотвержен но призывают её. Кроме того, они ожидают судный день, когда Бог воздаст по заслугам всем воскресшим из мёртвых. Наконец, они ценят моральную жизнь и поклонение Богу, в особенности посредством молитвы, раздачи милостыни и поста.» Многое на эту тему было уже сказано выше в обсуждении Lumen Gentium п. 16. Остаётся лишь ещё раз акцентировать внимание на известных словах extra ecclesiam nulla salus (за пределами Церкви нет Спасения) священномученика Киприана, епископа Карфагенский, древнего православного святого и богослова.

Другим спорным постановлением является восхваление буддизма и индуизма в следующем виде: «...в индуизме люди созерцают божественную тайну и выражают её через неисчерпаемое обилие мифов и поиск философского осмысления. Они ищут освобождение от страданий нашего существования либо в формах аскетической жизни, либо через глубокое размышление, либо прибегая к Богу с любовью и упованием. С другой стороны, Буддизм, в его различных формах, признает коренную недостаточность этого изменчивого мира; он учит путям, которыми люди, в духе искренности и веры, могут либо приобрести состояние совершенного освобождения, либо достичь, собственными усилиями или с по мощью свыше, наивысшего озарения.» (Nostra aetate, п. 2) Т.е. люди могут прийти к Богу через язычество или пантеизм или вообще приобрести освобождение или высшее озарение в буддизме. Безусловно, найти прямой контраргумент не составляет никакого труда – папа Лев XIII учил тому, что индусы живут во мраке своих отвратительных идолопоклонств, лишённые истинны (папа Лев XIII, Ad Extremas, п. 1, 24 июня 1893).

По своему прибытию на стадион в Нью-Дели (Индия, 2 февраля 1986 г),
Иоанн Павел II получает «благословение» от индуистской жрицы.
Этот ритуал «призвания языческих богов, чтобы они защищали»
Иоанна Павла II, в то время как он будет служить «мессу» на стадионе.

 

«Консервативный» Бенедикт XVI принимает участие
в языческом ритуале в Австралии 17 июля 2008 г.
в рамках Всемирного Дня Молодёжи. Этот религиозный ритуал,
согласно языческим верованиям австралийских
аборигенов, символизирует очищение и начало нового.

С точки зрения Библии выглядят странными и пункты Gaudium et Spes – Конституции II Ватиканского собора о Церкви в современном мире. Она ставит во главе всего мира человека и его временные потребности, а не его спасение. П.22: «человек — единственное на земле творение, которое Бог пожелал создать ради него самого», п. 12: «всё, что есть на земле, предназначено для человека, представляющего собою средоточие и вершину всего». Библия же учит совсем другому: «Все сделал Господь ради Себя» (Притч. 16:4), а то, что Бог создал помимо человека последний должен использовать в деле своего спасения. П.26: «Но в то же самое время растёт и сознание исключительного достоинства, принадлежащего человеческой личности, поскольку она превосходит всё, а её права и обязанности являются всеобщими и неприкосновенными.» О каких правах идёт речь? О «либеральных ценностях»? Библия же учит тому, что тот, кто зарывает свой талант в землю, будет лишён его. «Совершенно справедлива критика Лефевром усвоенной Католической Церковью идеологии прогресса, когда «прогресс» как поступательное прогрессивное развитие общества признается религиозной ценностью вне зависимости от религиозного состояния этого общества. То есть, само по себе умножение материальных благ, смягчение нравов, толерантность в отношении к разным системам ценностей, права человека, вне зависимости от связи с христианством признаются позитивной ценностью. Общество оценивается не столько по степени и качеству своей религиозности, сколько по тому, насколько эти категории прогресса присутствуют или возрастают. С этим Православная Церковь, конечно, согласиться не может», [1в] пишет известный православный богослов протоиерей Максим Козлов.

В заключение этой статьи авторы считают необходимым особо подробно обсудить Sacrosanctum Concilium – Конституцию II Ватиканского собора о Священной Литургии, документ, затрагивающий важнейшую часть жизни всякого христианина – участие в Святой Евхаристи, и последствия его принятия. Согласно мудрому выражению Папы Пия X, активного борца с модернизмом, Святое Причастие – это самый кратчайший и верный путь на небо. Как заявил в своём интервью бельгийскому телевидению настоятель традиционно-католического (Братство Святого Пия X) Приората Святейшего Таинства Евхаристии (Антверпен, улица Hemelstraat 21-23 – Улица на Небо, дом 21-23 (вариант перевода с голландского языка)) преподобный Иозеф Верлинден, если бы их приорат служил Литургию, и не делал бы ничего другого, то всё равно они бы выполняли 80 % их работы.

Кардинал Анибале Бугнини, секретарь комиссии II Ватиканского собора по реформе Литургии, открыто заявил, что его цель – убрать из Мессы все католические элементы, которые разделяют католиков с протестантами. [18a] В работе комиссии активное участие принимали шесть протестантских экспертов, которые не верят в превращение хлеба и вина в Плоть и Кровь: Др. Джордж, канон Яспер, Др. Шефард, Др. Коннет, Др. Смит и брат Макс Туриан (они представляли Всемирный совет церквей, Церковь Англии, Лютеранская церковь и протестантскую общину Тэзэ). [18б]

Слева-направо: Др. Джордж, канон Яспер, Др. Шефард, Др. Коннет,
Др. Смит, брат Макс Туриан (в белом) и Павел VI, 10 апреля 1970 г., Ватикан
(работа завершена – выпущен миссал 1970 года). [18б]

Павел VI с протестантами, принимавшими участие в реформе мессы, 10 апреля 1970 г.,
Ватикан (работа завершена – выпущен
миссал 1970 года). [18б]

Протестанты, видимо, остались довольны реформированной новой мессой – Novus Ordo. Эксперт Макс Туриан авторитетно заявил, что после реформы некатолические общины могут праздновать Вечерю Господню теми же молитвами, что и католики. Ещё более убедительно звучат слова профессора догматического богословия протестантского теологического факультета Университета Страсбурга М. Г. Сигвалта: ничего в реформированной мессе не дожно смущать евангельского протестанта. [18в]

Интересно отметить, что про главного архитектора Novus Ordo кардинала Анибале Бугнини ходили и ходят упорные слухи, о том, что он принадлежал к масонской ложе. [18 г,д] Несмотря на то, что Ватикан никогда эти слухи официально не подтверждал, Бугнини был выслан на чисто церемониальный пост в … Иран, где он и умер бесславно и в забвении в 1982 году. [18д]

Также интересно отметить, что бельгийский профессор – священник Готфрид Данеелс так же провёл титанический труд над Sacrosanctum Concilium. Он был одним из наиболее решительных активистов по введению конституции на практике. В последствие он стал кардиналом и возглавил КЦ в Бельгии, став Архиепископом Брюсельско – Мехеленским, [19] под его руководством Бельгия стала одной из самых секулярных стран во всём бывшем католическом мире. [20] На данный момент престарелый кардинал на пенсии проходит по делу о педофилии чуть ли не как соучастник многочисленных преступлений прошлого, признавая свои ошибки. [21] Бельгийская полиция в своей секулярной стране с ним особо не церемонится (например, один из недавних допросов в полицейском участке длился 10 часов без особых перерывов), даже несмотря на его преклонный возраст [21б] и на огромные личные заслуги по претворению Sacrosanctum Concilium и других реформ II Ватиканского собора в жизнь у них на родине.

Sacrosanctum Concilium, п. 37: «В том, что не касается веры или блага всей общины, Церковь не желает навязывать строгой и единообразной формы — даже в Литургии. Более того: она чтит и поддерживает духовные достоинства и дарования различных народов и народностей. Всё то, что в обычаях народов не связано нерасторжимо с суевериями и заблуждениями, она оценивает благосклонно и, если может, свято и нерушимо хранит, а иногда даже включает в саму Литургию, если это согласуется с истинным и подлинно литургическим духом.» Sacrosanctum Concilium, п. 119: «Поскольку в некоторых странах, особенно миссионерских, есть народы, обладающие собственными традициями музыкального искусства, играющими важную роль в их религиозной и социальной жизни, этой музыке следует оказывать должное признание и отводить подобающее место: как в воспитании религиозного чувства у этих народов, так и в преобразовании богослужения применительно к их характеру.»

В ответ на это хочется дословно процитировать отрывок из книги «Православие и Западное Христианство»: «…после собора была осуществлена широкая адаптация национальной музыкальной культуры, а иной раз и национальной танцевальной культуры в богослужение. В Африке, Полинезии или каких-либо ещё экзотических регионах теперь можно попасть на католическое богослужение [примечание авторов статьи: не только в каких-либо экзотических регионах, но и в Европе и в Америке], которое совершается в сопровождении там-тама, бубна или других подобных инструментов. Тут встаёт довольно важный вопрос: допустимо ли привнесение элементов такого рода народной культуры, культуры, которая, по сути дела, пропитана язычеством (не важно, примитивным или развитым), в богослужебную жизнь? В своё время Владимир Соловьёв, как кажется, с достаточной справедливостью указывал применительно к Крещению Руси, что оно было в некотором смысле национальным самоотречением, отрывом от прежней народной традиции. То было отречение от языческой тьмы в евангельском, онтологическом смысле этого слова. Не сочетание, как у нас иной раз пишут, хорошего язычества, присоединенного к христианству (применительно к славянскому язычеству), а, напротив, отвержение его. Католицизм сейчас, как мы видим, пошёл путём восприятия такого рода нехристианских религиозно-культурных традиций.» Также примем во внимание энциклику папы Пия X Pascendi Dominici Gregis, нацеленную против ритуалов модернистов, которая прямым текстом официально осуждает адаптацию богослужений к обычаям и традициям народов (папа Пий X, Pascendi Dominici Gregis, п. 26, 8 сентября 1907). Немаловажным документом является и энциклика папы Пия XII, очень сильно ограничивающая тип музыки, которая может исполняться в церквях – она должна быть исключительно святой и не иметь в себе абсолютно ничего от мира сего (папа Пий XII, Musicae sacrae, п. 42, 25 декабря 1955). Да, литургическая музыка должна быть исключительно святой, а не являться элементом традиционной языческой религиозной жизни народов миссионерских стран.

Sacrosanctum Concilium, п. 34: «Обряды пусть блистают благородной простотой, будут ясны благодаря своей краткости, избегают бесполезных повторов и соотносятся со способностями верных к пониманию; как правило, они не должны нуждаться в длинных объяснениях.» Sacrosanctum Concilium, п. 50: «…обряды, существо которых должно строго сохраняться, следует упростить…» У этих реформ странная цель – как можно меньше молиться, и меньше уделять молитве внимания, по крайне к этому они привели на практике.

Преподобный Иоанн Лествичник писал в своей «Лествице, возводящей на небо»: «Посему мы, как несовершенные, с качеством молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе бывает причиною первого. Ибо сказано: Даяй молитву чисту молящемуся неленостно, хотя бы и не чисто. но с утруждением.» В книге «Православие и Западное Христианство» с особой грустью отмечено, что из-за этих реформ «отбрасывается большая часть наследия церковного». Бывший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приветствовал в интервью итальянской газете «Джорнале» распоряжение папы Бенедикта XVI (Motu Proprio Summorum Pontificum, 7 июля 2007), упростившее процедуру служения традиционной Тридентской Мессы на латыни и подчеркнул, что «без верного сохранения литургической традиции Русская Православная церковь не была бы способна выстоять в эпоху преследований в двадцатые-тридцатые годы прошлого века». [22] Сама же КЦ до этого официально осудила упрощение обрядов и отказ от латинского языка как языка Мессы (папа Пий VI, Auctorem fidei, п. 33, 28 августа 1794).

Sacrosanctum Concilium, п. 50: «…следует поощрять возгласы и ... «действия», т. е. жесты и телодвижения.» Этот пункт привел к появлению месс-дискотек, [23] Что и неудивительно, т.к. «требуется более глубокое преобразование Литургии» (Sacrosanctum Concilium, п. 40). Лишь некоторые примеры «глубокого преобразования» можно видеть на фото, представленных ниже.

Важно отметить, что реформы собора оказали своё влияние и на другие церкви, например, на Епископальную, уровень богослужения которых также заметно упал после Vaticanum Secundum. [1б]

Подготовка к Novus Ordo – «мессе» идёт полным ходом – наложение
циркового грима с полного благословения и воодушевления официально Ватикана [24]

Пример Novus Ordo – «мессы»: клоунская «месса» [25]

 

Языческая «месса» - шабаш по благословению местного епископа,
(Окленд, Калифорния, США, 31 марта 2003 г.)

 

Буддийская «месса» (Конференция Nuns in the West [26],
Hacienda Heights, Калифорния, США, 23-26 мая 2003)

 

Особо следует отметить интеграцию харизматического движения c его обрядами,
вводящими в некий транс, в КЦ после II
Ватиканского собора
(фото с официального сайта International Catholic Charismatic Renewal). [26б]

После ознакомления с подобными материалами у внимательного читателя может возникнуть законный вопрос – а действительна ли такая Novus Ordo – месса, т.е. происходил ли на ней Претворение хлеба и вина в Плоть и Кровь Христа? И верят ли сами католики после «глубокого преобразования» Литургии в её таинственную сущность?

Католическая церковь Пресвятой Троицы (Вена, Австрия) –
типичный пример
католическорй архитектуры после II Ватиканского собора

Как уже отмечалось в самом начале статьи, в США целых 70 процентов опрошенных в возрасте с 14 до 44 лет заявили, что Евхаристия – это символическое напоминание о Христе согласно опросу, проведённому New York Times. [1а] Аналогичное исследование, проведённое в Великобритании показало, что 50 % католических священиков не верят в то, что хлеб и вино становятся Плотью и Кровью. [27] Согласно частным интервью, организованным одним из авторов этой статьи, среди учителей основ Католицизма в бельгийских школах и их учеников, подавляющее большинство этих учителей объясняют Причастие как просто символ, воспоминание о событиях примерно 2000-тысячелетней давности, вечерю (тоже самое можно сказать и о других чудесах – согласно им, например, Лазарь не воскрес из мёртвых, а просто пережил клиническую смерть, феномен которой не был знаком людям в библейские времена; а апостол Пётр просто шёл по мели, а не по поверхности воды вопреки законам физики, но потом подскользнулся на пути к Спасителю). Все это происходит с ведома местного католического священноначалия. «Не противостоять ошибке – это все равно как подтверждать её, не поддерживать истину – это все равно как подавлять её», писал древний православный папа Феликс III, почитаемый у католиков как святой.

 

Пример адаптации католической церкви, доставшейся в наследство от дореформенных времён: традиционный алтарь, ориентированный на восток, не используется, но практически в самом центре здания, посреди стульев для мирян стоит Novus Ordo – ритуальный столик (Католическая церковь Св. Иоанна Крестителя, Лёвен, Бельгия, фото 12 сентября 2010)

После II Ватиканского собора вышла энциклика Павла VI Mysterium Fidei (3 сентября 1965), призывающая к поиску нового понимания Тайны Веры – Таинства Евхаристии. После этого стали появляться многочисленные сомнительные интерпретации этой догмы. [28] Отметим, что ранее КЦ официально запретила подобные реинтерпретации догм, как ересь модернизма (папа Пий X, энциклика Sacrorum Antistitum: jusjurandum contra errores modernismi, 1 сентября 1910). Согласно этой энциклике осуждается концепция эволюции догм; концепция «божественного задатка/аванса догмы до более просвещённых времён»; переход от одной интерпретации к другой, отличной от той, которая была у догмы в момент её принятия.

«Затемняется, а иногда и прямо отрицается вера в реальное присутствие Христа в Евхаристии. А в таком случае и само Таинство не совершается. По схоластическому учению, которое, естественно, разделяет Лефевр, для совершения Таинства необходимы три условия: «материя», «форма» и «необходимое намерение», то есть намерение священника совершить Таинство по вере Церкви. Если священник не признает веры Церкви, то и Таинства, совершаемые им, недействительны», пишет протоиерей Валентин Асмуc, настоятель Храма Покрова Пресятой Богородицы (Москва) и доцент Московской Православной Духовной Академии. [29] Т.е. по крайне мере в отдельных случаях, каких становится всё больше и больше, Novus Ordo – это и есть просто вечеря, т.е. вкушение хлеба и вина, и не более того. При совершении Novus Ordo, в отличие от традиционной мессы Тридентины, слова консекрации как правило произносятся в нарративной форме, как будто священник, стоя лицом к народу, просто рассказывает людям о событиях, предположительно имевших место быть примерно 2000 лет назад, параллельно с этим совершая некоторые манипуляции на алтаре/ритуальном столе. [30] (Авторы статьи сами посетили не одну такую мессу в качестве пассивных наблюдателей.) Является ли такая месса действительной?

Также остро стоит проблема с неправильным переводом слов консекрации с латинского эталона Novus Ordo на национальные языки, которая десятилетиями оставалась без должного внимания и попала даже в папские миссалы. [31] Было совершенно множество месс, на которых вместо слов «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» произносились слова «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за всех изливаемая, чтобы грехи могли быть отпущены». Да, Иисус излил свою Кровь за всех людей, но Она не может как либо подействовать на тех, кто, например, намеренно находится вне Церкви и произносит хулу на Святого Духа; поэтому в литургическом контексте употребление слов «за всех» неуместно. Сейчас официальный Ватикан признал эту ошибку [32], несмотря на это многие священники продолжают произносить «за всех». До этого Тридентский собор КЦ прямым текстом уже запрещал использование слов «за многих», т.к. Кровь Христа не может омыть тех, кто находится за оградой Церкви (Папа Пий V, Тридентский собор, Catechismus Catholicae Ecclesiae Tridentinum, 1545). Папа Пий V официально заявил, что если будет использована любая другая форма консекрации, отличная хоть чем-то от «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов», то месса будет недействительной. (папа Пий V, Тридентский собор, булла De Defectibus, глава 5, часть 1).

Существует и проблемя с обрядами рукоположений в духовные саны КЦ. В 1896 году папа Лев XIII объявил рукоположения по англиканскому обряду Edwardian rites недействительными, т.к. в них отсутствует прямое упоминание о sacerdotium – священстве, способном приносить бескровную жертву, т.е. совершать Евхаристию – Превращение хлеба и вина в Плоть и Кровь (папа Лев XIII, Apostolicae Curae, 15 сентября 1896). Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер отрицал Претворение (у католиков - transsubstantiatio) и построил свою The Book of Common Prayer – Книгу Общественного Богослужения соответствующим образом.

Британский традиционно-католический писатель Майкл Девис провёл скурпулёзное сравнение новых обрядов рукоположений в духовные саны КЦ с Edwardian rites и не обнаружил между ними принципиальной разницы и провёл чёткую параллель между архиепископом Томасом Кранмером и кардиналом Анибале Бугнини, последний, судя по всему, также пытался выкинуть догмат о Претворении (transsubstantiatio) из богослужебных книг. Из этого он сделал справедливый вывод, что реформа обрядов рукоположений противоречит энциклике Apostolicae Curae, которую КЦ никогда не отменяла. [33]

При переходе священников, рукоположенных по англиканскому обряду, в Православие, как правило требуется их рукополагать как бы заново.[34] Как минимум, требуется условное рукоположение. Если же отсутствует принципиальное отличие между католическим обрядом после II Ватиканского собора и Edwardian rites, которые Православная церковь, судя по её практике, не признаёт, почему православные христиане должны не без доли сомнения воспринимать и даже саму церковную иерархию КЦ, особенно с учётом вполне возможных ошибок и вольностей переводов текстов обрядов рукоположений на национальные языки?

 

Ссылки на оригинальные источники

1.        а) http://www.nytimes.com/1994/06/05/weekinreview/may-29-june-4-catholics-question-article-of-faith.html б) Д.П. Огицкий, свящ. Максим Козлов, Православие и Западное Христианство, Изд. храма св. муч. Татианы, М.:1999, 176 с; в) http://www.patriarchia.ru/db/print/638670.html

2.        a) http://www.usatoday.com/news/religion/2009-12-10-1Amixingbeliefs10_CV_N.htm б) http://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/cultr/documents/rc_pc_cultr_15091999_doc_iii-1999-ple_en.html; http://www.virtueonline.org/portal/modules/news/article.php?storyid=11365 в) http://www.pravoslavie.ru/analit/proselitsibir.htm г) http://www.panarmenian.net/eng/politics/news/5087/JOHN_PAUL_II_ARRIVING_IN_YEREVAN_TOMORROW

3.        а) http://soc.kuleuven.be/pol/docs/0606-EP-Hooghe.pdf б) http://www.deredactie.be/permalink/1.707131

4.        http://news.bbc.co.uk/2/hi/programmes/from_our_own_correspondent/8073817.stm http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/northern_ireland/7076134.stm

5.        http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/825163.stm http://www.romapride.it/

6.        а) http://www.wwd.com/lifestyle-news/roberto-cavallis-new-world-club-owner-1894670// ; http://www.cavalliclub.com/ б) Eva Marin, Converted Churches, Tectum Publishers, Antwerp, Belgium 2007.

7.        а) http://www.cnsnews.com/news/print/45453 ; http://www.sffaith.com/ed/articles/2004/0405jh.htm ; б) http://www.ru.nl/over_de_universiteit/geschiedenis/ ; http://www.uvt.nl/universiteit/geschiedenis/

8.        a) http://www.latinmassnetwork.net/2010/02/05/vatican-official-says-religiou.html

9.        Bishop Bernard Tissier de Mallerais, Marcel Lefebvre: The Biography, Kansas City, USA, Angelus Press, 2004.

10.     http://www.lepta-kniga.ru/ncd-5-11-290/cafe.html

11.     а) http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/6199350.stm б) http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/4167350.stm в) The Abbey Banner – Magazine of St. John’s Abbey, Collegeville, MN, Winter, 2006, p. 24 г) Reuters.com, Fri, Dec. 1, 2006 д) http://in.reuters.com/article/idINIndia-36765320081128 е) http://www.catholicnews.com/data/stories/cns/1000222.htm

12.     а) http://www.dailymail.co.uk/news/article-1091218/Muslim-prayer-rooms-opened-Catholic-schools-say-church-leaders.html б) http://www.zendojoleuven.be/Zen_Dojo_Leuven/index.htm в) http://www.ocipe.info/vision-and-mission ; г) http://findarticles.com/p/articles/mi_m1141/is_34_40/ai_n6127448/

13.     http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/8385893.stm

14.     http://cathnewsusa.com/article.aspx?aeid=19195

15.     а) DVD «The Role of the Vatican in the Contemporary Inter-religious Movement», St. Gregory Palamas Monastery б) http://www.monasticdialog.com/a.php?id=67 в) http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/letters/2006/documents/hf_ben-xvi_let_20060902_xx-incontro-assisi_en.html

16.     http://www.pravenc.ru/text/171981.html

17.     http://www.deredactie.be/permalink/1.620949

18.     а) L'Osservatore Romano, March 19, 1965 б) L'Osservatore Romano, Weekly Edition in English, Third Year, N. 17 (108) - Thursday, april 23, 1970, p. 2 в) Le Monde, 22 ноября 1969 г) Michael Davies, Pope Paul’s New Mass, Kansas City, MO: Angelus Press, 1980 д) http://www.nytimes.com/2009/11/29/opinion/29wolfe.html?_r=2&sq=liturgy&st=cse&scp=1&pagewanted=print

19.     http://www.kerknet.be/aartsbisdom/content.php?ID=272#

20.     http://www.nieuwsblad.be/article/detail.aspx?articleid=GU71U2MRQ

21.     а) http://www.nieuwsblad.be/Article/PrintArticle.aspx?articleId=GE72V2DNC б) http://www.deredactie.be/permalink/1.819232

22.     http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=20054

23.     http://blogs.telegraph.co.uk/news/damianthompson/100012358/catholic-priests-get-down-the-kids-warning-for-strong-stomachs-only/

24.     http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/2021595.stm

25.     http://www.naplesnews.com/news/2008/jan/18/diocese-bishop-opts-circus-mass-over-ave-marias-de/

26.     а) http://www.urbandharma.org/nunsofwest.html б) http://www.iccrs.org/index.php/ICCRS/comments/NL10_03_01 ; http://www.youtube.com/watch?v=rlkNzyrnvLI&feature=related

27.     http://news.scotsman.com/geraldwarner/Is-the-new-Pope-a.2620924.jp

28.     http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1468-2265.2007.00364.x/pdf

29.     http://www.pagez.ru/olb/387.php

30.     http://www.youtube.com/watch?v=lxx1ZRMpfk8 ; http://www.youtube.com/watch?v=hzjN5Dbr0kA&feature=related

31.     http://www.vatican.va/news_services/liturgy/libretti/2008/messale_Australia.pdf

32.     http://www.nccbuscc.org/romanmissal/translating_arinze_letter.shtml

33.     Michael Davies, The Order of Melchisedech, Harrison, NY: Roman Catholic Books, 1993, 255 p.

34.     http://anglicanhistory.org/orthodoxy/abramtsov.pdf ; http://www.emmanuelorthodox.org/about-fr-ken/


Далее читайте:

Католические монашеские ордена (справочник).

История папства  (хронологическая таблица).

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС