Сергей Трусов
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2010 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Сергей Трусов

2010 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Трусов

Сургут: происхождение названия

Анализ официальных или общепринятых этимологий.

Вариантов происхождения названия города Сургута, что стоит с незапамятных времен на великой сибирской реке Оби, немного:

 1.На официальном сайте города можно прочитать следующее:  «…слово "сургут" состоит из двух древнеюгорских - "сор" и "кут". Слово 'сор" переводится как "заливная пойма реки", слово "кут" на сургутском наречии означает "рыба". Эта же этимология дана на странице Википедии, посвященной Сургуту: «… в переводе с хантыйского «сургут» — «рыбное место».

Разбор. Такая этимология давно вызывала обоснованные возражения у многих серьезных исследователей. Во-первых, на территории Югры более 20,5 тысяч рек общей протяженностью 164032 км и более 25,3 тысяч озер общей площадью 1725,5 тысяч га, а «рыбное место» Сургут - одно. Выходит, что все остальные места не рыбные? По логике данной этимологии Югра должна быть страной тысячи «сургутов». Во-вторых, анализ всех традиционных способов ловли рыбы аборигенами Югры, проведенный известным исследователем Тобольского Севера  А.А. Дуниным-Горкавичем (1), говорит о том, что Обь для ханты не являлась приоритетным местом рыбного промысла. Ханты не знали, ни спиннингов, ни сетей, ни бредней. Они ловили рыбу, перегораживая маленькие речушки, ручьи, протоки, а также с помощью плетеных из корней и веток ловушек. В-третьих, то, что ханты до прихода царских воевод были доминирующим этносом на территории Сургутского района и вообще присутствовали в этих местах – очень и очень большой вопрос. Известный Томский этногроф Галина Пелих, на основе анализа целого пласта старинных топонимов, смогла доказать, что до прихода войск русского царя, на территории Среднего Приобья  доминировали селькупы, составляющие основу населения т.н. Пегой Орды (2). Именно селькупов первые русские летописи именуют сургутскими, нарымскими  или томскими остяками, коими они оставались до советского времени. И Бардак, считается священным предком не у народа ханты, а именно у селькупов (41).  Но вот, в чем загвоздка, язык у селькупов, совсем иной. Он относится к самодийской группе уральских языков, в то время, как ханты говорят на языке финно-угорской группы (3). А значит, никаких хантыйских «рыбных мест» здесь не могло быть и в помине. Ханты, пришедшие в Среднее Приобье, как союзники казаков, участвовали в военных действиях против Пегой Орды и заняли территории исконного проживания селькупов, ушедших после поражения  на Таз и Енисей (4). А слово Сургут, звучало здесь еще задолго до этих событий.

2. Есть  несколько вариантов происхождения названия города Сургута, созданных на основе названия местных водоемов. Так в БСЭ мы читаем: «Название получил по близкой к нему протоке Оби». Еще несколько справочников ссылаются на некую речку Сургутку, возле которой якобы был построен одноименный острог.

Разбор. На современных картах мы не найдем речки Сургутки. Но многие считают, что так назывался, современный ручей Бардаковка, берущий свое начало в черте города, в районе Медвежьего угла. А вот протока Сургутка, на самом деле существует. Она расположена несколькими километрами выше по Оби. Её протяженность шесть километров. Ручей Бардаковка, едва ли длиннее. Таких проток и ручьев в Югре десятки если не сотни тысяч. Поэтому весьма сомнительно, чтобы царь Федор, давая наказ о строительстве города с уже указанным в грамоте именем Сургут (5), мог знать о какой-то там мелкой протоке, а тем более ручье.

3. «На уроках знаний» в начальных классах сургутских школ детям предлагают еще несколько вариантов происхождения названия Сургута:

 а). В переводе с хантыйского Сумгут — “берёзовый”;

 б). В переводе с тюркского Сургут — это благодатное счастливое место (сур - “схлёбывать”, гут — “счастье”);

 в) От слова “ургучить” - выполнять тяжёлый подневольный труд;

 г). От слов “ур” - возвышенность и “гут” - населённый пункт.

 д). В 1593 г. на территории Сургута проживала этническая группа “селькупы-сургуты”.

Разбор. а). Этимологию на основании названия остяцкой деревни «сумгут-вош», приписывают названию города Березов (6). Какое это имеет отношение к  хантыйскому языку и к Сургуту? Непонятно. На правобережье Оби в районе Сургута, преобладают хвойные леса (7). б). Не знаю, что схлебывали тюрки в среднем Приобье, но подобную этимологию, столь же легко и непринужденно (читай необоснованно), можно давать на немецком языке - «sehr gut!». Проживание тюркского этноса в Среднем Приобъе не зафиксировано ни археологией, ни летописно. в). В этом варианте отсутствует логическая составляющая. Сургут не был местом каторги, и не строил свою экономику на основе производств, связанных с тяжелым трудом. Кроме того, словом «сургут», была изначально обозначена местность для строительства будущего острога. Это ясно из царского указа (5). г). Место, на котором был построен острог, не выделялось особой высотой. На противоположном берегу Оби возвышается, не идущий в никакое сравнение с самой высокой точкой Сургута, Каменный Мыс, а несколькими километрами ниже по течению намного более высокая Барсова Гора. д). Данная этимология, хотя и предположительная (не подтверждена документально), имеет все основания для более глубокого рассмотрения. Дело в том, что в Туруханском районе Красноярского края, есть поселок Сургутиха, в котором с давних пор живут селькупы (8). Профессор из Тюмени Н.К. Фролов, на основании совокупности многочисленных косвенных данных, предположил, что основу этих топонимов составило название племени «сургут». Но это предположение не имеет отношения к селькупам, так как география топонимов, имеющих в основе корень «сургут» несравнимо шире, предполагаемого ареала проживания селькупов. В Новосибирской области есть деревня Сургуты (9). Она, хотя и не примыкает к водным объектам (вот вам и «рыбное место»!), но все же находится в бассейне Иртыша, где проживание селькупов не было отмечено. Тем не менее,  можно предположить, что какая-то группа изгнанных с Оби селькупов, могла попасть в эти края. Но даже это предположение не меняет общей картины. Потому, что топонимы «сургут» существуют и в таких краях, где селькупы не могли жить, даже гипотетически.

  В нескольких километрах от деревни  Сургуты протекает река Кама. А с другой стороны Уральских гор, в Волжско-Камском бассейне, мы с вами можем обнаружить целую россыпь созвучных с Сургутом названий. И в первую очередь – это река Сургут, на которой стоит одноименный крупный поселок (10).

Чалдоны – первые русские жители Сибири.

 Мы видели, что варианты происхождения названия Сургута базируются в основном на хантыйском языке. Также есть варианты тюркского и самодийского происхождения. Но при всех изысканиях не принимался во внимание еще один народ, много столетий проживавший в Приобье. Этот народ называл себя «самары», селькупы звали его «паджо», а нам он известен, как чалдоны (11). У Даля: «чалдон - сибирский автохтон русского происхождения, давнишний автохтон» (12). А вот как идентифицируют себя сами чалдоны. В материалах, собранных  этнографом Галиной Ивановной Пелих ясно прослеживается путь, который проделали чалдоны много веков назад. По их преданиям, за 10-12 поколений до Ермака, предки сибирских чалдонов жили в междуречье Дона и Днепра. В частности, они заселяли берега реки Самара, левого притока Днепра. Коллективная кличка «самарии» до сих пор существует в некоторых районах левобережной Украины (13). Когда начались «страшенные войны» предки современных чалдонских семей  Каяловых и Цынгаловых, решили искать лучшей доли в Сибири. После долгих скитаний осели они в среднем течении Оби и в низовье Иртыша. После завоевания Западной Сибири казаками Ермака, чалдоны стали переселяться на Енисей и дальше на восток.(11)

  На территории Ханты-Мансийского округа сохранилось огромное число топонимов, доказывающих давнишнее присутствие чалдонов на этих территориях. Это и село Самарово и юрты Паджины, Паджинское плесо на Оби, юрты Куяльские, Село Цингалы на Иртыше, поселок Сингапай (Цингапай), недалеко от Нефтеюганска (14). Список можно продолжить. Первые русские сибирские летописи сообщают нам о местных князьках Самаре, Чингале (Цингале), Бардаке, Романе, Бояре, Доне. Исследователи давно обратили внимание на необъяснимые на основе хантыйского языка имена. В тоже время фамилии Цынгаловых, Бардаковых, Самаровых (Самаркиных),  широко распространены среди чалдонов. На карте западноевропейского картографа Ортелиуса, изданной в 1570 году, за одиннадцать лет до похода Ермака, на Оби было показано поселение Цинголо. А на карте 17века Дж. Кантелли в районе Среднего Приобья есть надпись «Samaricgui» (15), т.е. самарики. Но главное, да к тому же прямое  доказательство жизни русских чалдонов в Сибири задолго до Ермака, припасли лингвисты. Дело в том, что чалдоны в своих обрядовых и бытовых песнях употребляли некоторые русские слова давно выпавшие из нашего лексикона. Особенно показательно, в этом отношении слово "комонь". Так когда-то на Руси называли коня. А в Сибири даже еще в прошлом веке распевали:

«…Тут стояли комони,

Все комони под коврами,

Один комонь не подкован…».

  В "Слове о полку Игореве", написанном вскоре после 1185 года, «комони» упоминаются трижды, а слово «конь» - ни разу. В другом древнерусском эпическом произведении "Задонщина", созданном в 1380-е годы, 17 раз упоминаются «кони» и только дважды – «комонь». Следовательно, к этому времени слово "комонь" уже практически исчезло из русского языка. А в написанном несколькими десятилетиями позже "Сказании о Мамаевом побоище" слово «конь» упоминается 17 раз и ни одного – «комонь». Выходит, к этому времени слово "комонь" на Руси уже вышло из употребления, и казаки Ермака, прибывшие в Сибирь в 1581 году, никак не могли принести его с собой (11). Таким образом, это абсолютно достоверно доказывает, что чалдоны появились здесь задолго до Ермака. И произошло это не позднее 1400 года.

 

Корни сибирских чалдонов на Волге и на Днепре.

 В последние десятилетия на территории Самарской области была открыта новая археологическая культура, названая именьковской, по названию села Именьково в Татарии, где она была впервые выделена в отдельную культуру (16). Носители этой культуры заселяли пространства Татарии, Башкирии, Самарской и Ульяновской областей. Они были земледельцами, владели развитыми ремеслами и вели активную торговлю с дальними странами. Последние археологические находки в поселке Старая Майна Ульяновской области во многом подтвердили гипотезу о славянском происхождении именьковцев. (17) В конце седьмого века нашей эры их многочисленные поселения подверглись опустошительному нашествию булгар, перекочевавших сюда с Приазовья и создавших государство, известное нам как Волжская Булгария (18). Археологи в связи с этим отмечают резкое сокращение населения именьковцев. В это же время по берегам Северского Донца и на левых притоках Днепра, таких как Самара, появляется новое население, выделенное учеными в отдельную археологическую культуру, названую волынцевской. На полное тождество культуры этого населения с культурой именьковских археологических памятников указали академики О.Н. Трубачев, Б.А.Рыбаков, Седов В.В (19). То есть, другими словами, в конце 7 века, часть населения, жившее по берегам реки Самарки, что впадает в Волгу рядом с современным городом Самара, вынуждено было сняться с насиженных мест и переселиться в междуречье Дона и Днепра, в частности на берега реки Самара, впадающей в Днепр, откуда в дальнейшем чалдоны, называвшие себя «самарами» мигрировали в Сибирь. На основании всего изложенного, можно уверенно назвать волынцевцев и именьковцев предками сибирских самаров-чалдонов (далее будем их называть чалдонами). Готский летописец Иордан, особо отмеченный в истории Ханты-Мансийского округа за то, что он первым сообщил о торговле Югорскими мехами (20), косвенно подтверждает гипотезу, о том, что чалдоны, еще задолго до прихода булгар, имели торговые связи с населением, обитавшим в среднем Приобье. Ведь Иордан писал свое сочинение «О происхождении и деянии гетов» за 130 лет до вторжения булгар на волжские земли. В середине же 6 века, когда он жил, другого пути проникновения в среднее Приобье, кроме как волжско-камский путь, не существовало. То есть другими словами, во времена Иордана именно чалдоны, и только они, могли проложить маршрут в Сибирь и наладить торговлю Югорскими мехами, или, по крайней мере, они хорошо знали его. В этой связи, не должен вызывать удивления тот факт, что семьи Каяловых и Цынгаловых проделали столь сложный путь от Днепра до берегов Оби. Вполне возможно, что они уже шли на насиженные чалдонами места. По крайней мере, в преданиях семьи Каяловых сказано о том, что их семья поселилась на Оби далеко не первой из русских (11).

 

Сургут построили медовары?

   Всего в 25  километрах  от устья реки Самарка,  в Волгу впадает река Сок, воды которой питает речка… Сургут. В устье Сургута расположен населенный пункт с таким же названием. (21) Эти названия находятся в самом центре давнишней родины чалдонов, всего в нескольких километрах от современной Самары, именем которой они сами себя именовали. Кроме того, красноярское село Сургутиха и новосибирская деревня Сургуты издавна были населены именно чалдонами. Может быть, тюменский профессор Фролов прав и кроме чалдонов-самаров, существовали чалдоны-сургуты? Есть одно свидетельство, что народ такой на самом деле существовал. В 1873 году горский писатель Гаджи-Али, сын Абдул-Малека, опубликовал «Сказание очевидца о Шамиле».  Рассказывая в этом сказании, в частности, об аварцах, автор пишет: «Прежде они исповедывали разные религии и управлялись князем Сурака, из племени Руссов. В Дагестане есть предание, что аварцы суть пришельцы с севера из племени Руссов, что они управлялись князьями из рода, именуемого Сургат, который властвовал над Аварией до самой смерти Омархана аварского в 1801 году». (22)  По сообщению раннесредневековых авторов, основу аварского войска, вторгнувшегося в середине 6 века в Европу, составляли именно славяне (42). Авары с 557 года кочевали по берегам Волги и  потом переместились оттуда в степи Северного Кавказа. Что и нашло отражение в легендах  аварцев. Результаты анализов mtDNA подтверждают то, что русские (и вообще славяне) генетически гораздо ближе аварцам, чем все остальные народы Кавказа (23). Кстати, есть у аварцев и своя Самара – река Самур. А в древности в этих местах процветал город Самандар (24).

 И все же, что означало для первых жителей Сургута его название? То, что это не финно-угорская этимология, ясно каждому, кто знаком с географией этого гидро-топонима. Она вовсе не совпадает с географией расселения финно-угорских народов.

 Корень «сур» очень часто встречается в старинных названиях европейской части России и в Украине. Река Сура, правый приток Волги, течет в сотне километров от реки Сургут. Как раз напротив впадения реки Самары в Днепр, расположено устье Мокрой Суры. А недалеко от этих мест мы найдем город Сураж. Перечень можно продолжать до бесконечности. В древности славяне поклонялись многим богам. В их пантеоне мы встретим и  Сурицу, солнечную Богиню радости, веселья и света. (25) Сурьей славяне называли также питный мед, приготовление которого посвящалось богу солнца - Сурье. Живя в анклаве, далеко от центра развития славянской цивилизации, славяне Поволжья вполне могли  употреблять вместо слова «бог», слово «гот», сохранившееся в других индоевропейских языках. Из этого следует, что на берегах реки Сургут находилось святилище, посвященное богу солнца Сурье или дочери Даждьбога, супруге Хмеля - Сурице. Второй вариант этимологии мне кажется еще более реальным: здесь готовили хмельной напиток из меда – сурью. Тем более, что во многих славянских языках сохранилось слово «гута» - мастерская, плавильня (26). Иными словами Сургут – это Сурья гута - медоварня, а древние сургутяне с берегов Волги, были медоварами. Я не ошибся, славяне именно варили мед, изготавливая из него хмельной напиток. И были в этом деле знатными мастерами. К примеру, существовали такие рецепты, когда после сложнейшего последовательного переваривания медовухи с добавлением хмеля и соков разных ягод, полученный продукт выдерживали в дубовых бочках больше десяти лет (27). Кстати, близкое по звучанию слово сургуч, существует в таком виде только в славянских языках. К примеру, во французском  это «cire à cacheter», а в немецком «siegellack». Оно, это слово «сургуч», изначально обозначало ничто иное, как  продукт переработки меда. А именно воск (28). Случайно ли такое совпадение? Думаю, нет.

 

Индоевропейское прошлое.

  Где бы не жили предки современных чалдонов, практически везде они строили населенные пункты, называемые Самара и Сургут. На территории Украины – Сураж и Старая Самара (историческое название Днепропетровска(29)), в Самарской области – Самара и Сургут, в Югре – Самарово и Сургут.

 А вообще этимологии слов «Самара» и «Сургут», возможно, имеют и более глубокие индоевропейские корни. По крайней мере, индийцы до сих пор почитают бога солнца Сурью (30), полного тезку славянского бога. А огненный бог славян Семург (Симаргл) нашел свое отражение в иранском божественном пантеоне как Самург (25). В таких совпадениях прослеживается закономерность, подтвержденная современной наукой.  Лингвистические изыскания О. Н. Трубачева показали, что в Причерноморских землях, в частности в междуречье Дона и Днепра длительное время сохранялся индоарийский компонент (31).

 В Средней Азии, колыбели индоевропейской цивилизации, в непосредственной близости от древнего Самарканда мы и сейчас найдем на карте населенные пункты Самара и Ургут (32). Современный Ургут это крупный город с  населением в 350 тысяч человек. Считается, что он чуть ли не старше Самарканда, давно уже отметившего две с половиной тясячи лет со дня своего основания. Здесь, как и в некоторых районах Афганистана и Таджикистана, живут «ургути», народ, называющий себя коренным народом Средней Азии (33).

  А может ли в принципе, народ называться по роду своего занятия (в данном случае медоварения)? Оказывается, может! Это подтверждает никто иной, как великий  греческий историк и географ Геродот, живший в 5 веке до н.э.  Приблизительно в тех места, где проживают современные «ургути» он помещал древнее индоевропейское племя амюргиев  или самургиев (34), названных так, по словам Геродота, за то, что они –«варили дурманящий напиток Сауму». «Sauma», или «Хаома», «Сома» - был очень важным ритуальным напитком у индоевропейцев. Сому иногда еще называли мюда или мада, из чего можно предположить, что в рецепте приготовления был задействован мед (в санскрите мед – моду, в авестийском - маду). В индуизме этот напиток и сейчас посвящается Сурье (35).

  У всех, названных выше терминов, прослеживается явная фонетическая связь: Симаргл -Самург – Саума - Самара; самургии – ургути - Сургут. И все они напрямую связаны с древней религией  индоевропейцев.

    Самоназвание чалдонов - «самары», вовсе не открытие для современной науки. Сарматами называли целый ряд индоевропейских племен, поселившихся  в 4 веке до нашей эры на Волге и причерноморских степях (36). Вплоть до 18 века многие европейские страны называли Россию Сарматией. Топонимы «Самара» отмечены в Ленинградской, Орловской, Тверской и многих других областях России. А вот как объясняется происхождение этнонима «Самар» в сборнике древних булгарских летописей «Джагфар тарихы»: «Камырцы - ветвь синдийцев, не потерпели того, что остальные синдийцы стали придавать каменным изваяниям верховного синдийского божества Тара кощунственный вид простого человека, а не остроконечной каменной горы Самар и вернулись из Синда на прежнее место жительства - на реку Самар у горы Самар. Однако, когда одна часть этого народа стала делать изваяния Тара из чистого золота, а другая - из глины, то третья оставила их и поселилась в другой местности, названной в честь прежнего местообитания - Самар. Их стали звать самарцами…» (37).                    

                 

Фамильная география.

   Кстати, в черте обского Сургута течет речушка Бардаковка, названная так по имени местного остяцкого князя Бардака. В России «барда» - забродившая пена кваса, браги, медовухи (38). На Дону, до сих пор бардаком именуют глиняный кувшин с широким горлом для приготовления браги (39).  Фамилия Бардаков, весьма распространена среди славянского населения, чего не скажешь о хантыйских родах. Слово «каяла» в Южной Руси означало коромысло (11). Согласно «Слову о полку Игореве» на реке Каяла, притоке Самары, потерпел поражение князь Игорь. В географии фамилий Каяловы и Цынгаловы  с явным отрывом преобладают Днепропетровская область Украины, Красноярский край, Новосибирская и Тюменская области. Фамилии Сургутов, Сургучев, Сургутский, Сургутсков, встречаются чаще всего в Сибири, на Урале и в поволжском регионе. Среди украинских фамилий не последнее место занимает Сурган. Ну, а такие фамилии, как Самаровы, Самаркины, Саморуковы или Самарины распространены повсеместно.

  Во всем мире на протяжении пятисот лет верили в, казалось бы, непререкаемую истину: Америку открыл Колумб. Теперь мы все знаем, что первыми из европейцев на берега Америки высадились викинги. И сделали они это за пять веков до Колумба. Не пора ли и нам отказаться от старого стереотипа, утверждающего, что до похода Ермака русских жителей в Сибири не было. Пора и чалдонам-самарам-сургутам воздать должное.

 

Время основания Сургута

  В древнебулгарской летописи  «Гази-Барадж тарихы» есть сведения об основании крепости Сургут. Крепость была построена Байтуганом и внуком Салахби Сып-Самбатом, получившим мусульманское имя Гусман. Вот этот отрывок (40): « …А граница между булгарскими провинциями Ура и Байгул шла по Соболу или Байгулу, а затем, чуть не доходя до устья Тубыла, шла также к верховьям Асада. Восточная граница Байгула захватывала низовья реки Ени-су и стойбища народов тойма и дюди, отсюда шла к реке, которой сын Байтугана Таз-Умар дал свое прозвище Таз и в устье которой основал крепость Мэнхаз, от ее верховьев - к низовьям Каты-су, от них - к Байгул-су... (пропуск в летописи). Место встречи с Гусманом было очень удобным, и Байтуган распорядился возвести здесь крепость, названную Сюрхот … А весь путь - от Болгара к Чулым-су, от Чулым-су до Сюрхота и от Сюрхота к Болгару - назывался “Дальней дорогой”. Если хотели проехать от Сюрхота к Болгару, то пускались от этой крепости на Байгул-су к устью реки Хонта...». 

Мы легко узнаем привычные для нас географические названия: Собол – Тобол, Хонта - Конда, Ени-су – Енисей, Мэнхаз – Мангазея, Ура – Урал, Чулым, Таз. Исходя из времени проживания Салахби (Вещего Олега) (43), умершего в 922 году, можно с большой долей уверенности предположить время строительства Сургута – 940-970 г.г. Из этого можно сделать вывод, что Сургут уже давно отпраздновал не только свое сорокалетие и четырехсотлетие, но и тысячелетие.

     

Литература

1. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север// «Либерия», М., 1995г. Т. I, стр. 197-211

2. Пелих, Г.И. Происхождение селькупов; Редактор: проф. Л.П. Потапов // Издательство Томского университета, 1972

3. Хайду П. Уральские языки и народы, пер. с венг// М., 1985

4. Селькупы. Финно-угорский мир//Ижевск. УдГУ, 2007г.,

5. Сторожев В.Н."Указная книга поместного приказа" // (М., 1889)

6. Копцева Т.В. «О влиянии статусных характеристик сибирских городов на динамику численности купечества» // Тобольский Государственный Педагогический Университет 1996.г.

7. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север // «Либерия», М., 1995г.  Т. 1, стр 66-76

8. Айзенштадт А.М. У кетов и селькупов // Музыка Сибири и Дальнего Востока / Сост. И.Ромашук). М., 1982.

 Пелих, Г.И. Происхождение селькупов; Редактор: проф. Л.П. Потапов // Издательство Томского университета, 1972

http://planetolog.ru/maps/russia-oblast/big/Krasnoyarsky_Kray.jpg

9. http://wikimapia.org /#lat=56.062992&lon=78.7170625&z=15&l=1&m=b&search=сургуты

10. http://rus-map.ru/229992_BIG_0_0.jpg

11. Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып. 21. С. 67-81.

12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка//издание 1863-66 г.г.

13. Отин Е.С. «Об именах и кличках, тождественных топонимам» // Этнография имен, Москва, 1971г.// стр 259

14. Малолетко А.М. «Первая русская колония в Сибири» // Томский государственный университет 2002г., стр. - 1

15. Малолетко А.М. «Первая русская колония в Сибири» // Томский государственный университет 2002г., стр. – 2,3

16. Матвеева Г.И., 1981. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев

17. Академик РАН В. В. Седов, Этногенез ранних славян. //Заслушано в ноябре 2002 г. на заседании Президиума РАН.

 Седов В. В. Славяне в древности...// М.: Ин-т археологии РАН; РФФИ с . 304-315

18. Смирнов А.П.Волжские булгары // М., 1951.

     Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии //М., 1984

19. Седов В. В. Древнерусская народность. Руссы.// М.: Институт археологии РАН, 1999, стр. 1-6

20. Иордан, О происхождении и деяниях гетов GETICA // По изданию: 512 стр., 2001 г. Издательство: Алетейя; Серия: Византийская библиотека.

21. http://mapsamara.narod.ru/map/16.html

22. Гаджи Али, Сказание очевидца о Шамиле.// Махачкала. 1990 Печатается по изданию «Сборник сведений о кавказских горцах». Вып. VII. 1873.

Глава «О Дагестане вообще» и прим. 83.

23. Nasidze, E. Y. SLing и др. Mitochondrial DNA and Y-chromosome Variation in the Caucasus. 2004

24. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. С.182-202

25. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. // М.,Наука.1981

26.  Російсько-український словник технічної термінології (1928), стр. 264

27. Большой кулинарный словарь // Издательство: АСТ, Москва 2002. Меды питные.

28. http://ru.wikipedia.org/wiki /Сургуч

29 Швидковский О.А., Днепропетровск, М., 1960

30. Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса.// М., 1975 стр. 3-12

31. Трубачев О.Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства: Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопр. языкознания. 1977. № 6. С. 13-29; Его же. Indoarica в Северном Причерноморье: Источники. Интерпретация. Реконструкция // Там же. 1981. № 2. С. 3-21.

32. http://geoman.ru/geography/item/f00/s04/e0004360/pic/000_407.jpg

33. Лунин Б. В. «История Узбекистана в источниках. Узбекистан в сообщениях путешественников и учёных»: 20-80-е гг. XIX в. Ташкент, 1990

34. Геродот. История. I 153; III 93; VI 113; VII 9, 64, 96, 184; VIII 113; IX 31, 71, 113.

35. Овсянико-Куликовский Д.Н. Основы ведаизма (Культы огня и опьяняющего напитка). //Собрание сочинений, т. 6. СПб, 1909.

36. БСЭ, том 22 стр. 599

37. Гази-Барадж тарихы (летопись Гари-Бараджа) Главы 1-5.

38. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том I. Государственное издательство иностранных и национальных словарей, М., 1955.

39. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка //Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Т. 1—4. 2-е изд

40. Гази-Барадж тарихы (летопись Гази-Бараджа) Глава 6

41. Кручинина А.В. «Семантическое пространство Обско-угорской и самодийской этнонимии // Защита состоялась 24 марта 2004г. в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета К 212.274.02 в Тюменском государственном университете по адресу: 625003, г.Тюмень, ул.Семакова, д.10, ауд. 325.// глава 2, ЛСГ2, 2.1.

42. Лукина С.Г. Авары в освящении европейских средневековых авторов/ Лукина С.Г. Актуальные проблемы всеобщей истории// Йошкар-Ола, 2006, стр. 77-87

43. Львова З.А. Некоторые данные летописи "Гази-Барадж тарихы" о народах и государствах Восточной Европы IX в. // Археологический сборник, выпуск 37. СПб Издательство Гос. Эрмитажа, 2005 г

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС