Ольга КУРГАНСКАЯ

ШОСТАКОВИЧ В БЕЛЕБЕЕ

Опрокинутый возок… и седьмая симфония

В Белебеевском краеведческом музее есть стенд «Шостакович в Белебее», где собраны документальные свидетельства о пребывании 36-летнего композитора в этом городе. Музейные архивы рассказывают о событиях давно минувших дней…

 

1941 год. Война. Где-то там, на линии фронта, идут кровопролитные бои. Грохочут пушки, но не молчат и Музы. В осажденном Ленинграде в первые же дни войны молодой композитор Шостакович с необычайной скоростью и вдохновением начал писать симфонию борьбы и победы над врагом. Несмотря на молодость автора, она уже была седьмой по счету в его творческом багаже. Он посвятил ее своему родному городу, героическим людям, выстоявшим в блокадные дни, и назвал «Ленинградской».

Эта симфония стала документом истории страны и едва ли найдется какое-то другое музыкальное произведение двадцатого века, удостоенное такого интереса и внимания. По словам военного дирижера Ивана Васильевича Петрова - это «грандиозная музыкальная стихия», в которой сконцентрированы понятия гражданственности, мужества, героики.

Если бы Шостакович больше ничего не написал, кроме Седьмой симфонии, то и этого было бы достаточно, чтобы его имя было вписано золотыми буквами в музыкальную летопись нашей Родины.

Далеко от Москвы затерялся Белебей - городок в глубоком тылу. Сюда переведена Военно-политическая академия имени В. И. Ленина и вместе со всеми факультетами и службами - военный духовой оркестр, которым руководил дирижер И. Петров. Оркестр, концерты которого проходили в клубе академии (ул. Красноармейская, 60), оказал заметное влияние на культурную жизнь города. Дирижер постоянно поддерживал связь с композиторами, чтобы пополнять свои программы новыми, современными сочинениями. В одном из писем И. Петров пишет композитору Н. Мясковскому: «…Играть надо много, и требуется больше всего современной, т. е. музыки Отечественной войны…».

Услышав по радио Седьмую симфонию Шостаковича, Петров срочно поехал в Москву. Он с большим трудом достал партитуру. По возвращении в Белебей сразу начались репетиции. Возникало множество исполнительских проблем - ведь сочинение было рассчитано на огромный симфонический оркестр!

Наконец все было готово и оркестр мог исполнить Ленинградскую симфонию. В это время Шостакович находился в Куйбышеве. Петров пригласил композитора на белебеевскую премьеру симфонии, сам его встречал в Аксаково. Он оставил воспоминания об этом событии: «…Стоял крепкий мороз. Снегу было много. Встретив Дмитрия Дмитриевича Шостаковича с женой…, мы усадили их в сани и покрыли тулупами. Сильный рысак повез их вперед. У нас лошадка была послабее. Мы несколько поотстали и все же увидели, как впереди нас сани свалились набок. В студеные башкирские зимы по краям дорог стоят огромные снежные сугробы. В один из таких сугробов и упали наши гости. Когда мы подъехали, Дмитрий Дмитриевич и Нина Васильевна уже были на ногах и, отряхиваясь, весело сказали, что все сошло очень удачно, снег мягкий…».

И вот настал долгожданный день 12 декабря 1942 года - исполнение первой части Седьмой симфонии. Тысячный зал замер. Тишина. Такая же торжественность, только на премьере этой симфонии в Куйбышеве, описана в поэме Л. Поповой «Седьмая симфония»:

 

Я помню блеск немеркнущий свечей,
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки - и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Уже несут ко всем заставам гордо
Все рупора симфонию твою…

 

Кончился концерт. Все сидели молча. Это длилось минуту, две, три... Так бывает после сильного потрясения. И вдруг грянул гром аплодисментов! Люди стоя долго аплодировали и не отводили глаз от сцены, где стояли профессор Деборин, начальник академии Щербаков, виновники торжества Иван Петров и смущенно кланяющийся Дмитрий Шостакович. До конца жизни он так и не сумел преодолеть в себе стеснительность. Для него главным, вероятно, была Музыка, а не собственное в ней «я».

Американские дирижеры Ю. Орманди, Л. Стоковский, А. Тосканини забросали письмами советское посольство в Нью-Йорке с просьбой предоставить им право первого исполнения Седьмой симфонии в США. Маленькому Белебею есть чем гордиться: он был в числе счастливых городов, где проходило одно из первых исполнений этого музыкального шедевра.

Белебеевцы чтят имя композитора, посетившего когда-то их город. Мемориальная доска на домике по улице Пролетарской напоминает жителям Белебея о событии шестидесятилетней давности и хранит память о гениальном композиторе двадцатого века Дмитрии Шостаковиче.

 

Автор благодарит руководство краеведческого музея г. Белебея за предоставленные материалы.

Русское поле:

Бельские просторы
XPOHOС - всемирная история в интернете
МОЛОКО - русский литературный журнал
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
ПАМПАСЫ - детский литературный журнал
История науки
История России
Сайт истфака МГУ
Слово о полку Игореве
ГЕОСИНХРОНИЯ

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Русское поле

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2002

WEB-редактор Вячеслав Румянцев