Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы sema.ru

Арсений ЛАРИОНОВ

 

РОК

XPOHOC

Русское поле

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ЖУРНАЛ СЛОВО
МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

Рецензия на книгу

Саму книгу вы можете приобрести, написав письмо по адресу:

sovpis@netclub.ru

 


Арсений Ларионов

Рок. Роман. «Советский писатель», Москва, 2002.

Арсений Ларионов вошел в русскую литературу в 70—е годы теперь уже прошлого века с романом «Лидина гарь». В нем была отражена дореволюционная жизнь северной деревни, слом устоявшегося уклада, резкие, зачастую болезненные повороты людских судеб в исторической круговерти 20—х годов. «Рок» — тоже роман о деревне, только автор переносит нас в самые «благополучные», застойные годы. И если «Лидина гарь» — книга, где главными героями являются крестьяне, то в «Роке» писатель талантливо изображает представителей так называемого «партийства», мелкой и средней сельской номенклатуры. Главная идея «Рока» — отрицание собственной жизни и отеческой судьбы центральным героем романа, директором Лышегорского совхоза Коробеевым. «Застойное» время 70—80—х годов, сохранившее у власти старых «фронтовиков» (Коробеев в годы Великой Отечественной был танкистом), сделалось горестной предтечей грядущей национальной катастрофы: люди, принесшие победу России в сорок пятом, почти безропотно хоронили ее в начале девяностых. Автор послесловия, доктор филологических наук Николай Неженец, видит в этих событиях печальную параллель с Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов. «Как схоже с Сенатской площадью», — замечает он. Тема, поставленная автором в «Роке», своим «замахом», пожалуй, вытесняет размышления других писателей—деревенщиков по этому поводу (Астафьев, Белов, Абрамов, Можаев, Распутин, Солженицын). Даже внешняя канва произведения драматична. Перед читателем разворачивается печальная история о том, как сбежавшие с войны дезертиры, уже на закате своих лет начинают сводить счеты с односельчанином. А он, добиваясь правды и ясности, начинает обличать не только своих явных хулителей, но и управителей современной жизни. Все кончается трагически: главный заводила застрелился, оклеветанный воин умер от разрыва сердца, а в среде «номенклатуры» тоже произошли изменения — начальствующего и надоевшего людям Коробеева отправили на пенсию, а его место занял молодой сообщник по воровскому делу... Жизнь, как говорится, продолжается... Впрочем, главная идея «Рока» значительно глубже. Автор показывает распад русского мира, всеобщий людской разор и «духовный паралич» (Достоевский). В романе, реалистическом по сути, закрепляется мысль о трагической безнадежности мира. Потому — «Рок»... Автор явно тяготеет к образцам староклассической прозы — Толстому, Достоевскому, Леонову. Рок — хождение против истории, против природы и против Бога.

Рецензия перепечатывается с адреса:  http://www.ruscenter.ru/ 

 

Написать отзыв

© ЖУРНАЛ   2003 г.

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев