> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Геннадий Старостенко

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

ПОТНАЯ УЛЫБКА БИЛЛА

В этой игре все средства хороши, потому что цель оправдывает средства. А цель одна – покорить (необязательно обаянием), подчинить своему контролю и манипулировать сознанием. Жить за счет другого посредством интеллектуального подавления, силового принуждения, а в иных случаях и физического порабощения. Убежденно называя все это справедливым миропорядком и нейтрализуя противодействие самыми изощренными способами.
Подчинять себе волю и сознание других – самое большое искушение «гомо сапиенса», а вернее, его подвида – «эгоистикуса». Ведь чтобы понимать и принимать мнение другого, нужно поступиться собственной экспансией. Гораздо проще этого «другого» подавить морально или подчинить полному диктату. При этом самого же и назвать диктатором, озадачив тем самым окружающих.
Практически все, что пишется и вещается в американских (а частично и в европейских) СМИ в связи с событиями в Республике Беларусь и в отношении ее президента Александра Лукашенко иначе как вакханалией назвать нельзя. Для них Белоруссия сама и Лукашенко – как Желтое море для потомков Конфуция, куда те сбрасывают через гигантскую дамбу «Три пасти» ядовитые стоки с тысячи двухсот предприятий страны. По их мнению, и не страна она вовсе, эта Белоруссия, а гигантская помойка, куда можно сливать продукты жизнедеятельности, а равно и креативности...
Помои эти – густая смесь из католического лицемерия (вспомним Лойолу), иудаистской «обмыленности» и бычьей протестантской упертости. Сами по себе конфессии в общем как бы и не причем, но в первооснове мотиваций и без религиозно-архитипического примеса не обходится. Да и вообще, для суетливого и заводного американского журналиста образ «внешнего врага» – приятная возможность плеваться в кого-либо регулярно, прицельно, эффектно и безнаказанно.
Если взять средней руки и «средней западности» американское издание, то в нем непременно обнаружишь нечто анти-белорусское и анти-лукашенковское. Вот характерный опус из American Spectator. Знанием белорусских реалий «радует» читателя некий Кристофер Орлет. (Характерно и само название – ПОСЛЕДНИЙ ДИКТАТОР ЕВРОПЫ. Так называет Александра Лукашенко и Кондолиза Райс, но Конди не сама это придумала – в газетах же и вычитала).
…Путешествие в Беларусь подобно путешествию в уэльсовской машине времени. Не видно рекламных щитов, которых полно в постсоветских странах вроде Польши и Украины. Большая часть частных компаний, которые возникли после развала СССР, закрыта. Крестьяне выживают за счет своих огородов. Горделиво высятся колоссальные статуи Ленина и Маркса.( Недавно 16-летнему мальчику дали 18 месяцев «принудительного труда» за то, что он изуродовал статую Ленина). КГБ рыщет по чистым и опрятным улочкам, а политические оппоненты исчезают без следа. Испуганные жители отворачиваются от вас на улицах. Так последний диктатор Европы правит своей железной рукой…
Его называют Батькой («отцом»), но у Александра Лукашенко с Иосифом («Кобой») Сталиным общего больше, чем просто черные усы и глупая кличка.
Приход Лукашенко во власть был, как и он сам, расчетливым и жестоким…
Далее по тексту идет такое, что не знаешь, смеяться или грустить, ей-богу… Например, следующее:
Лукашенко испытывает такое отвращение к приватизации и реформам, что даже Россия колеблется - вести ли с ним дела…
В том, что некий Кристофер Орлет всерьез печется за честь России, можно и усомниться. К тому же, хоть и ангажирован в тему, а реальную ситуацию либо представляет виртуально, либо извращает сознательно.
Александру Лукашенко пишущая братия на Западе так старательно и неизменно приписывает эпитет «последний» (последний диктатор Европы, последний деспот и т.п.), что в этом можно усмотреть даже и не самоцензуру, а скорее манию. Вот «последний» - и все тут, что-то вроде заклинания. А вдруг не назову его так, микитит про себя щелкопер, и на место Лукашенко придет другой «последний»…
В этом ряду некий Айан Трейнор просто новатор, он находит новые подходы к теме: единственный лидер-пария в Европе… (Guardian). Но вскоре разочаровывает – далее идут клише, традиционные злопыхания… Пожалуй, дальше других в метафорах и эпитетах ушел живущий в Чикаго эссеист Г.Столяров. Президента Беларуси он назвал «антитезисом свободы». Вот молодец-то, вот мастер слова! Впрочем, за что такая немилость к чужому президенту? А вот за что:
Представьте себе страну, где выборы фальсифицируются, как в Мугабе, частные предприятия экспроприируются, земля обрабатывается коллективно, как во времена средневекового рабства…
Только и этому, увы, не хватает таланта, чтобы вырваться из порочного круговращения – и этот одну из своих статей называет… ПОСЛЕДНИЙ ДЕСПОТ. Со ссылкой на «опрос», проведенный однажды «Независимым институтом социоэкономических и политических исследований», автор утверждает: из 1500 опрошенных граждан Белоруссии только 23,2% сказали, что Лукашенко правит страной достаточно хорошо (чтобы быть переизбранным), а 64,1% сказали, что недовольны и что его на этом посту должен сменить другой.
Тут уж сомненья нет - точно фальсификация…
И все же в смелости и красочности (и не только в красочности цифр, но и оборотов речи) автору не откажешь. Для американских левых, которые считают коммунизм и фундаменталистский исламофашизм несовместимыми, Лукашенко – наглядное опровержение. И опять же далее по тексту – …лукашенковская идеология славянского шовинизма… его экономический паразитизм… чистки хотя бы и малейшего инакомыслия… действия правительства-изгоя Белоруссии угрожают национальной безопасности США… незаконный захват власти…
Берем наугад любой фрагмент из опуса – Лукашенко ведь весь во грехе. Да вот, кажется, что-то новенькое… призыв на военную службу:
Он сохранил варварскую систему призыва, порабощающую лучшие и наиболее продуктивные сегменты населения. Несмотря на полное отсутствие какой-либо военной угрозы Белоруссии (прим. авт. – должно быть, то же самое писалось и про Ирак) режим Лукашенко сохраняет гаргантюанскую армию, заставляя каждого мальчика по достижении 16-летнего возраста регистрироваться в военкомате. Если он не станет студентом вуза, ему не миновать призыва на действительную службу…
Невероятно!
Но может быть, возмущение г-на Столярова сродни его неосведомленности по части иных географий и он не знает, что в стране его этнических собратьев даже девиц – и тех ставят под ружье?
Столяров продолжает:
Он задушил сельскохозяйственный сектор экономики, возродив колхозную систему. Во время периодических приездов в Беларусь я путешествую по сельским регионам и обнаруживаю в них полнейшую изолированность от цивилизации. Частное фермерство и сельскохозяйственные концерны строго запрещены, поскольку Лукашенко всех предпринимателей зовет заворовавшимися олигархами… Единственные новые дома в деревне – это дома колхозной бюрократии, на дорогах, которые принадлежат государству, такие ямы, что они просто непроходимы для обычного транспорта…
Далее автор – в унисон с прочей ангажированной публикой – убивается по поводу кампании «лжи и пропаганды» в адрес Запада и буквально вопиет о том, что «любое случившееся в Америке несчастье белорусские телеканалы встречают с ликованием»…
Ужас! Что за страна, что за нравы…
Ну и конечно – исчезновения, излюбленная тема. Исчез несколько лет тому назад телеоператор… Кто виноват? Конечно же, Батька. Кому это было нужно? Конечно же, ему – наверное, чтобы окончательно испортить отношения с «демократиями»…
В общем вали до кучи – рыщут они там по улицам, а народ и глянуть в глаза друг другу боится… Так уж там плохо, что деваться просто некуда – сплошное кафкианство с солженицинщиной. Да тут и наш браток на подхвате - легкий на слово столичный журналистишка. Всегда готов красноречивого тумана подпустить за денежки да собственные же коммунистические пеленки и обкакать… Ему бы взять да обмокнуть перо в статистике исчезновений по России – да написать о том, например, что в относительно спокойном из сибирских городов Барнауле каждые сутки пропадает по два-три человека, что форсированная декультурация косит сознание молодежи, как косила людей чума в иные времена…

А между тем рассказы знакомых, наезжающих в Белую Русь, диаметрально противоположны. Едешь – все чисто, благодатно, нивы колосятся, все возделано, все ладно. Все путем – как и должно быть…
А как же иначе? Есть программа возрождения села, внедряются новые сельскохозяйственные технологии в растениеводстве, строятся и модернизируются животноводческие комплексы… Не говоря уже о других отраслях экономики, в которых тоже заметный рост.
Только вот ведь штука – у каждого, оказывается, свое видение… Один видит солнце и колыхание нив, а другой – авторитаризм, обскурантизм, репрессии и мракобесие.
Все эти опусы и образчики «свободного журнализма» можно было бы, конечно, и не выуживать из газет и интернета – можно было просто игнорировать как непомерные преувеличения и идеологические подначки. (Собака брешет, караван идет).
Можно было бы, только уж больно много собак развелось, поэтому иногда все же стоит...
Увы, все это было бы просто нелепо, когда бы не было так грустно… И страну, и людей, и руководителя хотят раздавить морально. Обмазать грязью, деморализовать, растлить и в конечном итоге подчинить ее своим интересам, как это удалось со многими. Белоруссии вообще отказывают в праве нравственного выбора и экономической самоидентификации. Отказывают те, кто не знает и не понимает, что формой и жанром жизни может быть не только драма, но и лирика, и что самое высшее счастье человека – это сокровенное переживание гармоний, а не драки бытия. Отказывают те, кто лишен подлинно диалектического понимания вещей, - люди лицемерные, злонамеренные и в общем-то ведущие мир прямой дорогой к Апокалипсису.
И все же они могущественны. У них инстинкт власти, деньги, информация, военная сила, рычаги влияния, тайные ведомства и многое другое. Они неспешно динамичны (предоставляя быть суетливо динамичными нижележащим стратам), изобретательны и в игре за Белоруссию готовы делать максимальные ставки. Ведь пока она живет своим умом, открыто противостоит идеологической агрессии и активно стремится к воссоединению с Россией, у ненавистников нет никакой гарантии, что это возможное слияние не освежит кровь и последней, не придаст ей силы – и тогда…
В общем у мыслящей публики давно уже нет сомнений в том, что индустриально развитая Россия мало кому нужна на Западе, и главным образом потому что в случае заметного индустриального роста прежде всего сама востребует собственную нефть.
Для западного индустриального мира Белоруссия остается бельмом в глазу. Она развивается, и это очевидно, тогда как Россия уверенно сползает в сырьевую нишу. Российские – и прежде всего энергетические - ресурсы давно уже стали предметом самого пристального стратегического интереса со стороны основных их потребителей. Рост добычи нефти планируется на уровне сверх-правительств, транснациональных корпораций и аналитических центров и спускается дальше – до уровня компаний-операторов. (А вовсе не в обратном порядке, как представляется обывателю: сколько захотел, столько и добыл). Рынок мега-уровня вообще не может быть рыночным, только плановым – с кое-какими корректировками и флуктуациями. И в настоящее время энергетические стратегии глобального госплана нацелены на парализацию воли России к саморазвитию.
А вот воссоединение России и Белоруссии во все эти сценарии (даже альтернативные) не вписывается.
Вокруг Белоруссии и ее президента давно уже возведена стена экономической и информационной блокады. И тем не менее страна развивается ударными темпами, это факт. Страна идет по пути стабильного роста – и нет в ней ни взрывов, ни бандитских разборок, ни переделов собственности. Демократический ресурс критики власти в Белоруссии, безусловно, полностью устранять недопустимо, поскольку в этом основное и единственное достоинство демократии (в ее идеальном виде). Но то, что творится вокруг Белоруссии в западных СМИ – не грех и повториться – иначе как вакханалией неприятия и ненависти просто не назовешь.
Но ведь все это работает на сознание миллионов и формирует стойко неприязненное отношение к стране, как и к тем, кто ее населяет. В общем формирует «общественное мнение»…
Хочется вспомнить сказанное президентом Лукашенко с трибуны ООН на ее 60-ой сессии 15-го сентября. Это был призыв к руководителям стран и народов: мы все вместе должны добиться понимания главного – по правильному ли пути ведем мы наши страны и все человечество?
Возродившись из-под обломков «холодной войны», Беларусь смогла стать страной с высоким уровнем научно-технического развития. Это страна с десятью миллионами высокообразованных и толерантных людей. Как и вам, нам нужны мир и стабильность. Больше ничего. Остальное мы создадим сами своими собственными усилиями. Моя страна свободна от конфликтов. В Беларуси мирно сосуществуют разные нации и национальности, исповедуя каждая свою религию и сохраняя свой образ жизни. Мы не беспокоим соседей, у нас нет никаких территориальных притязаний, мы не пытаемся влиять на их выбор развития…

Невольно хочется продолжить за Лукашенко: а в самом-то деле – чего им надо? Впрочем, это вопрос риторический. Ответа не требует, так – небольшого комментария…

P.S. Десять лет тому назад вашему покорному слуге пришлось поработать в Центре общественных связей Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Старшим у меня был Билл Макфадден, молодой обаятельный американец – из простой семьи сталелитейщиков откуда-то со среднего Запада. Пусть это никого не удивляет. Чуть ли не вся постановка фондового рынка в России осуществлялась практически from scratch (с нуля) Агентством международного развития при конгрессе США. Для этого подбирался пул из компаний типа Arthur Andersen, Burson-Marsteller и многих других. Там же вертелся и печально известный Джонатан Хей, распродававший предприятия аэрокосмического комплекса России, а также подобные ему лица и организации). Будучи по-приятельски расположен ко мне, Билл Макфадден, случалось, говорил, делая круглые глаза и потея от восторга: представляешь, здесь сейчас за шесть-восемь миллионов долларов можно купить где-нибудь на Урале завод, который у нас бы стоил полмиллиарда…. Управлял тогда ФКЦБ Дмитрий Васильев – одна из многочисленных «правых рук» Чубайса. У Васильева в заместителях была парочка молодых девиц – одна русская, ее звали Лариса, а другая американка – ту звали Андреа. На дверях их кабинетов висели таблички – Andryushka и Larisochka. Кончилось тем, что покорный ваш слуга опубликовал в «Советской России» гневную статью об этой лавочке: о том, куда уходили деньги и что там вообще происходило. За державу было обидно…
Прибрать к рукам чужое добро, истребить «вирус коммунизма» в центре Восточной Европы и устранить геополитического соперника, выстраивая собственный мировой порядок, - вот главные задачи тех, кто управляет перьями и языками «независимых» западных СМИ. Ставки высоки: добьем Белоруссию – будет окончательно сломлена и Россия.
Даже результаты президентских выборов в Белоруссии, где противники А.Лукашенко потерпели сверх-сокрушительное поражение, дали им повод разводить новый треп про то, как все плохо в Белоруссии. В западных СМИ накатывает новая цунами демагогии. И хотя эта пост-электоральная волна не так высока, как та, что обрушилась на Беларусь накануне выборов, но цинизма агрессивной злобы в ней не меньше. Ограничимся лишь названиями статей: …Результаты выборов отвергают тысячи …Театр демократии Лукашенко …В Беларуси – революция? …Война с Лукашенко начнется в июле…
И все же выбор народа есть выбор народа, и это теперь, должно быть, понимают многие на Западе. Хотелось бы верить, что это осознание в какой-то мере поможет homo occidentalis («человеку западному») в преодолении штампов и предрассудков, усердно навязываемых собственными СМИ. Надежда эта невелика (поскольку существуют плюс ко всему и межцивилизационные противоречия и антипатии, описанные еще в позапрошлом веке Н.Данилевским в его великом труде «Россия и Европа»), но она все же есть. «Человек западный» не в последнюю очередь испытывает недоверие к России по той причине, что та (в своем пространственном отрыве от европ) на уровне демоса простовата и доверчива, что не держит идеологического удара, что ее, как пьяную, швыряет из стороны в сторону по историческому шляху. А вот Беларусь удержалась на последнем вираже истории. И это не может не вызывать уважения к стране и ее народу.

 

Написать отзыв

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев